Понятие и виды факторного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – по результатам факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности дать рекомендации по росту эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности коммерческой организации;
- провести факторный анализ прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности по данным финансовой отчетности организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты факторного анализа 5
1.1. Понятие и виды факторного анализа 5
1.2. Методика факторного анализа прибыли организации 10
1.3. Методика факторного анализа себестоимости 17
1.4. Методика факторного анализа производительности труда 18
1.5. Методика факторного анализа рентабельности 20
2. Факторный анализ эффективности деятельности ООО «Сибирьстройинвест» 23
2.1. Факторный анализ прибыли ООО «Сибирьстройинвест» 23
2.2. Факторный анализ себестоимости ООО «Сибирьстройинвест» 26
2.3. Факторный анализ производительности труда ООО «Сибирьстройинвест» 27
2.4. Факторный анализ рентабельности ООО «Сибирьстройинвест» 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения 33

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия вар 02.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

 

2. Факторный анализ  эффективности деятельности ООО  «Сибирьстройинвест»

2.1. Факторный анализ прибыли  ООО «Сибирьстройинвест»

 

Для факторного анализа прибыли  от продаж воспользуемся методом цепных подстановок.

Сущность способа цепных подстановок  заключается в последовательной замене базисной величины одного из факторов его фактической величиной и расчете условных величин результативного показателя - «подстановок». Остальные факторы при этом остаются неизменными. Количество подстановок совпадает с количеством факторов. В последней подстановке все величины должны быть фактические.

Рассмотрим модель цепной подстановки:

f0 = (x0,y0,z0) – базисное значение результативного показателя;

f′ = (x1,y0,z0) – первая подстановка;

f″ = (x1,y1,z0) – вторая подстановка;

f″′ = (x1,y1,z0) – третья подстановка;

f1 = (x1,y1,z1) – базисное значение результативного показателя

Общее абсолютное отклонение результативного  показателя:

Δf = f1 – f0.

Оно разлагается по факторам:

- за счет изменения фактора  х:

Δf(x) = f′ - f0 = (x1,y0,z0) – (x0,y0,z0);

- за счет изменения фактора  у:

Δf(у) = f″ - f′ = (x1,y1,z0) – (x1,y0,z0), и т.д.

Совокупное изменение факторов:

Δf = Δf(x) + Δf(y)+ Δf(z).

Поскольку, по данным предоставленной  для факторного анализа отчетности отсутствуют данные по структуре  произведенной продукции, изменениях цены и количества единиц реализованной продукции, факторный анализ прибыли проведем только по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Сибирьстройинвест». Недостающие данные возьмем произвольно.

Заработная плата и начисления на нее – 25% от себестоимости.

Материальные затраты – 60% от себестоимости.

Амортизационные отчисления – 11% от себестоимости

Прочие затраты –  5% от себестоимости.

Таблица 1 – Данные для факторного анализа

Показатель

2005

2006

Изменения за год по сравнению  с предыдущим периодом, тыс.руб.

Темп прироста за год  к предыдущему периоду, %

1

2

3

4

5

Выручка от продаж, тыс. руб.

9337

2255

-7082

-75,8

Средняя численность  персонала, чел.

40

50

10

25

Материальные затраты, тыс. руб.

5420

552

-4868

-89,8

Оплата труда тыс. руб.

1490

152

-1338

-89,8

Отчисления на социальные нужды

768

78

-690

-89,8

Амортизационные отчисления, тыс. руб.

994

101

-893

-89,8

Прочие затраты

452

46

-406

-89,8

Итого затрат

9124

929

   

Основные произв. средства, тыс. руб.

1423

943

480

-33,7

Оборотные средства, тыс. руб.

17461

8737

8724

-50

Производительность труда, тыс. руб.

233,43

45,1

-188

-80,7

Материалоотдача

1,723

4,085

2,36

137,09

Зарплатоотдача

6,266

14,836

8,57

136,77

Амортизациеотдача

9,393

22,327

12,93

137,7

Фондоотдача

6,561

2,391

-4,17

-63,6

Оборачиваемость оборотных средств

0,53

0,26

-0,27

-50,94

Себестоимость производства, тыс. руб.

3917

1703

-2214

-56,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

213

1326

1113

522,5


 

P1 = N1 – M1 – Z1 – A1 - R1 = 9337 – 5420 – 2258 – 994 – 452 =                      = 213 тыс. руб.

Pn = N2 – M1 – Z1 – A1 - R1 = 2255 – 5420 – 2258 – 994 – 452 =                      = - 6869 тыс. руб.

Pm = N2 – M2 – Z1 – A1 - R1 = 2255 – 552 – 2258 – 994 – 452 =                      = - 2001 тыс. руб.

Pz = N2 – M2 – Z2 – A1 - R1 = 2255 – 552 – 230 – 994 – 452 =                      = 27 тыс. руб.

Pr = N2 – M2 – Z2 – A2 - R1 = 2255 – 552 – 230 – 101 – 452 =                      = 920 тыс. руб.

P2 = N2 – M2 – Z2 – A2 - R2 = 2255 – 552 – 230 – 101 – 46 =                      = 1326 тыс. руб.

Таблица 2 – Влияние факторов на прибыль от продаж

Влияние фактора выручки N:

Pn – P1 =

- 6869 – 213 = - 7082 тыс. руб., изменение - 3324,9 % в прибыли от продаж.

Влияние фактора материальных затрат M:

Pm – Pn =

- 2001 – (-6869) = 4868 тыс. руб., изменение 2285,4 % в прибыли от продаж.

Влияние фактора затрат на оплату труда Z:

Pz – Pm =

27 – (-2001) = 2028 тыс. руб., изменение 952,1 % в прибыли от продаж.

Влияние амортизационных  затрат А:

Pr – Pz =

920 – 27 = 893 тыс. руб., изменение 419,2 % в прибыли от продаж.

Влияние прочих затрат R:

P2 – Pr =

1326 – 920 = 406 тыс. руб., изменение 190,6 % в прибыли от продаж.


 

Таким образом, по результатам проведенных  расчетов, можно сделать следующий  вывод: снижение выручки организации за исследуемый период оказал негативное влияние на рост прибыли от продаж, все остальные рассматриваемые факторы оказали положительное влияние.

 

 

2.2. Факторный анализ себестоимости  ООО «Сибирьстройинвест»

 

Для факторного анализа себестоимости  используем следующую модель:

С = Мат + От + Соц + Ам + Пр,

где С – себестоимость;

Мат – материальные затраты;

От – оплата труда;

Соц – отчисления на социальные нужды;

Ам – амортизационные отчисления;

Пр – прочие затраты.

Факторный анализ себестоимости продукции  проведем методом цепных подстановок.

Таблица 3 – Расчет значений цепных подстановок

 

Материальные затраты

Оплата труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Прочие затраты

Себестоимость

2005 год

5420

1490

768

994

452

9124

2006 год

552

152

78

101

46

929

1-я подс.

552

1490

768

994

452

4256

2-я подс.

552

152

768

994

452

2918

3-я подс.

552

152

78

994

452

2228

4-я подс.

552

152

78

101

452

1335

5-я подс.

552

152

78

101

46

929


 

За счет изменения суммы материальных затрат:

ΔС(мат) = 4256 – 9124 = - 4868 тыс. руб.

За счет изменения суммы оплаты труда:

ΔС(От) = 2918 – 4256 = - 1338 тыс. руб.

За счет изменения суммы  отчислений на социальные нужды:

ΔС(Соц) = 2228 – 2918 = - 690 тыс. руб.

За счет изменения суммы  амортизации:

ΔС(Ам) = 1335 – 2228 = - 893 тыс. руб.

За счет изменения суммы прочих расходов:

ΔС(Пр) = 929 – 1335 = - 406 тыс. руб.

Совокупное изменение составило:

- 4868 + (- 1338) + (- 690) + (- 893) + (- 406) = - 8195 тыс. руб.

2.3. Факторный анализ производительности труда ООО «Сибирьстройинвест»

 

Для факторного анализа производительности труда также воспользуемся методом цепных подстановок.

При факторном анализе изучим влияние  на производительность труда следующих  факторов:

- численности рабочих (ЧР);

- среднегодовой выработки рабочих  (ГВ).

Среднегодовая выработка рабочих рассчитывается по следующей формуле:

ГВ = Выручка / Численность работающих.

Таблица 4 – Расчет значений цепных подстановок

 

2005 год

2006 год

Подстановки

1-я подстановка

2-я подстановка

Численность рабочих (ЧР)

40

50

50

50

Среднегодовая выработка (ГВ)

233,43

45,1

233,43

45,1

Выручка (В)

9337

2255

11671,3

2255


 

За счет изменения численности  рабочих:

ΔВ(чр) = 11671,3 – 9337 = 2334,3 тыс. руб.

