Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:47, лекция
Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.
Различают три формы общественного разделения труда:
1) общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
2) частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
· Монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.
Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.
ОЦЕНКА УРОВНЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Для характеристики специализации производства в масштабе завода и цехов используют следующую систему показателей:
· удельный вес прогрессивных групп оборудования (специальное, автоматическое и пр.) в общем парке оборудования предприятия (цеха) или доля работ, выполняемых на отдельных группах специализированного оборудования;
· удельный вес оборудования, установленного в поточных линиях;
· удельный вес специализированных методов обработки в общем объёме работ;
· удельный вес унифицированных изделий, узлов, деталей;
· удельный вес типовых технологических процессов.
Уровень специализации рабочих мест оценивается коэффициентом специализации (коэффициентом закрепления операций):
где Кс – среднее число производственных работ*, выполняемых за месяц на одном рабочем месте в одну смену; О – общее число производственных работ: O=Σ m; С´ – необходимое для выполнения месячной программы число рабочих мест, приведённое к односменному режиму работы.
* – производственная работа – это одна или несколько технологических операций, выполняемых без перерыва на одном рабочем месте.
Кс следует определять в зависимости от производственной структуры цеха:
· по каждому участку в отдельности, если участки предметно – замкнутые, т.е. на участках выполняются разнородные операции над однородными группами деталей (участок валов, корпусов и т.д.);
· по цеху в целом, если участки организованы по технологическому признаку, т.е. участки специализируются на выполнении однородных операций над разнородными предметами (токарный участок, фрезерный и т.д.).
Если в производстве одновременно применяется единичная и групповая технология, то коэффициент Кс цеха (участка) зависит от его специализации по групповой и единичной технологии с учётом коэффициента загрузки оборудования:
где Ксе и Ксг – коэффициенты закрепления рабочих мест на выполнение детале-операций соответственно по единичной и групповой технологиям; Ксо – обобщённый коэффициент закрепления операций; Кзе и Кзг – коэффициенты загрузки рабочих мест соответственно по единичной и групповой технологиям; Кзо – средний коэффициент общей загрузки рабочих мест; Ое – общее число работ, выполняемых по единичной технологии; q – число запусков данной наладки в течение месяца; Гн – количество групповых наладок.
Коэффициент закрепления операций (коэффициент специализации) в соответствии с ГОСТ 3.1108-74 принимают равным:
· для мелкосерийного производства свыше 20 до 40 включительно;
· для серийного производства свыше 10 до 20 включительно;
· для крупносерийного производства свыше 1 до 10 включительно;
· для массового производства – 1.
7 Интеграция пр-ий в промышленности: экономич.сущность, , формы, оценка эффективности. Интеграция производств - это тесное сотрудничество и кооперация предприятий вплоть до объединения экономических субъектов. Экономическая интеграция может иметь место на уровне регионов, отраслей, межотраслевых объединений, в национальных масштабах и за их пределами. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-
Вертикальная интеграция подразумевает слияние компаний разных стадий одной технологической цепочки. Примером вертикальной интеграции может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали.
Горизонтальная интеграция является объединением фирм, выпускающих продукцию одной степени проработки, сходную продукцию, использующих сходную технологию. Примером может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
Прогрессивная интеграция - это объединение, инициатором которого выступает фирма-поставщик, стремящаяся поставить под контроль своих потребителей. Данная форма - это интеграция предприятий, производящих продукцию высоких переделов первичного сырья. В алюминиевой промышленности переделы эти разнообразны - от алюминиевого проката, штамповки, литья до алюминиевых банок, фольги, строительных металлоконструкций автомобилей и авиалайнеров. Цель, которая преследуется такой интеграцией, - более высокая добавленная стоимость, иными словами, получение большей прибыли.
Регрессивная интеграция - это обратный процесс, когда фирма объединяет своих поставщиков. Такая конструкция ориентирована в ближайшем будущем только на экспорт продукции, а не на продажи на внутреннем рынке. Очевидно и то, что только так можно резко снизить себестоимость продукции и увеличить её конкурентоспособность на мировых рынках, где основой конкуренции является стратегия лидерства по издержкам.
Обычно интегрирующей фирмой выступает либо крупное предприятие, имеющее много поставщиков, которых оно стремится объединить, или занимающее монопольное положение в переработке, либо предприятие, имеющее много потребителей. Часто основой объединения ряда предприятий становится банк или другой финансовый институт. Это связано с большой потребностью предприятий в оборотных средствах, в инвестиционных деньгах.
Известно несколько моделей интеграции: - коммерческое соглашение, при котором интеграция минимальна - нет участия в капитале компании или обмена акциями (такая модель наиболее распространена в странах с высоким экономическим риском);
- совместное предприятие (СП), когда партнерами создается совершенно новая организация (СП позволяет разделить затраты и снизить риск);
- прямая покупка, часто с внешним финансированием;
- перекрестное владение акциями посредством обмена;
- слияние, в том числе в форме финансово-промышленных групп (ФПГ);
- структура финансового холдинга.
ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИЙ. Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого из ее участников в отдельности.
Характерной чертой нынешнего этапа развития ФПГ является их многоотраслевая направленность, что позволяет гибко и оперативно реагировать на неожиданные изменения в условиях усложняющейся рыночной конъюнктуры
Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование ФПГ с выраженной специализацией, что придает им значительную устойчивость и жизнеспособность на рынке.
Выбор характера деятельности ФПГ, степени ее универсализации предопределяется экономической целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений в стране, с другой. Как показывает опыт, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.
ФПГ имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
– происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
– диверсификация деятельности придает большую устойчивость и конкурентоспособность в рыночной среде;
– создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
– появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
– возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширяя масштабы деятельности и сферы влияния;
– происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;
– увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.
Мировой опыт учит, что ФПГ, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, стали своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран.
В эффективной рыночной экономике ФПГ являются ретрансляторами управляющих сигналов государства на микроэкономику.
Корпорация – наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Это организация или союз организаций, созданные для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующие самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.
Современная корпорация – это, как правило, материнская компания с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею.
Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями и главным образом посредством своего права голоса.
Акции корпоративной собственности обычно являются также голосующими акциями, т.е. предоставляют их обладателю определенное число голосов в корпорации.
Как правило, акционеры избирают совет директоров, который контролирует деятельность исполнительного органа. Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнять управляющих, но и пересматривать и даже отменять их решения. По корпоративному законодательству правление обязано представлять интересы избирающих его пайщиков, но не администрации.
Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является тот факт, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке.
Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики. Первая заключается в привлечении капитала под крупные инвестиции. В странах рыночной экономики корпорация сама способна раздобыть необходимые средства, привлекая тысячи и даже миллионы индивидуальных инвесторов, каждый из которых удовлетворен условиями размещения своего капитала. Участие в корпорации несет в себе ряд выгод: во-первых, четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать, и, во-вторых, пайщики защищены ограниченной ответственностью. Без наличия корпораций было бы крайне трудно привлекать средства для осуществления масштабных проектов.
Вторая проблема заключается в диверсификации, распределении риска. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить деньги на более мелкие капиталовложения в большое количество компаний и таким образом снизить степень общего неизбежного риска. Существование корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает благоприятные условия для такой диверсификации.
Экономика любой развитой страны опирается на деятельность мощных корпораций, а мировой рынок – это рынок транснациональных корпораций, основательно разделенный между ними.
Холдинговая (или держательская) компания представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.
По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.
Характерной чертой холдинговых компаний является то, что они представляют собой не только акционерные общества, контролирующие пакеты акций других акционерных обществ. Их дочерние или зависимые предприятия являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом. За годы реформ уже накоплен опыт функционирования этих институтов.
В настоящее время существуют как минимум три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании, конгломераты, банковские холдинги.
Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих вновь созданных обществ.
К преимуществам холдинга относятся:
1) более простой с юридической точки зрения и менее дорогостоящий способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или просто покупка активов другой фирмы;
2) при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества;
3) создание зарубежных дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.