Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание

Главной задачей рыночной экономики является настойчивое повышение эффективности общественного производства, и на основе его всесторонней интенсификации, улучшении качества продукции и услуг во всех отраслях народного хозяйства.
Для этого предусматривается повышение производительности труда наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов;

Содержание

Введение
1. Предприятие: сущность, типы, структура. ____________
2. Внешняя среда предприятия. ________________________
3. Внутренняя среда предприятия._______________________
4. Механизм функционирования предприятия._____________
5. Основные показатели при оценке эффективности предприятия. Их динамика._________________________________________
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

новый.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Предприятие: сущность, типы, структура.    ____________ 4
  2. Внешняя среда предприятия. _________________________8
  3. Внутренняя среда предприятия._______________________10
  4. Механизм функционирования предприятия._____________11
  5. Основные показатели при оценке эффективности предприятия. Их динамика._________________________________________13

Список использованной литературы

 

Введение

Главной задачей рыночной экономики является настойчивое  повышение эффективности общественного  производства, и на основе его всесторонней интенсификации, улучшении качества продукции и услуг во всех отраслях народного хозяйства.

Для этого предусматривается  повышение производительности труда  наиболее рациональное использование  материальных и трудовых ресурсов;

Всемирное внедрение комплексной  механизации и автоматизации  производственны процессов; сокращение численности работников, занятых  ручным трудом;

Совершенствование организации. нормирования и стимулирования труда; настойчивое внедрение научной  организации труда и повышение  ее эффективности; значительное повышение  качества всех видов выпускаемой  продукции; более рациональное использование  производственных мощностей; повышение  фондоотдачи; усиление режима экономии на производстве, ускорение оборачиваемости  оборотных фондов, снижение себестоимости  продукции и увеличение прибыли.

 

  1. Предприятие: сущность, типы, структура.

Сущность  предприятий

На всех этапах развития экономики  основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются  различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.

Предприятие как экономическое  понятие представляет собой предпринимательскую производственную единицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектом собственности в виде обособленного имущественного комплекса.

Предприятие как юридическое лицо – это организация, фирма, концерн, отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны.

Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.

В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.

Предприятие представляет собой  обособленную хозяйственную единицу, обладающую экономической и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством.

 

Типы предприятий

Предприятия обычно классифицируют по виду и характеру деятельности, формам собственности, правовому положению и др.

  • По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:
    • государственной собственности
    • муниципальной собственности
    • частной собственности
    • собственности общественных организаций
    • иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)
  • По масштабу:
    • малые
    • средние
    • крупные
  • По организационно-экономической форме:
    • индивидуальные (ИП [ранее ЧП; ПБОЮЛ], кооперативы)
    • партнёрства (хозяйственные товарищества и общества)
    • корпорации (акционерные общества, госкорпорации)
  • По цели деятельности:
    • коммерческие
    • некоммерческие

Структура предприятия

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействий между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур предприятий.

Под общей структурой предприятия понимается комплекс производственных подразделений и подразделений, обслуживающих работников, а также аппарат управления предприятием.

В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит выражение в размерах предприятия, количестве, составе и удельном весе основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия. Характер построения подразделений, их число определяется такими формами организации производства, как специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование.

Основной структурной производственной единицей предприятия является производственный участок, представляющий собой совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой или однотипной продукции. Продукция участка предназначена для переработки внутри цеха.

Состав, количество участков и взаимоотношения  между ними определяют состав более  крупных производственных подразделений — цехов — и структуру предприятия в целом.

Структура предприятия должна быть рациональной, экономичной, прямолинейной (обеспечивать кратчайшие пути транспортировки сырья, материалов, готовых изделий).

Организационная структура – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Организационная структура в зависимости  от рассматриваемых факторов может  быть:

– линейной (планирование работ и  контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя к производственным подразделениям, выполняющим управленческие функции);

– функциональной (планирование работ  и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями);

– линейно-функциональной;

– матричной (к линейно-функциональной структуре добавляются генеральные  конструкторы или менеджеры по проектам, которые отвечают за конкурентоспособность  объектов);

– бригадной;

– дивизиональной (приемлем для предприятий-концернов, подразделяющихся на производства по типам продукции);

– программно-целевой.

Инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия - это  подразделения по обслуживанию основного  производства, а также социальному  обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

 

 

Внешняя среда  предприятия 

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных  условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних  условий и факторов, действующих  в окружении предприятия и  влияющих на различные сферы его  деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

  • микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
  • макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие  материально-техническими и энергетическими  ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: 

- потребительском (население,  приобретающее товары и услуги  для личного потребления); 

- производителей (организации,  приобретающие продукцию производственно-технического  назначения); 

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи  с прибылью для себя; 

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд); 

- международном (зарубежные  покупатели на ранее перечисленных  типах клиентурных рынков).

 

 

Внутренняя  среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития.

В укрупненном  виде внутреннюю среду предприятия  можно представить как совокупность пяти групп факторов, каждая из которых включает десятки конкретных факторов. Комбинация их индивидуальна для каждого предприятия и зависит от особенностей производимой продукции, величины предприятия, а также внешних условий его функционирования. Значимость отдельных факторов тоже различается для разных предприятий. Например, для предприятия, выполняющего государственный заказ с гарантированным финансированием и сбытом продукции, маркетинговые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, по-видимому, не будут иметь большого значения; решающую роль для такого предприятия будет играть квалификация его рабочих и качество оборудования.

Обратная  ситуация будет иметь место для  предприятия, выпускающего товары массового  спроса, не требующие сложной технологии и высокой квалификации рабочих, но действующего в условиях свободной  конкуренции, - для него выбор маркетинговых  стратегий и формирование рынков сбыта будет играть решающую роль.

Внутренние  факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. При анализе следует помнить, что некоторые из этих факторов (например, структура баланса, выбор ценовой  и сбытовой политики, управление активами компании) находятся целиком и  полностью в компетенции руководства  и специалистов соответствующих  служб.

 

Механизм функционирования предприятия

Социально-экономическая  роль предприятия в условиях рынка  существенно меняется. Это изменение  идет по целому ряду направлений.

Основное требование, которое  выдвигает рынок предприятию, —  работать так, чтобы результатом  деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но чтобы  выпуск обеспечивал получение прибыли, т. е. всегда должно быть превышение доходов  над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем  прибыльнее работает предприятие.

На смену требованию выпуска  как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика  перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование — не только произвести продукцию, но и сбыть  ее, реализовать, и дальнейшее наращивание  объемов целесообразно только в  условиях гарантированного сбыта последней

Рассмотрим предложенную схему более детально. Выше отмечалось, что в условиях рынка предприятие  решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В  зависимости от решения этих задач  предприятие будет процветать или  станет несостоятельным. Для того чтобы  знать, что необходимо производить  — какой ассортимент, в каком  количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т. е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно —- как до запуска продукции  в производство, так и после, в  процессе реализации продукции. Поэтому  на схеме рынок дан до начала производства и после окончания его.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную  информацию, которая включает:

  • характеристику товаров: являются они товарами конечного

потребления пли промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена для потребителя, каковы цели у конкурентов; общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики