Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:47, лекция
Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.
Различают три формы общественного разделения труда:
1) общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
2) частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
1 Понятие отрасли. Отраслевая структура промышленности, особенности формирования, основные индикаторы.
Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.
Различают три формы общественного разделения труда:
1) общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
2) частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
3) единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.
Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны. Под влиянием общего разделения труда осуществляется частное разделение. Под влиянием частного разделения труда в связи со специализацией отдельных отраслей промышленности совершенствуется единичное разделение труда на предприятиях. В свою очередь, в связи с концентрацией производства и техническим прогрессом единичное разделение труда оказывает влияние на возникновение новых отраслей промышленности.
Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции; характер потребляемых материалов; техническая база производства и технологический процесс; профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.
Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.
Существует и такое понятие, как «промышленный, или народно-хозяйственный, комплекс». В народном хозяйстве функционируют следующие комплексы: аграрно-промышленный (АПК), военно-промышленный (ВПК), машиностроительный, металлургический, химико-лесной, строительный, топливно-энергетический (ТЭК) и др.
Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг). Например, в ТЭК входят угольная, сланцевая, нефтяная, газовая отрасли, а также электроэнергетика. Основная задача ТЭК — обеспечение народного хозяйства, а также быта топливом и энергией.
Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Отраслевая структура промышленности все время находится в движении. На нее влияют следующие факторы:
- ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием данного фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Только за последние годы под влиянием ускорения НТП появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;
- экономическая политика государства. Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли промышленности, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;
- полезные ископаемые, пригодные для промышленной разработки. Чем богаче страна теми или иными полезными ископаемыми, тем при прочих равных условиях выше доля добывающих отраслей в общем объеме промышленного производства; уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что служит основой для развития отраслей, их производящих. Наличие среднего класса в стране способствует развитию отраслей, производящих товары длительного пользования — автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, радиоаппаратуру и др.;
- традиционно сложившаяся специализация;
- плановая отраслевая структура капитальных вложений', финансируемых из различных источников.
На отраслевую структуру влияют и другие, менее существенные факторы. Для анализа отраслевой структуры промышленности используют такие показатели, как:
1) доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
2) доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике.
Все отрасли промышленности можно условно разделить на прогрессивные и менее прогрессивные. К прогрессивным отраслям относятся такие, развитие которых обеспечивает ускорение НТП во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит и эффективность всего общественного производства.
К прогрессивным отраслям обычно относят машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Повышение их доли в динамике означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, что благотворно сказывается на экономике страны;
3) коэффициент опережения; выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:
Коп = Тотр / Тпром,
где Коп— коэффициент опережения; Тотр— темп развития отрасли или комплекса; Тпром — темп развития промышленности;
4) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики в стране;
5) соотношение между группами А и Б. На данном этапе развития экономики страны опережающее развитие группы Б является положительным фактором, так как в период плановой экономики основной упор делался на развитие отраслей группы А, что привело к гипертрофированному состоянию экономики страны и дефициту товаров народного потребления;
6) доля ВПК в общем объеме промышленного производства. В бывшем СССР развитию ВПК уделялось чрезмерно большое внимание, что в конечном итоге привело к тому, что отечественная промышленность в значительной мере работала на ВПК, а на развитие мирных отраслей не оставалось достаточных средств и сил, что, естественно, существенно сказалось на материальном благосостоянии народа.
Поэтому в современных условиях исходя из состояния нашей экономики, внешнеэкономической и политической обстановки в мире, конверсия оборонной промышленности страны является наиболее актуальной проблемой.
В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует уровень и степень:
- индустриального развития страны;
- технического развития страны;
- экономической самостоятельности страны;
- производительности общественного труда.
Существенным негативным явлением признается тот факт, отраслевая структура промышленности России изменилась в сторону повышения доли сырьевых отраслей и отраслей с низкой степенью переработки. Такие изменения в отраслевой структуре промышленности привели к следующим последствиям:
- ухудшение структуры экспорта;
- повышение морального и физического износа основных производственных фондов;
- замедление темпов ускорения научно-технического прогресса и снижению технического уровня производства;
- повышение зависимости России от развитых стран в необходимости импорта наукоемкой продукции и технологий.
