В
тоже время нельзя не отметить тот
факт, что последствия кризиса, возможно,
дадут новый толчок к продвижению
новых, смелых, инновационных бизнес-проектов,
столь необходимых для выполнения программы
по модернизации экономики.
За
предшествующее десятилетие наблюдается
стабильный рост числа малых предприятий,
хотя темы роста были неравномерны
– если в начале периода средний
темп роста оставлял 4-7% в год (2003-2006
гг.), то в конце периода отмечаются
темпы роста 10,1% в год (2007), 17,3% в
год (2008) и 18% в 2009 году (диаграмма 1).
Диаграмма
1 Динамика роста числа малых предприятий
(тысяч единиц).
3.2
Основные направления мер по
решению проблем малых предприятий
в России
В
области проблем, связанных с
взаимоотношениями субъектов малого
предпринимательства и государственной
власти, логичным и эффективным решением
выглядит формирование и дальнейшее
развитие в России системы общественных
объединений. Предпринимательские
объединения, союзы, ассоциации и другие
виды сообществ малых предприятий
должны выполнять функцию заполнения
пустот, существующих в настоящий
момент между всеми уровнями государственной
власти и представителями малого
бизнеса. Нередко необдуманность решений
государства, касающихся малых предприятий
и приводящих к известным проблемам
для их развития, порождается тем,
что такого рода меры предпринимаются
без предварительной консультации
с предпринимательскими сообществами.
Игнорирование информации от самих
участников малого предпринимательства
подчас приводит к тому, что принятые
решения наносят ущерб мелким
хозяйственным единицам. Создаваемые
общественные организации должны воздействовать
на государство для получения
гарантий стабильности предпринимательской
деятельности в России. Эти институты
призваны лоббировать интересы мелких
фирм, добиваясь своевременного принятия
соответствующих нормативно-правовых
актов. В области системы государственной
поддержки малых предприятий
приоритетными направлениями должны
стать следующие задачи. Во-первых,
совершенствование нормативно-правовых
актов. Правовая основа должна быть научно
обоснованной и проверенной на практике.
Необходимо устранить прецеденты противоречия
друг другу отдельных нормативно-правовых
актов. В свою очередь эти законодательные
акты должны не только декларировать,
но и реально гарантировать выполнение
поставленных целей и задач политики
государственной поддержки сектора
малого предпринимательства, должны быть
четко определены функции, права и ответственность
всех элементов экономической системы.
Во-вторых, необходимо рациональное сочетание
всех существующих мер поддержки малого
предпринимательства, как прямых, так
и косвенных. В-третьих, необходима разработка
эффективных программ развития малых
предприятий на всех уровнях экономической
структуры государства. Эти программы
должны реализовываться в следующих направлениях:
1)
формирование инфраструктуры поддержки
– одновременно на всех уровнях
государственной власти;
2)
внесение в установленном порядке
предложений о налоговых льготах
для малых предприятий и ежегодное
выделение средств из соответствующих
бюджетов на осуществление государственной
поддержки;
3)
передача малым предприятиям
результатов НИОКР и инновационных
разработок;
4)
передача в собственность малым
предприятиям на льготных условиях
незавершенных и пустующих объектов,
а также нерентабельных предприятий;
5)
обеспечение возможности первоочередного
выкупа арендуемых малыми предприятиями
объектов недвижимости.
Другим
направлением совершенствования государственной
политики в отношении малого бизнеса
должна стать борьба с негативной
административной политикой. Необходимо
пресечь неконтролируемую коррупцию
среди чиновников, обеспечить защиту
субъектов малого предпринимательства
от злоупотреблений должностных
лиц, а также упростить систему
регистрации малых предприятий,
ослабить неоправданную нагрузку проверяющих
инстанций.
Главным
направлением политики, осуществляемой
в сфере кредитования, должно стать
задействование наиболее актуальных и
современных источников, связанных
с лизингом, кредитной кооперацией,
а также налаживанием непосредственного
кредитование малых предприятий
зарубежными экономическими структурами.
В дополнение к этому необходимо следить
за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых
на предприятиях малого бизнеса.
Заключение
В
настоящее время преимущества малых
предприятий, обеспечивающие их эффективность
в условиях рыночной экономики, заключается
в следующем:
-
гибкость и способность быстро
реагировать на изменения конъюнктуры
рынка;
-
склонность к риску и предприимчивость,
характерная для большинства
мелких фирм;
-
создание новых рабочих мест
в условиях постоянной безработицы,
свойственной любой рыночной экономике;
Необходимые
программы развития малых предприятий
на всех уровнях экономической структуры
государства должны реализовываться в
следующих направлениях:
1)
внесение в установленном порядке
предложений о налоговых льготах
для малых предприятий и ежегодное
выделение средств из соответствующих
бюджетов на осуществление государственной
поддержки;
2)
передача малым предприятиям
результатов НИОКР и инновационных
разработок;
3)
передача в собственность малым
предприятиям на льготных условиях
незавершенных и пустующих объектов,
а также нерентабельных предприятий;
4)
обеспечение возможности первоочередного
выкупа арендуемых малыми предприятиями
объектов недвижимости.
Одним
из направлений совершенствования государственной
политики в отношении малого бизнеса должна
стать борьба с негативной административной
политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую
коррупцию среди чиновников, обеспечить
защиту субъектов малого предпринимательства
от злоупотреблений должностных лиц, а
также упростить систему регистрации
малых предприятий, ослабить неоправданную
нагрузку проверяющих инстанций.
В
этих условиях одним из путей повышения
эффективности функционирования предприятий
является совершенствование организационных
форм управления, основанных
на разграничении и делегировании
функций управления, создании качественно
новых отношений между производственными
структурами.
Список
литературы
- Абрютина
М.С. Экономика предприятия: Учебник. -
М.: Дело и Сервис, 2008.
- Альбеков
А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого
предприятия. Серия «Учебники, учебные
пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Байнев В.Ф.
Экономика предприятия и организация
производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ,
2008.
- Баскакова
О.В. Экономика организаций (предприятий):
Учебное пособие. М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2009.
- Волков О.И.,
Скляренко В.К. Экономика предприятия:
Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.
- Выварец
А.Д. Экономика предприятия: Учебник для
студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Гиляровская
Л. Т. Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект»,
2008.
- Горфинкель
В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия,
4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2008. — 670 с.
- Зайцев Н.Л.
Экономика промышленного предприятия:
Учебник. 6-е изд., перераб.
и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
- Поздняков
В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: Учеб.пособие.
-- М.: ИНФРА-М, 2008.
- Трещевский
Ю.И. Государственное регулирование экономики
в период формирования рыночных отношений
/ Под ред. И.Т. Корогодина. — Воронеж: Изд-во
Воронеж. гос. ун-та, 2008.
- Туровец
О.Г., Родионова В.Н. Организация
производства на предприятии: Учеб.пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2009.
- Управление
производством: Учебник/ Под ред. Н.А.Саломатина.
-- М.: ИНФРА-М, 2008.
- Шишков Ю.
Экономическая роль государства в современном
мире Экономист. — 2009. — № 1. — С. 25—34.
- Экономика
предприятия: Учебник для вузов/ Под ред.
проф.В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.