За счет изменения среднегодовой  выработки:

ΔВ(гв) = 2255 – 11671,3 = - 9416,3 тыс. руб.

Совокупное изменение составило:

2334,3 – 9416,3 = - 7082 тыс. руб.

2.4. Факторный анализ рентабельности  ООО «Сибирьстройинвест»

 

Для факторного анализа рентабельности, используем модель Дюпона, которая  имеет следующий вид:

 

 

где - чистая прибыль;

S- выручка от продаж;

А – стоимостная оценка совокупных активов организации;

Е – собственный капитал;

LTD – заемный капитал (долгосрочные обязательства);

CL – краткосрочные обязательства.

 

Из представленной модели видно, что  рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данную организацию.

Таблица 5 – Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Показатели

2005

2006

Изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, тыс. руб.

Темп прироста, %

1

2

3

4

5

1. Выручка (нетто) от  продажи товаров, тыс. руб.

9337

2255

-7082

-75,85

2. Чистая прибыль, тыс.  руб.

553

73

-480

-86,80

3. Собственный капитал,  тыс. руб.

609

-1775

-2384

-391,46

4. Долгосрочная задолженность

0

5750

5750

0,00

5. Краткосрочная задолженность

32855

26685

-6170

-18,78

6. Общие активы, тыс.  руб.

33464

30660

-2804

-8,38

7. Рентабельность собственного  капитала (стр.2/стр.3), %

90,80

-4,11

-94,92

-104,53

8. Рентабельность продаж (стр.2/стр.1), %

5,92

3,24

-2,69

-45,34

9. Ресурсоотдача (стр.1/стр.6)

0,28

0,07

-0,21

-73,64

10. Отношение активов  к собственному капиталу  (стр.6/стр.3)

54,95

-17,27

-72,22

-131,43


 

Изменение рентабельности собственного капитала за счет факторов составило:

1. Отношения активов к собственному капиталу:

-72,22 * 5,92 * 0,28 = - 119,71.

2. Ресурсоотдачи:

-17,27 * (- 0,21) * 5,92 = 21,4.

3. Рентабельности продаж:

-17,21 * 0,07 * (- 2,68) = 3,23.

Общее изменение составило:

- 119,71 + 21,4 + 3,23 = 95,08.

 

 

Заключение

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы.

Все явления и процессы хозяйственной  деятельности предприятий находятся  во взаимозависимости. В анализе хозяйственной деятельности взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации при помощи различных моделей факторного анализа. По результатам факторного анализа можно более точно выявить причины отклонений основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и принять обоснованные управленческие решения.

Проведенный по предоставленным данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, факторный анализ прибыли от продаж, себестоимости, производительности и  рентабельности показал следующее:

Снижение выручки организации за исследуемый период оказал негативное влияние на рост прибыли от продаж, все остальные рассматриваемые факторы оказали положительное влияние.

Наибольшее влияние на рост производительности труда оказал рост среднегодовой  выработки одного работника организации.

Положительное влияние на рост рентабельности собственного капитала оказал рост ресурсоотдачи, а так же рентабельность собственного капитала.

Таким образом, ООО «Сибирьстройинвест» можно рекомендовать более эффективно использовать имеющиеся запасы, возможно найти другого поставщика материалов по более выгодным для организации ценам и пересмотреть политику продаж организации.

 

Список литературы

 

  1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 288 с.
  2. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с.
  3. Баранова И.В. Оценка эффективности и результативности деятельности субъектов государственного сектора экономики. – Новосибирск: САФБД, 2007. – 178 с.
  4. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2009. – 239 с.
  5. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 624 с.
  6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – в 2-х томах. – К.: «Ника-Центр», 2008. – 624 с.
  7. Бочаров В. В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
  8. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. Дело и сервис, 2009. – 304 с.
  9. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. – М.: Проспект, 2008. – 468 с.
  10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 768 с.
  11. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 454 с.
  12. Лялин В.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / В.А. Лялин, П.В. Воробьев. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008. – 142 с.
  13. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. – М.: ПРИОР, 2008. – 160 с.
  14. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие. – 6-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2010. – 224 с.
  15. Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: спр. пособие. Минск: Вышэйш. шк., 2009. – 309 с.
  16. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2008. – 494 с.
  17. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 250 с.
  18. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с.
  19. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М. ИНФРА-М, 2008. – 237 с.
  20. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 497 с.

Информация о работе Понятие и виды факторного анализа