Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение предприятия, как основного звена рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике;
 рассмотреть организацию производственного процесса на предприятии;
 отразить преимущества и проблемы малого предприятия в современных условиях и пути их решения.

Работа состоит из  1 файл

курсовик предприятие!!!!!!.docx

— 195.77 Кб (Скачать документ)

   Важнейшими  принципами организации управления производством являются:

    1) принцип целевой совместимости и сосредоточения. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;

   2) принцип непрерывности и надежности. Означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;

   3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;

   4) демократический принцип распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;

   5) принцип научной обоснованности управления. Исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;

   6) принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;

   7) принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства;

   8) принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий. К общим функциям управления относятся:

  • планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;
  • организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;
  • мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;
  • контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.

   Современный аппарат управления имеет в своем  арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. Так, вопросы  планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей.  

    

           
 
 
 
 

   2.2. Производственная структура предприятия и пути ее совершенствования 
 

   Подготовка  предприятий к работе в условиях рыночной экономики обязательно  включает совершенствование производственной структуры предприятия, которая  должна: во-первых, быть гибкой, динамичной и постоянно соответствовать  меняющимся частным целям предприятия, например, обеспечивать возможность  расширения предприятия без существенных нарушений текущего хода производства; во-вторых, быстро приспосабливаться  при неожиданных изменениях внешних  условий, например, изменении конъюнктуры рынка; в-третьих, иметь способность к эффективной самоорганизации производственных подразделений по мере изменения задач, стоящих перед предприятием.

   Процесс изготовления продукции совершается  в основных производственных цехах, поэтому они должны занимать преобладающее  место не только по своей роли в  работе предприятия, но и по количеству занятых в них рабочих, по занимаемой производственной площади. Между тем  даже на крупных предприятиях количество рабочих во вспомогательных цехах  часто превышает численность  производственных рабочих. Такое соотношение  является результатом более высокого уровня механизации и автоматизации  основного производства, которые  приводят к снижению трудоемкости работ  в основных цехах, а, следовательно, к сокращению численности основных рабочих. Одновременно увеличивается объем работ по уходу за оборудованием, его ремонту. Возникающее неблагоприятное соотношение в численности может быть ликвидировано широкой механизацией вспомогательных работ.

   Производственная  структура предприятия не является постоянной. Она должна совершенствоваться в связи с изменением номенклатуры, ассортимента и количества выпускаемой продукции, под влиянием совершенствования техники, технологии и организации производства.

   Производственная  структура предприятия отличается значительным разнообразием и зависит  от следующих трех взаимосвязанных  факторов: от уровня специализации  предприятия и его кооперирования с другими предприятиями; от размера  выпуска продукции и ее трудоемкости; от характера, особенностей технологического процесса.

   Предприятия различных отраслей промышленности имеют разную производственную структуру. Даже внутри одной и той же отрасли  производственная структура предприятий  отличается большим разнообразием.

   Вопрос  о производственной структуре предприятия  решается при строительстве новых  предприятий, их реконструкции, в ходе перепланировки оборудования, механизации  участков, цехов.

   Технологический тип построения производственной структуры  предприятия характеризуется тем, что цехи предприятия выполняют  комплекс однородных технологических  операций по изготовлению или обработке  самых различных деталей для  всех изделий предприятия. К такому типу построения относятся заготовительные  цехи.

   В основу смешанного типа построения производственной структуры предприятия положен  предметно-технологический признак, когда технологически специализированные цехи в то же время имеют ограниченную номенклатуру изготавливаемых деталей, например, на предприятии есть два  или больше механических цехов.

   Анализ  путей совершенствования производственной структуры показывает, что в перспективе  предприятия должны прийти к такой  производственной структуре, где отсутствуют  заготовительные и инструментальные цехи, где сокращено количество механических и ремонтных цехов. Все это  позволит значительно сократить  число работающих на вспомогательных  и обслуживающих процессах производства, на заготовительной стадии производственного процесса, на обработочной стадии, а, следовательно, снизить себестоимость продукции, увеличить прибыльность и рентабельность производства. 
 

   2.3 Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования 
 

   Рынок - это сфера товарного обмена и  связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между  товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

   Условия функционирования рынка: реализация многообразных  форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и  свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

   Рынок выполняет следующие функции: 

  • регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
  • контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);
  • распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
  • стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);
  • информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере). 

   Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и  средства коммуникации. 

   Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике: 

  • принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан; 
  • принцип свободного рыночного ценообразования; 
  • принцип главенства потребителя; 
  • принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);
  • принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства). 

   Поведение хозяйствующих субъектов на рынке  регулируется также принципами: 

  • взаимовыгодности и равноправия деловых отношений; 
  • ответственности перед конечным потребителем;
  • достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
  • экономного ведения хозяйства;
  • соблюдения этического кодекса предпринимательства.

    
 
 
 

   3    Перспективы развития предприятий в  современных условиях 
 

   3.1 Преимущества и проблемы малого предприятия 
 

   Малые предприятия в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями.

   Основная  проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база, как  материально техническая, так и  финансовая.

   Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный  бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные  ресурсы. Но и они незначительны  и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся  инфляции.

   Преимущества  малых предприятий, обеспечивающие их эффективность в условиях рыночной экономики, заключается в следующем:

   - гибкость и способность быстро  реагировать на изменения конъюнктуры  рынка;

   - стремление к быстрому получению  эффекта, обуславливающие оперативное  успешное внедрение последних  достижений науки и техники;

   - склонность к риску и предприимчивость, характерная для большинства  мелких фирм;

   - возможность раскрытия творческих  способностей, интеллекта и энергии  работников, что является основными  характеристиками современной рабочей  силы;

   - создание новых рабочих мест  в условиях постоянной безработицы, свойственной любой рыночной экономике;

   - возможность эффективного взаимодействия  с крупным производством, для  которого мелкие предприятия  выступают как поставщики и  производители деталей и комплектующих изделий и являются источником нововведений.

   Эффективность российских малых предприятий пока еще значительно уступает эффективности  крупных и средних предприятий. Малое предпринимательство дает определенные возможности дополнительного  заработка для достаточно широкого круга лиц, в том числе официально числящихся работающих на крупных и  средних предприятиях.

   За  последние два года (2008-2009 гг.) сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) России существенно был подвержен негативным последствиям разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, проявившиеся в резком падении числа предприятий в ряде регионов, снижению спроса, а, следовательно, и выручки, а также сокращению числа рабочих мест.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики