Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального приема на работу и отбора персонала организации.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты приема на работу и отбора персонала;
- Проанализировать особенности различных методов приема на работу и отбора персонала на примере организации ООО «Альянс»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Особенности приема на работу и отбора персонала в организацию……….4
1.1. Методы исследования системы приема на работу персонала…………….4
1.2. Понятие и особенности, методы определения критериев отбора кандидатов при приеме на работу………………………………………………11
1.3. Методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе……………………………………………………………………………..19
1.4. Система оценки кандидатов……………………………………………….30
Глава 2. Анализ системы приема на работу и отбора персонала на примере ООО «Альянс»…………………………………………………………………...35
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..35
2.2. Процесс приема на работу и отбора в организации ООО «Альянс»…….36
2.3. Недостатки в действующей системе приема на работу и отбора персонала…………………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..44
Для облегчения подбора и оценки кандидатов создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником подразделения и работниками службы управления персоналом на основе должностной инструкции и представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать и т.д.), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность.
Использование квалификационной
карты дает возможность структурированной
оценке кандидатов (по каждой характеристике)
и сравнения кандидатов между
собой. В настоящее время подбором
персонала занимается заместитель
директора совместно с
Определив требования к кандидату, сотрудники службы управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
1. Поиск внутри организации.
Прежде чем выйти на рынок
труда, сначала пробуют искать
среди своих сотрудников,
2. Объявления в средствах
массовой информации. Для привлечения
кандидатов размещает
Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники службы управления персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.
Таким образом, совокупность источников подбора персонала в ООО «Альянс» представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Источники привлечения персонала ООО «Альянс»
Внешние источники |
Внутренние источники |
Учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки |
Высвобождение персонала
в связи с изменениями |
Коммерческие учебные центры |
Высвобождение персонала в связи с механизацией и автоматизацией технологических процессов |
Посреднические фирмы по подбору персонала |
Высвобождение персонала в связи со снятием продукции с производства |
Центры обеспечения занятости (биржи труда) |
Переподготовка персонала |
Профессиональные ассоциации и объединения |
Перемещение персонала с участков работы |
Родственные организации |
|
Сводный рынок труда |
Подбор кандидатов является
основой для следующего этапа
– отбора будущих сотрудников
организации, который начинается с
анализа списка кандидатов с точки
зрения их соответствия требованиям
организации к будущим
Задача первичного отбора
и оценки состоит в определении
ограниченного числа
На основе собеседований (с сотрудником службы управления персоналом, а затем с начальником подразделения) выбирают кандидата, который наиболее подходит для этой должности.
После этого выбранного
сотрудника принимают на работу с
испытательным сроком (от 1 до 3-х
месяцев), давая возможность руководству
оценить кандидата
В данный момент подбор персонала для ООО «Альянс» актуален, так как предприятие расширяется, открываются новые направления, для обслуживания которых требуются новые сотрудники, также по причине постоянно существующей текучести кадров в магазине. Самые распространенные вакансии – менеджеры, поскольку специалисты данного профиля составляют основу персонала магазина.
Поиск менеджеров и другого персонала фирмы производится главным образом посредством СМИ. При отборе и оценке кандидатов для работы в магазине проводится всего один этап собеседования с заместителем директора, который, как отмечалось выше, частично выполняет функции менеджера по персоналу. Собеседование носит неформальный характер и длится примерно 15 минут. В ходе собеседования выясняются личные данные кандидата, опыт его работы, причину увольнения с последнего места работы. Особое внимание уделяется внешнему виду претендента и умению грамотно и дружелюбно общаться. Анкетирование или тестирование не проводится. Также не производится анализ вопросов соискателя. Рекомендации с предыдущего места работы не требуются. Изредка замдиректора звонит на предыдущее место работы соискателя для выяснения его характеристик. По результатам личного впечатления администратора от собеседования принимается решение о выходе сотрудника на работу или в отказе ему.
В случае если кандидат удовлетворяет предприятие по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, производится оформление на работу – осуществляется процесс найма.
В результате анализа действующей системы найма персонала в ООО «Альянс» мною были отмечены следующие недостатки, препятствующие развитию компании:
1. В компании отсутствует менеджер по набору персонала, в настоящее время набором персонала занимается заместитель директора совместно с начальниками подразделений, которые нуждаются в новом сотруднике.
2. Основу системы отбора
претендентов на вакантную
3. На фирме отсутствует анкетирование и тестирование.
4. В качестве критерия
отбора не применяется
Таким образом, действующая система отбора персонала в ООО «Альянс» требует принятия корректирующих мер, принятие которых позволит значительно улучшить эффективность найма работников.
При отборе кандидатов для работы в фирме необходимо проводить два этапа собеседования. На первом этапе необходимо оценить уровень стрессоустойчивости - важнейшее качество, необходимое для работы в сфере услуг.
