Прибыль, ее экономическое содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:23, реферат

Описание

Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.
Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей предприятия - балансовая (валовая) прибыль.

Работа состоит из  1 файл

эк-ка орг-ции.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

В 2002 году процент  выполнения плана преимущественно  ниже 100%, это означает, что почти  по всем показателям план не был  выполнен, за исключением таких показателей, как срок окупаемости ОПФ, себестоимость продукции, фондоотдача и несколько других показателей.

Прибыль фактически составила в 2001 году на нашем предприятии 722 тыс. руб., что гораздо ниже запланированной (на 451 тыс. руб.). В 2002 году прибыль по факту равнялась 1295 тыс. руб., а по плану - 1496 тыс. руб. (то есть снизилась на 201 тыс. руб.). Уровень рентабельности представляет также как и прибыль, в 2001 году фактически снизился на 4,03 % и составил 5,16 %. В 2002 году - аналогичная ситуация, то есть уровень рентабельности уменьшился на 1,36 %. Однако по сравнению с 2001 годом предприятие получило почти на 6 копеек прибыли на каждый рубль затрат больше.

Уровень окупаемости  затрат у нас в 2001 году составила  по факту 105,16 %, что ниже планового значения на 4,03 %. В 2002 году уровень окупаемости затрат фактически составил 110,97 %, а по плану он должен был бать равен 112,37 % (то есть снизился на 1,4 %).

Таким образом, по таблице 2 можно сделать вывод, что в 2001 году предприятие ЗАО "Прогресс" работало не очень эффективно, так как уровень рентабельности, прибыль, уровень окупаемости затрат, фондоотдача и некоторые другие показатели эффективности производства не слишком высоки. А в 2002 году данное предприятие работало более эффективно, чем в предыдущем году.

Далее, в пункте 2.2, освещены вопросы, касающиеся динамики прибыли отдельных видов продукции  и предприятия в целом и  влияния основных факторов на ее изменение.

Известно, что  основной целью предприятия в  условиях рынка является получение прибыли. Поэтому в данной курсовой работе рассмотрено определение прибыли от реализации зерновой и зернобобовой продукции на предприятии ЗАО "Прогресс", а также отклонение фактической прибыли от плановой, в том числе за счет изменений: объема реализованной продукции, цены реализации единицы продукции, себестоимости единицы продукции.

Перечисленные и некоторые другие показатели рассчитаны в таблице 3 (за 2001 год) и таблице 4 (за 2002 год).

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что в  целом за 2001 год прибыль от реализации всей зерновой и зернобобовой продукции составила по факту 470976,84 руб., по плану - 478984,20 руб. Значит, отклонение фактической прибыли от плановой составит -8007,36 руб. Таким образом, величина снижения прибыли в 2001 году составила 8 тыс. руб. То есть, фактически прибыль уменьшилась по сравнению с плановой на 8 тыс. руб., в том числе:

со снижением  объема реализованной продукции  на 171 ц прибыль снизилась на 9596,52 руб.;

за счет снижения цены реализации единицы продукции  на 15,23 руб./ ц прибыль снизилась на 127,37 тыс. руб.;

при снижении себестоимости  единицы продукции на 15,42 руб. / ц  фактическая прибыль увеличилась  по сравнению с плановой на 128,97 тыс. руб.

Таким образом, за счет снижения себестоимости единицы  продукции прибыль от реализации всей продукции увеличилась немного больше, чем она снизилась за счет уменьшения цены реализации единицы продукции, и намного больше, чем за счет снижения объема реализованной продукции. Но величина роста прибыли меньше, чем общая величина ее снижения. Поэтому в общей сложности прибыль от реализации зерновой и зернобобовой продукции в 2001 году на предприятии ЗАО "Прогресс" фактически снизилась на 8 тыс. руб. по сравнению с планом.

По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что в  целом за 2002 год прибыль от реализации всей зерновой и зернобобовой продукции составила по факту 456966,52 руб., по плану - 497967,60 руб. Значит, отклонение фактической прибыли от плановой составит -41001,08 руб. Таким образом, величина снижения прибыли в 2002 году составила 41 тыс. руб., а именно за счет следующих изменений:

с увеличением  объема реализованной продукции  на 119 ц прибыль возросла на 8,48 тыс. руб.;

за счет увеличения цены реализации единицы продукции  на 9,42 руб. / ц прибыль увеличилась  на 66,97 тыс. руб.;

при увеличении себестоимости единицы продукции  на 16,39 руб. / ц фактическая прибыль  снизилась по сравнению с плановой на 116,45 тыс. руб.

Таким образом, за счет увеличения себестоимости единицы  продукции прибыль снизилась  больше, чем она возросла за счет увеличения цены реализации единицы продукции и роста объема реализованной продукции. То есть общая величина роста прибыли меньше, чем величина ее снижения. Поэтому в общей сложности прибыль от реализации зерновой и зернобобовой продукции в 2002 году на предприятии ЗАО "Прогресс" фактически снизилась на 41 тыс. руб. по сравнению с планом.

Сравнивая таблицу 3 и таблицу 4, можно сделать вывод, что в общем фактическая прибыль  от реализации зерновой и зернобобовой продукции в 2001 году, что на 14 тыс. руб. меньше, чем в 2002 году, а плановая - на 19 тыс. руб. Отклонение фактической прибыли от плановой отрицательно в обоих годах.

Таким образом, деятельность предприятия ЗАО "Прогресс" в 2002 году по данным показателям менее  эффективна, чем в предыдущем 2001 году.

Также в данном пункте рассмотрен пример определения  прибыли от реализации продукции  в 2002 и 2003 году, а также влияние  основных факторов на ее изменение  в 2003 году на предприятии ЗАО "Прогресс". С помощью этого примера наглядно видно, что произойдет с прибылью, если на предприятии на следующий 2003 год будет запланировано увеличить цену реализации зерновой и зернобобовой продукции и объем выпуска и реализации данной продукции, а также снизить ее себестоимость.

В следующем  пункте 2.3 описаны вопросы о динамике рентабельности отдельных видов продукции и предприятия в целом и влиянии основных факторов на ее изменение. Выше указывалось, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно, так как можно получить одинаковую прибыль, но с разными издержками производства. Поэтому необходимо прибыль сопоставлять с затратами, то есть определять уровень рентабельности. Таким образом, высшей целью предпринимательской деятельности предприятия является достижение возможно большей прибыли и возможно высокой рентабельности. Иначе говоря, идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

В этом же пункте описано определение рентабельности зерновой и зернобобовой продукции в целом и по ее отдельным видам на предприятии ЗАО "Прогресс" за 2001год (таблица 5) и за 2002 год (таблица 6).

По данным таблицы 5 видно, что в 2001 году на данном предприятии  выгоднее производить рожь и ячмень, так как по данным видам продукции уровень рентабельности продукции, уровень рентабельности продаж, уровень окупаемости затрат более высокие, чем по остальным видам продукции. И, наоборот, невыгодно производить прочую зерновую и зернобобовую продукцию, потому что перечисленные выше показатели самые низкие и даже отрицательные. Прибыль по данному виду продукции предприятие не получает, а получает лишь убыток. Следовательно, необходимо снизить полную себестоимость реализации прочей зерновой и зернобобовой продукции и увеличить выручку от ее реализации, чтобы ее производство и реализация были прибыльны. В целом по всей продукции уровень рентабельности за 2001 год положителен, а значит, данная производственная деятельность прибыльна.

Рассчитав таблицу 6, можно сделать вывод, что в 2002 году на предприятии ЗАО "Прогресс" ситуация в целом изменилась в лучшую сторону, так как по сравнению с 2001 годом увеличились многие показатели: прибыль; уровень рентабельности продукции; уровень окупаемости затрат; рентабельность продаж; норма прибыли.

В итоге можно  сделать вывод, что предприятию  ЗАО "Прогресс" выгоднее производить  пшеницу, так как по данному виду продукции уровень рентабельности продукции, уровень рентабельности продаж, уровень окупаемости затрат более высокий, чем по остальным видам продукции. Кроме того, именно благодаря производству и реализации пшеницы предприятие работает в целом безубыточно и даже прибыльно. Производить ячмень и прочую зерновую и зернобобовую продукцию неэффективно, потому что перечисленные выше показатели отрицательные. Прибыль по данному виду продукции предприятие не получает, а получает лишь убыток. Следовательно, необходимо снизить полную себестоимость реализации ячменя и прочей зерновой и зернобобовой продукции и увеличить выручку от их реализации, чтобы их производство и реализация были прибыльны или хотя бы безубыточны.

Здесь же подробнее  рассмотрено влияние цены реализации продукции и себестоимости продукции  на изменение рентабельности зерновой и зернобобовой продукции в целом  и ее отдельных видов по плану и по факту за 2001 год (таблица 7) и за 2002 год (таблица 8).

