Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:10, курсовая работа
Для обеспечения конкурентоспособности производственных предприятий в современных экономических условиях особенно необходим эффективный менеджмент по всей технологической цепочке производства и реализации продукции и услуг, включающий профессионально подготовленные интеллектуальные ресурсы, современные методы и механизмы управления потенциалом предприятий.
Введение 3
1.Понятие и сущность потенциала предприятия. 5
2.Методы оценки потенциала предприятия. 7
3.Факторы, влияющие на потенциал предприятия: 12
3.1. Внутренние факторы. 12
3.2. Внешние факторы. 15
4.Экстенсивные и интенсивные факторы развития потенциала на примере подрядной строительной организации: 20
4.1.Экстенсивные и интенсивные факторы развития потенциала. 20
4.2.Анализ интенсивных и экстенсивных факторов развития потенциала подрядной строительной организации. 23
5.Пути повышения потенциала предприятия. 27
6.Расчетные задачи. 30
7.Заключение. 31
8.Список литературы.
Организация (либо физическое лицо) оказывает значительное влияние на предприятие, если она имеет возможность участвовать в принятии решений этого предприятия, но не контролирует его.
Перспективные возможности открываются для любого предприятия в любой ситуации, но для того, чтобы ими воспользоваться, предприятие должно обладать определенным потенциалом. Конечно, приобрести «универсальный» потенциал, пригодный на все случаи жизни, невозможно, но продвинуться на этом пути до получения реальных преимуществ на рынке представляется выполнимой задачей.
Итак, что же мы выделим в качестве главных факторов потенциала?
Во-первых, систему управления. Для нее важны скорость и обоснованность принятия решений, уровень делегирования полномочий, уровень планирования, качество контроля, проходимость информации, система стимулирования и заработных плат. Все подсистемы «весят» примерно одинаково, улучшение любой из них повышает потенциал предприятия.
Во-вторых, финансы. Здесь важны: объем собственных средств, участвующих в бизнесе (работа на чужих деньгах эффективна и прибыльна, но ограничивает свободу маневра); возможность привлечения кредитов; оперативность управления финансами; объем дебиторской задолженности. Последний параметр вводится с обратным знаком: хотя «дебиторка» может быть необходима в бизнесе (передача товара на реализацию практикуется во многих отраслях), наращиванию потенциала способствует ее уменьшение, а не увеличение.
В-третьих,
персонал. Здесь существенны уровень
квалификации сотрудников (даже в кризис
подобрать
В-четвертых, стиль руководства. Здесь надо рассматривать комплекс применения лидерской власти, власти должности и власти принуждения. Параметры неравнозначны: максимальному потенциалу соответствует максимальная лидерская власть, умеренная должностная и отсутствие принудительной.
В-пятых, маркетинг. Здесь важны: уровень привязки к реальности, основные покупатели, доля рынка, конкурентные преимущества, имидж. Основными покупателями могут быть 3-5 оптовиков или 3-5 миллионов конечных потребителей, в последнем случае потенциал предприятия значительно выше, т.к. оно опирается на рынок не пятью «костылями», а буквально «лежит» на нем. Высокая доля рынка дает возможность влияния на прочих игроков, низкая вынуждает адаптироваться. Конкурентные преимущества не требуют комментариев. Имидж включен как равноправный фактор, поскольку репутация предприятия и товара представляет собой капитал (он реально стоит денег - если сложить затраты на рекламу за несколько лет, затраты на обслуживание покупателей, на оборудование мест продаж, и тому подобные «имиджеобразующие», пропадет желание рисковать репутацией ради одноразовых сомнительных сделок).
В-шестых, собственно товар или услугу. Здесь важны уровни отношения цена/качество и себестоимость/качество (первый определяется потребителем, речь идет о цене, по которой готовы покупать, и качестве, в которое верят, второй – производственными характеристиками), а также наличие и узнаваемость собственных марок (продавая только чужой товар, предприятие может укреплять марку фирменных магазинов, марку услуг, свой товар может иметь свою марку). Лучшее соотношение цена/качество при приемлемом себестоимость/качество образует конкурентное преимущество, марка дает дополнительную привязку потребителя.
В-седьмых, производство. Здесь важны технологический уровень и гибкость линий, возможность расширения, качество управления товарными запасами. По поводу товарных запасов до кризиса можно было твердо сказать, что потенциал увеличивает их минимизация. После фактической девальвации рубля в три раза за три месяца товарные запасы в экспортном сырье сохранили свою «долларовую» стоимость, запасы в рублевых товарах отстали от инфляции, хотя и увеличили стоимость «деревянную», рублевая наличность и дебиторская задолженность обесценились. По-видимому, в российских условиях товарный запас «дефицита» еще долго будет работать в плюс потенциалу, тогда как для неходового товара будет выгодна стратегия минимизации запасов.
В-восьмых, сбыт. Здесь важны: наличие собственной (или контролируемой) сбытовой сети, объем продаж, потенциальная пропускная способность сбытовой структуры (если она способна реализовать больше товара при увеличении спроса, этот факт идет в плюс к потенциалу, однако следует отнести в минус дополнительные затраты на поддержание «излишка мощности»).
В-девятых, поставки. Здесь отметим наличие альтернативных поставщиков, кредит доверия (который позволяет получить отгрузку по телефонному звонку, отсрочку оплаты, дефицитный ассортимент, но нарабатывется долгим успешным взаимодействием и зависит от обеих сторон), собственное обеспечение поставок.
В-десятых, эксклюзивные возможности. Сюда следует отнести исключительный доступ к сырью, доступ к эксклюзивной информации, эксклюзивное право на часть рынка. Все это приобретается как «закулисными» ходами, так и (в теории) специфическими качествами предприятия, позволяющими, лучше обслужить государственный сектор экономики. Например, местная власть может объявить конкурс на поставку водосчетчиков для оборудования всех квартир областного города. Выигравшее предприятие становится единственным поставщиком города по данному виду продукции, что значительно увеличивает его потенциал (если город платежеспособен).
И,
наконец, общую эффективность. Все
вышеперечисленные факторы
Для наглядности представим факторы потенциала на схеме.
Рис.4. Факторы потенциала предприятия.
В
рамках данной концепции каждое вводимое
изменение должно быть направлено на
усиление определенного фактора
потенциала предприятия при обязательном
неослаблении остальных. Как мы видим,
эта система оставляет руководителю больший
простор для творчества, поскольку не
ограничивает его в выборе изменяемых
факторов. Практически каждый может выбрать
то, что готов менять, и принять накладываемые
ограничения. Но по этой же причине результат
может быть высокополезным для предприятия,
или декоративным: правильная расстановка
приоритетов здесь полностью в компетенции
руководителя, для решения могут быть
выбраны как актуальные в данной ситуации
вопросы, так и второстепенные, обусловленные
сценарием или привычкой.
4. Экстенсивные и интенсивные факторы развития потенциала на примере подрядной строительной организации.
4.1. Целью поиска резервов является увеличение объема выпуска и реализации продукции, достижение уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентных позиций и повышения стоимости бизнеса. Поиск и оценка резервов предполагают количественное измерение возможного увеличения выпуска в результате повышения эффективности использования ресурсов, их оптимального сочетания и увеличения доли предприятия на рынке.
Объективные
предпосылки возникновения
Субъективные
предпосылки возникновения
Резервы
роста заключаются в повышении
эффективности использования
Для практики поиска резервов основным классификационным признаком выступают факторы и условия экстенсивного (рис.5) и интенсивного (рис.6) развития производства.
Интенсификация
– это процесс, особый способ развития,
опирающийся на научно-технический
прогресс, целью и результатом
которого является повышение результативности
производства и увеличение на этой основе
выпуска продукции. Экстенсивный способ
развития производства предполагает увеличение
выпуска продукции без повышения степени
отдачи применяемых в производстве трудовых
и материальных ресурсов (т.е. без повышения
результативности), а только за счет их
абсолютного увеличения.
Рис. 5. Факторы экстенсивного развития производства
Рис.6. Факторы интенсивного развития производства
Примененные в производстве ресурсы определенного размера (стоимости) трансформируются в производственные затраты определенной величины. Степень отдачи этих затрат различна, т.е. на 1 рубль затрат может выпускаться больше или меньше продукции. Прирост выпуска может достигаться как за счет абсолютного увеличения затрат, так и за счет повышения их отдачи. В первом случае будет иметь место экстенсивное, во втором – интенсивное развитие.
По оценкам специалистов, в настоящее время потенциал российских предприятий используется на 40- 60%. Как показал опрос 105 экспертов-промышленников Нижегородской области, основной недоиспользованный потенциал находится в сфере капитальных ценностей, финансового устройства, маркетинговых исследований.
Анализ
показывает, что кроме «традиционных»
факторов, характеризующих резервы
по рис.5, 6, к путям выявления резервов
развития предприятия относят и
те новые, которые характерны для
рыночной среды: оптимизация налогообложения,
внедрение маркетинговых технологий,
лизинг, совершенствование структуры
акционерного капитала и т.п. При этом
в структуре внутрипроизводственного
планирования задача поиска и активизации
резервов предприятия представляет собой
элемент его стратегического развития.
4.2. Анализ интенсивных и экстенсивных факторов развития потенциала подрядной строительной организации.
Управление
производственно-хозяйственной
Обоснование
стратегии развития является сложной
и многофакторной проблемой, которая
может быть решена на основе комплексного
анализа факторов внешней среды,
изучения рынка подрядных работ,
повышения
В настоящее время эти факторы недостаточно полно учитываются при расчете мощности строительной организации. Предлагаемая методология анализа факторов включает два основных направления экстенсивного и интенсивного развития мощности.
К
показателям экстенсивного
Интенсивное развитие учитывает качественные характеристики использования этих ресурсов и является результатом инновационной деятельности предприятия, в частности производительность труда, материалоемкость работ и фондоотдача.
В основу методики анализа мощности и потенциала строительной организации принят метод факторного анализа - «цепной подстановки».
Известно, что мощность строительной организации по объему СМР определяется по формуле.
О=ВхЧ,
где:
О - объем строительно-монтажных работ
в месяц (год) в тыс. руб.;
В - выработка одного рабочего в месяц (год) в тыс. руб.;
Ч - средняя численность рабочих.
Целью анализа является оценка развития мощности строительной организации по объему строительно-монтажных работ по плану и фактически за период (месяц, год). Анализ позволяет определить объем строительно-монтажных работ, полученный за счет численности рабочих, - это экстенсивный путь и за счет выработки одного рабочего - это интенсивный путь, который отражает инновационную деятельность. Так же определяется их доля (процент) в общем объеме СМР.
Порядок применения способа анализа и оценки интенсивных и экстенсивных факторов развития рассмотрим на примере.
Информация о работе Потенциал предприятия и факторы его развития