Второй этап собеседования должен проводить начальник службы, в которую устраивается новый сотрудник, и его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают профессиональные навыки
Наряду с этим руководству ООО «Альянс» целесообразно внедрять новые методы эффективного отбора персонала:
Так же необходимо ввести тестирование. Они могут быть различными – на способности и склонности, личностные опросники, тесты на интересы, проективные методики. Несомненно, для каждой специальности должен быть определен свой набор методик, позволяющих выявить различные проблемы кандидата, его способности, навыки и знания.
Отбирая кандидатов целесообразно подготовить и провести групповое собеседование. Этот вариант отбора кандидатов очень удобен, если претендентов на вакансии достаточно много. В группе проще определить преимущества одних кандидатов перед другими, особенно при оценке коммуникативных навыков.
Персонал деловой организации – это определенный по количеству и качеству состав трудовых ресурсов, необходимый для достижения организацией ее целей. Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров организации. Основной целью управления персоналом является использование с наибольшей эффективностью его потенциала для достижения целей организации.
Прием на работу персонала – важный этап в работе с кадрами, включающий расчет потребности, построение моделей рабочих мест, профессиональный отбор кадров и формирование резерва. Для оценки профессиональной пригодности работников используются различные методы: изучение личных документов, беседа, анкетирование, тестирование, испытательный срок. Все большее признание получает метод профессиограмм.
Профессиональный отбор кадров содержит основные этапы изучения потенциала работника и работы кадровой комиссии. Формирование резерва кадров осуществляется за счет внутренних и внешних источников на основе научного подхода к изучению потенциала человека и его служебной карьеры.
Для того чтобы обеспечить
организацию необходимым
Для того, чтобы построить эффективную систему приема на работу и отбора персонала, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации.
Эффективный прием на работу и отбор начинается с точной характеристики работы, т.е. с анализа работы конкретной должности. Далее составляется должностная инструкция, на основании которой формулируются требования к кандидатам.
Одним из важных этапов является
рекламирование работы, т.е. привлечение
кандидата. Собеседование все еще
сохраняет свою популярность как
один из самых важных элементов процесса
найма и отбора персонала. В ходе
собеседования можно
На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов приема на работу и отбора не дают точной информации о нанимаемом человеке.
1. Баткаева И. А. Управление персоналом организации : учебник / И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов. М. : ИНФРА-М, 2009. 637с.
2. Егоршин А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. Н.Новгород : НИМБ, 2007. 1093 с.
3. Управление персоналом организации : учеб. пособие / М. А. Винокуров [и др.]; под ред. М. А. Винокурова, Т. Г. Озерниковой. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 568 с.
4. Кибанов А. Я.Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. М. : ИНФРА-М, 2009. 300с.
Дополнительная литература
1. Аксенова Е. А. Управление персоналом : учебник / Е. А. Аксенова, Т.
Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. М. : ЮНИТИ, 2009. 554с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами : учебник / М. Армстронг. СПб. : Питер, 2004. . 831 с.
3. Бакирова Г. Х. Управление человеческими ресурсами : учебник / Г. Х. Бакирова. СПб. : Речь, 2003. 149 с.
4. Брагина З. В. Управление персоналом : учеб. пособие / З. В. Брагина, В. П. Дудяшова, З. Т. Каверина. М. : КноРус, 2008. 125с.
5. Бухалков М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала : учебник / М. И. Бухалков. М. : ИНФРА-М, 2009. 191с.
6. Волкова Л. П. Управление персоналом : учебник / Л. П. Волкова, И. Б. Дуракова [и др]. М. : ИНФРА-М, 2009. 569с.
7. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей / пер. с англ. / М. Дауни. М.: Добрая книга, 2005. 288 с.
8. Зайцева Т. В. Управление персоналом : учебник / Т. В. Зайцева, А. Т.
Зуб. . М. : ИНФРА-М, 2008. . 335с.
9. Иванова С. Искусство
подбора персонала: как
10. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка
при найме, аттестация : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. . М. : Экзамен, 2005. 416 с.
11. Магура М. И. Оценка работы персонала / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М. : Управление персоналом, 2005. 224 с.
12. Маренков Н.Л. Управление персоналом организаций: учеб. пособие / Н.Л. Маренков, Н. Н. Косаренко. М. : Трикста, 2005. 464 с.
13. Мартин М. Практика работы с персоналом / пер с англ. / Мартин М., Джексон Т. М.: HIPPO, 2005. 336 с.
14. Мордовин С. К. Управление персоналом: современная российская практика / С. К. Мордовин. СПб. : Питер, 2005. 304 с.
15. Одегов Ю. Г. Управление
персоналом в структурно-
16. Орлова О. С. Управление
персоналом современной
17. Уиддет С. Руководство по компетенциям : пер. с англ. / С. Уиддет, С. Холлифорд. М. : HIPPO, 2003. 224 с.
18. Управление персоналом : учеб. пособие / под ред. П. Э. Шлендера. . М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 320 с.
19. Управление персоналом : учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л.Еремина. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. 422 с.
20. Управление персоналом : учебник / Т. Ю. Базаров. М. : Академия.2008. 219 с.
21. Управление человеческими ресурсами: Учебник / М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. М.: Проспект, 2005. 240 с.
22. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации: Учебное пособие. М., КНОРУС, 2005. 416 с.