В конечном итоге ухудшение отраслевой структуры промышленности отрицательно сказалось на эффективности общественного производства и не способствовало выходу экономики страны из затянувшегося кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство должно управлять структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для достижения своих ближайших и дальних перспектив.
Индикаторы промышленного сектора
Индекс промышленного производства
(Industrial Production)
Характеризует объем общей продукции национальных промышленных, коммунальных и горнодобывающих предприятий. С позиций фундаментального анализа, это важный экономический индикатор, отражающий силу экономики и косвенно - силу отечественной валюты. По этой причине валютные трейдеры используют этот индикатор в качестве потенциального сигнала для принятия торговых решений.
Индекс использования производственной мощности(Capacity Utilization)
Характеризует общий объем промышленного производства, отнесенный к общей производственной мощности. Под последней имеется в виду максимальный уровень производства, на который предприятие может выйти при нормальных деловых условиях. В принципе, использование мощности к числу важных для валютного рынка индикаторов не относится. Однако известны примеры, когда привлечение этого индикатора с позиций экономики было полезно для фундаментального анализа. Его «нормальным» значением для стабильной экономики является 81.5%. Если оно равно 85% или больше, это свидетельство «перегрева» промышленного производства, т.е. того, что экономика близка к достижению максимальной мощности. Высокая степень утилизации мощности предшествует инфляции, а на валютном рынке вызывает ожидания того, что центральный банк повысит учетную ставку, чтобы предотвратить или ослабить инфляцию.
Индекс промышленных заказов (Factory Orders)
Характеризует общий объем заказов на товары долговременного и товары кратковременного пользования (ТКП). К последним относятся продовольственные товары, одежда, изделия легкой промышленности и изделия, предназначенные для обслуживания товаров долговременного пользования (ТДП). Заказы на последние обсуждаются отдельно. Для трейдеров валютного рынка индекс промышленных заказов имеет ограниченное значение.
Индекс заказов на товары длительного пользования(Durable Goods Orders). Характеризует выпуск продукции со сроком эксплуатации более трех лет. Примерами такой продукции являются автомобили, стационарное оборудование, мебель, ювелирные изделия и игрушки. Эти товары разделяются на четыре основные категории: изделия металлургии, машиностроения, электротехнического и транспортного машиностроения. Для исключения влияния волатильности, присущей объему военных заказов, при определении этого индикатора оборонную продукцию учитывают отдельно. Этот индикатор достаточно важен для валютного рынка, поскольку он дает хорошее представление об уверенности потребителей. Так как ТДП стоят дороже ТКП, высокое значение индикатора отражает намерения потребителей расходовать средства. Поэтому для валютного рынка такое значение индикатора является бычьим.
Индекс складских запасов (Business Inventories). Основан на стоимости предметов, произведенных и помещенных на склады для последующей продажи. Собрать такую информацию нетрудно, и она не является чем-то таким, чем можно поразить рынок. Кроме того, достигнутый уровень управления финансами и всеобщая компьютеризация обеспечивают высокую степень контроля за складскими товарами. Поэтому важность этого индикатора для валютного рынка является ограниченной.
2 Размер промышленного пр-ия: эконмическая сущность, факторы определяющие размер промышленного пр-ия.
Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами при этом выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала.
Размер предприятия - это его величина, степень развития. Величина предприятия оказывает определяющее влияние на его деятельность, в связи, с чем необходимо учитывать основные организационно-экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а так же иметь в виду взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии ТП, исходя из масштабов его функционирования.
Крупные торговые предприятия с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют громоздкую управленческую структуру, а материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечным результатом работы.
Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики и ориентированы на постоянных потребителей. Все это защищает такие предприятия от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность у них выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса, однако при этом отсутствует широкий ассортимент и возможность переключать деятельность на другие товары. Существует риск потери ноу-хау, а так же зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей.
Термин «малое предприятие», используемый в нормативной документации, характеризует ТП исходя из численности работающих (ТП - до 100 человек, микро предприятия - до 15 человек), но не дает представления о месте ТП на рынке товаров и услуг. Под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.