Рассчитав таблицу 7, мы видим, что в 2001 году на предприятии  ЗАО "Прогресс" уровень рентабельности всех видов зерновой и зернобобовой продукции положителен, кроме прочей зерновой и зернобобовой продукции. В целом по всей продукции данный показатель по плану составил 22,83%, а по факту - 24,44%, то есть общее отклонение фактической рентабельности от плановой составило 1,61%. Это произошло за счет следующих изменений:

со снижением цены реализации продукции на 15,2 руб./ц рентабельность снизилась на 6,2%;

при снижении себестоимости  единицы продукции на 15,41 руб. / ц  фактическая рентабельность увеличилась  по сравнению с плановой на 7,81%.

Таким образом, за счет снижения себестоимости единицы продукции рентабельность всей продукции увеличилась немного больше, чем она снизилась за счет уменьшения цены реализации единицы продукции. Значит, величина роста общей рентабельности больше, чем общая величина ее снижения. Поэтому в общей сложности рентабельность зерновой и зернобобовой продукции в 2001 году на предприятии ЗАО "Прогресс" фактически увеличилась на 1,61% по сравнению с планом.

По данным таблицы 8 видно, что в целом за 2002 год  на предприятии ЗАО "Прогресс" рентабельность всей зерновой и зернобобовой продукции составила по факту 34,54%, по плану - 28,87%. Таким образом, величина снижения рентабельности в 2002 году составила 5,67% в том числе:

за счет увеличения цены реализации единицы продукции  на 9,42 руб. / ц рентабельность увеличилась на 4,57%.

при увеличении себестоимости единицы продукции  на 16,39 руб. / ц фактическая рентабельность снизилась по сравнению с плановой на 10,24%.

Таким образом, за счет увеличения себестоимости единицы  продукции рентабельность снизилась  больше, чем она возросла за счет увеличения цены реализации единицы продукции. То есть общая величина роста рентабельности меньше, чем величина ее снижения. Поэтому в общей сложности рентабельность зерновой и зернобобовой продукции в 2002 году на предприятии ЗАО "Прогресс" фактически снизилась на 5,67% по сравнению с планом.

Сравнивая таблицу 7 и таблицу 8, можно сделать вывод, что в общем и фактическая, и плановая рентабельность зерновой и зернобобовой продукции в 2002 году по сравнению с 2001 годом больше. Отклонение фактической рентабельности от плановой в 2002 году отрицательно, а в 2001 году - положительно.

Таким образом, деятельность предприятия ЗАО "Прогресс" в 2002 году по такому показателю, как  рентабельность, более эффективна, чем в предыдущем 2001 году.

Значительное  место отводится такой проблеме, как экономическое обоснование  мероприятий по повышению прибыли  и рентабельности продукции и  предприятия в целом. Этот вопрос рассмотрен в последнем пункте данной главы, то есть в пункте 2.4. Здесь  перечислены плановые мероприятия по увеличению эффективности производства, прибыли и рентабельности.

В начале настоящей  курсовой работы была поставлена цель - рассмотрение важнейших показателей  экономической эффективности производства: прибыли и рентабельности производства, и выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия, а также экономическое обоснование мероприятий по повышению прибыли и рентабельности продукции и предприятия в целом. Для достижения поставленной цели я использовала указанные во введении методы. На мой взгляд, данная цель была достигнута и задачи, сформулированные исходя из поставленной цели, были выполнены.

В Ф. № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» приводятся следующие виды прибыли:

  • валовая прибыль. Она определяется как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции;
  • прибыль от продаж. Она рассчитывается как разность между выручкой, себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами;
  • прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом наличия операционных и внереализационных доходов и расходов;
  • чистая прибыль определяется путем вычитания отложенных налоговых активов и текущего налога на прибыль из суммы прибыли до налогообложения и отложенных налоговых обязательств.

Таблица № 8 (в тыс. руб.)


Показатели

По  плану

По  плану на фактически реализованную  продукцию

Фактически

1.Производственная  себестоимость реализованной продукции

19398

19491

19552

2. Коммерческие  расходы, относящиеся к реализованной продукции (расходы на продажу)

154

144

144

3. Итого  полная себестоимость реализованной  продукции

19552

19635

19696

4. Выручка  от реализации в продажных  ценах без НДС и акцизов)

22726

23087

23072

5. Финансовый  результат — прибыль (стр.4 —  стр.3)

3174

3452

3376

Информация о работе Прибыль, ее экономическое содержание