Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание

Главной задачей рыночной экономики является настойчивое повышение эффективности общественного производства, и на основе его всесторонней интенсификации, улучшении качества продукции и услуг во всех отраслях народного хозяйства.
Для этого предусматривается повышение производительности труда наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов;

Содержание

Введение
1. Предприятие: сущность, типы, структура. ____________
2. Внешняя среда предприятия. ________________________
3. Внутренняя среда предприятия._______________________
4. Механизм функционирования предприятия._____________
5. Основные показатели при оценке эффективности предприятия. Их динамика._________________________________________
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

новый.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)
  • каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
  • конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
  • законодательные ограничения; существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
  • уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой  политики необходимо учитывать жизненный  цикл продукта на рынке.

 

 

Важнейшие показатели оценки эффективности деятельности предприятия (финансовые коэффициенты)

Показатели

Формула расчета

 

1. Показатели деловой  активности

Общий коэффициент оборачиваемости

выручка от реализации

стоимость имущества

Оборачиваемость запасов

себестоимость реализованной  продукции

стоимость запасов и затрат

Оборачиваемость (или скорость оборота) собственных средств

выручка от реализации

собственные средства

Коэффициенты производительности

1. Объем реализации на 1 занятого =

выручка от реализации

среднегодовая численность  работников 

 

2. Прибыль на 1 занятого 

=

балансовая прибыль

среднегодовая численность  работников 

 

3. Сумма активов на 1 занятого

=

среднегодовая стоимость  активов

среднегодовая численность  работников 

 

4. Фондовооруженность труда  

=

среднегодовая стоимость  ОПФ

среднегодовая численность  работников 

 

2. Показатели ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

( денежные средства+ краткосроч. фин. вложения)

Краткосрочные обязательства

Промежуточный коэффициент  покрытия

( денежные средства+ 

+ краткосроч. фин. вложения + дебиторская задолж-сть)

краткосроч.обязат-ва

Общий коэффициент покрытия

( денежные средства+ 

+ краткосроч. фин. вложения + дебиторская задолж-сть +

+ запасы и затраты - расходы будущих периодов)

краткосроч.обязат-ва


Показатели

Формула расчета

 

3. Показатели финансовой  устойчивости

 

Коэффициент независимости

 

собственные средства

стоимость имущества 

 

Удельный вес заемных  средств в стоимости имущества

 

сумма задолженности

стоимость имущества 

 

Коэффициент задолженности

 

сумма задолженности

собственные средства 

 

Удел. вес дебитор. задолженности  в стоимости имущества 

 

дебиторская задолженность

стоимость имущества 

 

4. Показатели рентабельности

 

Рентабельность капитала

 

балансовая прибыль (или  чистая прибыль) * 100 %

стоимость имущества 

Коэффициент эффективности  использования собственных средств

 

балансовая прибыль (или  чистая прибыль) * 100 %

собственные средства предприятия  

 

Рентабельность продаж

 

балансовая прибыль (или  чистая прибыль) * 100 %

выручка от реализации продукции  

Прибыль на собственный капитал

(ROE)

Чистая прибыль

собственный капитал

´

100%

Прибыль на инвестированный  капитал

(ROI)

Чистая прибыль + процент за кредиты

общий капитал

´

100%


1. Продукция предприятия,  ее качество

Результат труда чаще выступает  в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии  продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или  готового изделия (продукции). 

Готовая продукция - это изделия  промышленного предприятия, которые  завершены производством, соответствуют  государственным стандартам или  техническим условиям, приняты отделом  технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены  для реализации на сторону.   

Продукты труда распадаются  на средства производства (средства труда  и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные  товары). 

Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров  определенной номенклатуры и ассортимента. 

Объем продукции в стоимостном  выражении определяется показателями: 

Товарная продукция - это  стоимость продукции, предназначенной  для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг  производственного характера).

Исходными данными для  определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение  потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия. 

Качество продукции –  это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность  удовлетворить определенные потребности  в соответствии с ее назначением.   

Показатель качества продукции  представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно  к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. 

Основными элементами механизма  управления качеством продукции  на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный  надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества. 

Стандартизация – это  установление и применение правил с  целью упорядочения деятельности в  определенной отрасли.

Стандартизация охватывает установление:

а) единиц измерений, терминов и обозначений;

б) требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;

в) единой системы показателей  качества продукции, методов ее испытания  и контроля;

г) требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;

д) единых систем классификации  и кодирования продукции, носителей  информации, форм и методов организации  производства и т.п. 

2. Общая характеристика  себестоимости 

Себестоимость продукции  – это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий  все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность  его работы. 

В себестоимость продукции  включают следующие затраты: 

  • на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы; 
  • исследование рынка; 
  • непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление; 
  • на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции; 
  • на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.); 
  • набор и подготовку кадров; 
  • другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции. 

3. Калькулирование себестоимости

При определении себестоимости  отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям  калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д. 

Различают плановые и фактические  калькуляции.  Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия. 

Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения  затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими  рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг) с учетом характера  и структуры производства.  

4. Определение точки безубыточности

Эффективному управлению экономическими и финансовыми результатами производственно-хозяйственной деятельности организации способствует использование  методологии анализа точки безубыточности производства, в основе которой лежит  идея разделения издержек на постоянные и переменные.

Методология анализа точки  безубыточности служит для ответа на вопрос: сколько единиц продукции  или услуг должно продать предприятие, чтобы возместить свои постоянные издержки. Предполагается, что цены должны быть достаточно велики, чтобы скомпенсировать  все прямые (переменные) затраты  и оставить так называемую «контрибуционную маржу» на покрытие постоянных затрат и на прибыль.

После того как будет продано  количество единиц продукции, достаточное  для того, чтобы возместить постоянные или периодические затраты, каждая дополнительно проданная единица  продукции будет приносить дополнительную прибыль сверх переменных затрат. При этом величина прироста этой прибыли  зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре  издержек организации.        

 Как только объем  проданной продукции достигает  минимального количества, достаточного  для покрытия переменных затрат, организация получает прибыль,  которая начинает расти быстрее,  чем рост объема продукции.  Такой же эффект имеет место  в случае сокращения объемов  производства, то есть темпы снижения  прибыли и увеличения убытков  опережают темпы уменьшения объемов  продаж.

Методология анализа точки  безубыточности позволяет разработать  и применить в организации  концепцию экономического  («операционного») рычага.

Понятие рычага возникает  тогда, когда в затратах организации  имеются стабильные элементы, не находящиеся  в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых  работ. В результате прибыль повышается или снижается быстрее, чем происходят изменения в объемах производства.  

Необходимо определить воздействие  на прибыль (J) изменений в объемах  реализации готовой продукции (V). Элементами, которые определяют соотношение  между этими переменными, являются: цена единицы продукции (P), переменные затраты на единицу продукции (C) и постоянные затраты (F).

Должно быть соблюдено  равенство:

Vкр * P  = F + Vкр * C.

 

Vкр =

F

P – C


 

 Отсюда прибыль равна:

J = VP – (VC + F) или J = V(P –  C) – F.

Последняя формула показывает, что величина прибыли зависит  от количества реализованных единиц продукции, разности между ценой  единицы продукции и величиной  приходящихся на нее переменных затрат, т.е. суммы, направляемой на покрытие постоянных затрат, и величины постоянных затрат.

Другим способом определения  воздействия операционного рычага является использование коэффициента S, характеризующего отношение прибыли  к общему объему реализованной продукции:

 

S =

J

V * P


 

  

или

 

S =

V* (P – C) - F

V * P

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики