Повышение эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время многие из отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами, так и с внутренними проблемами - неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа эффективности деятельности предприятий 5
1.1 Характеристика содержания понятия эффективность деятельности фирмы 5
1.2 Модель оценки эффективности деятельности 9
2 Пути повышения эффективности деятельности предприятия 22
2.1 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия 22
2.2 Инновационное развитие как фактор повышения эффективности 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Повышение эффективности деятельности предприятия.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

    В настоящее время многие из отечественных  предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с  внешними общегосударственными проблемами, так и с внутренними проблемами - неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков.

    Кризисная ситуация, в которую попадает предприятие, всегда нуждается в кооперативных  усилиях по ее преодолению, нахождению путей выхода из кризиса или, по крайней мере, его ослаблению. Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - это процесс управляемый. Под ним понимается определенное целенаправленное противодействие системы по отношению к возникающему или назревающему в ней дисбалансу. Особенность антикризисного управления проявляется в объединении в систему диагностики, предупреждения, преодоления кризиса, стратегии реструктуризации и применения нестандартных методов в управлении персоналом.

    Проблемы  предотвращения банкротства предприятий, их выживания в обстановке перманентного  кризиса чрезвычайно актуальны  для российского общества. Как  показала практика, система мер, именуемая  антикризисным менеджментом, в случае её успешного применения способна реально помочь многим компаниям. В современном мире в условиях жесткой конкуренции и высоких технологий побеждает тот, кто умеет быстро увидеть и применить себе на пользу происходящие во внешней среде изменения. Тот же, кто этого не сумел предпринять остается в проигрыше, будь то снижение доли рынка, потеря части потенциальных клиентов или даже резкий спад эффективности деятельности предприятия и, в конечном счете, кризис и банкротство. Сказанное определяет актуальность и значимость исследования вопросов управления кризисным предприятием.

    Особое  значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятием, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Это определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.

    Цель  данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта исследовать возможности использования экономических методов повышения эффективности предприятия как фактор антикризисного управления.

    Задачи  работы:

  • охарактеризовать понятие эффективности деятельности предприятия;
  • проанализировать показатели эффективности деятельности коммерческого предприятия;
  • рассмотреть методы оценки эффективности деятельности предприятия.

1  Теоретические аспекты  анализа  эффективности  деятельности предприятий

 

    1.1 Характеристика содержания понятия эффективность деятельности фирмы 

    В рыночных условиях коммерческая деятельность приобретает большое значение. Каждое предприятие, вступая в сферу  обращения, осуществляет коммерческие операции.

    В процессе коммерческой деятельности предприятия  изучают спрос населения и  рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают хозяйственные связи, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится работа по формированию ассортимента, управлению товарными рынками1.

    Объектами коммерческой деятельности на потребительском  рынке являются товары и услуги.

    Основными принципами коммерческой деятельности являются:

    - соблюдение действующего законодательства;

    - использование эффективных методов  продажи; 

    - оптимальность коммерческих решений;

    - доходность, прибыльность2.

    Коммерческая  деятельность проявляет себя через  различные обязательно осуществляемые ее субъектами функции. Под ними понимается совокупность определенных действий в  процессе обмена, которые они должны совершать, чтобы достичь, свои коммерческие цели.

    Основными функциями коммерческого предприятия  являются:

    - финансовое обеспечение процессов  обмена;

    - материально-техническое обеспечение; 

    - покупка (найм) рабочей силы;

    - информационное обеспечение;

    - закупка товаров; 

    - продажа (сбыт) товаров; 

    - предоставление дополнительных  услуг.

Однако  коммерческую деятельность нельзя сводить  только к сбытовым или торгово-закупочным операциям, которые составляют только часть, хотя и основную, данной деятельности.

       Если попытаться обобщить все  многообразие охватываемых ею  задач, то коммерческая деятельность  решает на предприятиях следующие  задачи:

    1. Разработка целей деятельности предприятия (стратегии).
    2. Обеспечение предприятия ресурсами необходимыми для осуществления своей деятельности.
    3. Разработка ассортиментной политики.
    4. Выбор и реализация рыночного поведения.
    5. Анализ достигнутых результатов и корректировка стратегических целей.

    Всю коммерческую деятельность можно условно  разделить на три сферы: снабжение, сбыт и маркетинг. Это деление достаточно условно, так как все эти элементы дополняют друг друга. Каждое предприятие в той или иной степени занимается всеми этими проблемами, но значимость их на разных предприятиях далеко не одинакова. Снабжение и сбыт существуют с момента развития предприятий, в основном вопрос заключается в месте маркетинга на фирме3.

    Можно сказать, что вышеперечисленные  направления коммерческой деятельности определяют ее понятие и содержание в широком смысле слова.

      Основу  концепции коммерческой деятельности составляют: возрастающая роль коммерции, знание ее мотивационных установок, умение их формулировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед торговым предприятием. При этом необходимо руководствоваться коммерческими соображениями относительно рынка и внешней среды. Главное в коммерческой деятельности – комплексный подход, сочетающий принципы ее проектирования, целевые ориентиры и стратегию развития.

      При проектировании коммерческой деятельности предприятия следует соблюдать следующие принципы:

  • неразрывную связь коммерции с маркетингом;
  • гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
  • умение предвидеть коммерческие риски;
  • выделение приоритетов;
  • проявление личной инициативы;
  • высокую ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам купли – продажи;
  • нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.

      Тесная  связь коммерции с маркетингом  определяется, прежде всего, сущностью  современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге: «Производить нужно только то, что будет куплено». Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепции, т. е. в создании нужного рынку товара и потребителя в одно и то же время.

      Гибкость  коммерции должна проявляться, прежде всего, в своевременном учете требований рынка, для чего необходимы изучение и прогнозирование товарных рынков, развитие и совершенствование сбытовой рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационного элемента, при необходимости – изменение профиля деятельности, внесение изменений в организационные структуры коммерции.

      Умение  предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимы использование максимально возможного объема информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

      Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

      Личная  инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумеваются определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

      Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам –  это принцип, который создает  репутацию коммерсанту в деловом  мире. Реализация этого принципа –  залог эффективной коммерческой деятельности.

      Рыночные  условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и  покупателями товаров, открыли широкий простор инициативе и самостоятельности торговых работников.

      Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников торговли, прошедшие глубокую подготовку или повышение квалификации в области современной организации и технологии коммерческой работы, маркетинга, менеджмента. На оптовых базах, в торговых организациях и на предприятиях следует создавать коммерческие службы или отделы, возглавляемые первыми заместителями директоров предприятий или, как принято называть, коммерческими директорами.

      Повышение уровня коммерческой работы требует  постоянного совершенствования ее технологии, и особенно использование новой техники управления, АСУ, автоматизированных рабочих мест (АРМ) коммерческих работников, компьютеризация управления коммерческими процессами4.

      Постоянный  учет и контроль оптовых закупок  товаров, характеризующихся большим количеством поставщиков, десятками тысяч наименований товаров сложного ассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ.

      Компьютеризация коммерческих операций позволит создать информационную систему обработки и передачи коммерческой информации, составляющую техническую основу рыночной, маркетинговой деятельности в сфере товарного обращения.

1.2 Модель оценки эффективности деятельности

 

      Рассмотрим комплексную модель оценки коммерческой деятельности. Главная ценность примененной модели мониторинга заключена в ее новизне для условий рыночной экономики России и в универсальности использования предлагаемого алгоритма оценочной модели.

      Модель  включает в себя пять основных блоков (рисунок 1.1)5.  

      

      Рисунок 1.1 - Модель оценки коммерческой деятельности фирмы 

      Первый  блок определяет макроэкономическую оценку среды рыночного участия фирмы. Такая оценка дает характеристику социально-экономической среды, явных и скрытых особенностей, воздействующих на финансово-хозяйственную деятельность. При этом учитываются совокупные изменения, связанные с экономической и политической нестабильностью на макроэкономическом уровне. Оцениваются также перемены в денежном потоке, инвестициях, усиление или ослабление налоговой политики за счет состояния уровня инфляции, взаимных платежей, стабильности национальной валюты и другие факторы. Блок учитывает специфику отрасли, в которой функционирует торгово-посредническое звено, ее конкурентоспособность в мирохозяйственных связях и положение, как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия