Потенциал предприятия и факторы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:10, курсовая работа

Описание

Для обеспечения конкурентоспособности производственных предприятий в современных экономических условиях особенно необходим эффективный менеджмент по всей технологической цепочке производства и реализации продукции и услуг, включающий профессионально подготовленные интеллектуальные ресурсы, современные методы и механизмы управления потенциалом предприятий.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность потенциала предприятия. 5
2.Методы оценки потенциала предприятия. 7
3.Факторы, влияющие на потенциал предприятия: 12
3.1. Внутренние факторы. 12
3.2. Внешние факторы. 15
4.Экстенсивные и интенсивные факторы развития потенциала на примере подрядной строительной организации: 20
4.1.Экстенсивные и интенсивные факторы развития потенциала. 20
4.2.Анализ интенсивных и экстенсивных факторов развития потенциала подрядной строительной организации. 23
5.Пути повышения потенциала предприятия. 27
6.Расчетные задачи. 30
7.Заключение. 31
8.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовик. эконом.предприятия.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

       Вышеизложенные методы оценивают  эффективность потенциала с точки  зрения совокупной стоимости  его активов. Таким образом,  эффективность потенциала определяется его  балансовой или рыночной стоимостью, тем самым, ограничивая понятие экономической эффективности.

     Проведенный анализ существующих литературных источников по оценке бизнеса  показал, что в  настоящий момент отсутствует единый  интегральный критерий,  позволяющий дать комплексную системную оценку потенциала предприятия. Для оценки производственного потенциала необходимо разработать  специальную методологию и модель формирования и оценки потенциала.

     Оценку  своего потенциала, которую необходимо выполнить перед принятием окончательного решения о выходе на международный рынок, можно проводить в три анализа: 

1) Самоанализ

     Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

     SWOT-анализ  — это определение сильных  и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
 

Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

         

Рис.2.  Последовательность действий для проведения SWOT-анализа. 

     В зависимости от специфических умений персонала этот метод вполне реализуем, он, этот метод — превосходен.

     Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

     Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

     Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

     Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

     Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

               

 Рис.3. Матрица SWOT-анализа. 

     Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса. 

2) SNW – анализ 

  • SNW – анализ  – это усовершенствованный SWOT-анализ.
  • Strength (сильная сторона),
  • Neutral (нейтральноя сторона),
  • Weakness (слабая сторона).
 

     В отличие от анализа слабых и сильных  сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». 

3)PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: 

  • политических (Policy),
  • экономических (Economy),
  • социальных (Society),
  • технологических (Technology)

аспектов  внешней среды, которые могут  повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь  определяет среду компании и получение  ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. 

    Основные положения PEST – Анализа: 

    «Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны»

    Нельзя  полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

    PEST – Анализ не является общим  для всех организаций, так как  для каждой из них существует  свой особый набор ключевых  факторов. 

    3. Внутренние и внешние факторы, влияющие на потенциал предприятия. 

    3.1. Внутренние факторы

    К внутренним факторам, определяющим эффективность  бизнеса, относятся: производственный потенциал предприятия, его финансовое состояние, менеджмент и инвестиционная программа.

    Производственный  потенциал предприятия оказывает  прямое воздействие на эффективность бизнеса. Как правило, принято оценивать финансовое состояние и имеющийся капитал предприятия, однако следует подчеркнуть, что капитал работает только после перехода в производственную форму, превращаясь в основные фонды, оборотные производственные средства, сырье и материалы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, нематериальные активы. Количественная оценка этих вложений капитала возможна практически для любого предприятия. Существует другая часть производственного потенциала, достоверно выразить которую в денежной форме не представляется возможным. В нее входят кадровая составляющая, уровень организации труда и уровень организации производства, без которых производственного потенциала предприятия, вообще говоря, не существует, так как основные фонды, оборотные производственные средства и нематериальные активы сами по себе работать не могут.

    Менеджмент  на предприятии имеет существенное значение для эффективного развития бизнеса, при этом следует учитывать  такие аспекты, как:

  • организационная структура управления предприятием;
  • соответствие решений, принимаемых управленческим персоналом современным требованиям рыночной экономики;
  • актуальность и согласованность всей организационно– управленческой документации;
  • квалификация руководителей предприятия, а также наличие системы обучения и повышения квалификации кадров;
  • качество существующей системы планирования и принятия решений; · качество налогового планирования и оптимизации.

    Наличие проработанной инвестиционной программы  означает доступность для инвестора информации о всей совокупности инвестиционных проектов данного предприятия. Любое предприятие разрабатывает портфель инвестиционных проектов, одни из которых направлены на поддержание уровня, расширение и развитие существующих производств (бизнеса), а другие – создание нового бизнеса и внедрение инноваций. При этом проекты, относящиеся к первой группе, характеризуются сравнительно низкими рисками, но и невысокими доходами, а проекты второй группы, хотя и могут обеспечить более высокий доход, характеризуются высокими рисками вследствие отсутствия полной и достоверной информации о развитии нового бизнеса. Сбалансированность портфеля инвестиций оказывает значительное влияние на будущее финансовое состояние предприятия.

    На  практике, для оценки кредитоспособности предприятия– заемщика используется ряд методов основанных на анализе системы финансовых показателей, анализе денежных потоков и анализе делового риска. Их применение позволяет оценить эффективность бизнеса и, следовательно, его инвестиционную привлекательность. Инвестиционная привлекательность акций на рынке ценных бумаг зависит, прежде всего от финансовой устойчивости предприятия и от прибыли, приходящейся на акцию.

    Как в зарубежной, так и в российской практике предлагаются методики и экономико-математические модели диагностики вероятности банкротства предприятия. В основе всех этих методик и моделей лежат показатели, которые приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия или рассчитаны на базе отчетности. 

    3.2. Внешние факторы

    Основными внешними факторами, влияющими на эффективность  бизнеса в российских условиях, являются: отрасль и местоположение предприятия, его отношения с властью и  характер владения предприятием.

    Отраслевая  принадлежность предприятия имеет  принципиальное значение для предприятия, так как конкурентоспособность его продукции во многом определяется репутацией соответствующей отрасли как на внутреннем, так и на мировом рынке. Высокий рейтинг той или иной отрасли обеспечивает привлекательность предприятия для потенциальных инвесторов.

    Не  менее важным фактором является местоположение предприятия, который имеет в  российских условиях решающее значение для эффективности бизнеса. Это  связано с тем, что в условиях прежней планово-распределительной  системы многие предприятия создавались в конкретных регионах по конъюнктурным политическим соображениям, а не исходя из целей достижения наивысшего качества и наименьшей себестоимости продукции. Такая ситуация сохранилась и сейчас, при переходе к рыночной экономике. Некоторые предприятия, зачастую являющиеся основными в регионах, не могут стать конкурентоспособными именно в данном месте и обеспечить эффективность бизнеса.

    Отношения бизнеса с органами власти – центральными и местными – имеют значение для  эффективного развития бизнеса в любой стране, а в России этот фактор является особенно актуальным. Власть может содействовать успеху предприятия или возводить препятствия на пути его развития.

    Успешное  развитие предприятия также определяется влиянием аффилированных лиц на деятельность предприятия. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, в бухгалтерской отчетности предприятия раскрывается следующая информация об операциях с каждым аффилированным лицом:

  • характер отношений с ним (контроль или оказание значительного влияния); виды операций с ним;
  • объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям;
  • методы, использованные для определения цен по каждому виду операций. Считается, что организация (либо физическое лицо) контролирует предприятие, если она:
  • имеет право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 50 процентами голосующих акций (уставного капитала) предприятия;
  • определяет решения предприятия, в котором она распоряжается более чем 20 процентами голосующих акций или уставного (складочного) капитала.

Информация о работе Потенциал предприятия и факторы его развития