Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Виды предпринимательской деятельности…………………………………4
1.1 Малое предпринимательство……………………………………………………….4
1.2 Организационно – правовые формы……………………………………………….5
1.3 Особенности и функции малого предприятия…………………………………….9
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России……………………….12
2.1 Перспективы малого бизнеса………………………………………………………12
2.2 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………………...14
Глава 3. Государственная поддержка становления малого бизнеса………………...21
3.1 Государственная поддержка………………………………………………………..21
3.2 Государственная политика в области малого предпринимательства……………23
Заключение……………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

1.3Особенности и функции малого предпринимательства.

Предпринимательство в  масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В  первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного  управления предприятием.

  Вторая характеристика  – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно  небольшие рынки ресурсов и  сбыта, не позволяющие фирме  оказывать сколько-нибудь серьезное  влияние на цены и общий  отраслевой объем реализации  товара.

  Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое – ключевая роль  руководителя в жизни предприятия:  он полностью ответственен за  результаты хозяйствования не  только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

  Шестая специфическая черта  – семейное ведение дела: оно  наследуется родственниками хозяина,  чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец, седьмая особенность  связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые  ресурсы главным образом через  фондовые биржи, то малые предприятия  полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю  оборотного капитала по сравнению  с основным фондом. Если у крупных  предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

   В ряду функций малого  предприятия, прежде всего, важно  отметить экономические функции,  определяемые его ролью как,  во-первых, работодателя; во-вторых  – производителя продукции и  услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений5.

   К основным функциям малого предпринимательства относятся: инновационность, противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации. 
Способность к созданию и распространению инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира6.

   Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через  малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают  и реализуют свой творческий  потенциал. Во-вторых, в основном  здесь используется труд социально  уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах)7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса  в России

2.1 Перспективы малого бизнеса.

Правительство Российской Федерации рассматривает малый  бизнес как одно из основных направлений  развития экономики. В 2010 году перспективы малого бизнеса очень привлекательны, так как большинство экономических ниш, где могут работать частные предприниматели, еще не занято предприятиями.

Развитие малого бизнеса  в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

По статистике, в большинстве  развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. Правительство Российской Федерации принимает различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят начать собственное дело. В настоящее время существует множество региональных программ, которые также могут помочь начинающим предпринимателям развивать предприятия малого бизнеса.

Несмотря на все препятствия, в России перспективы развития малого бизнеса довольно высоки, так как множество людей предпочитают начать собственное дело, а не работать на государственных предприятиях. Небольшие мастерские или предприятия, где  могут производиться товары народного потребления,  или продукты питания, которые могут быть реализованы в крупных городах, позволят обеспечить рабочие места и снять социальную напряженность в регионах.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является сфера обслуживания. Отметим, что частные предприятия, которые предоставляют подобные услуги, могут работать  не только в крупных городах, но и организовывать выездные бригады, которые, например, могут специализироваться на ремонте квартир или иных подобных услугах. 

Перспективы развития малого бизнеса в России в области инновационных технологий также довольно высоки. Несмотря на то, что в России до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей стране  появляются небольшие  компании, которые работают в области высоких технологий.  Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью на зарубежных рынках, многие крупные компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях8.

Сравнительно более  низкие издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений  в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

По мнению некоторых  ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации  и понижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия  являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

Более низкая потребность  в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на требования местных рынков

Малые предприятия лучше  знают уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

Относительно более  высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов9.

2.2 Проблемы  становления малого бизнеса в  России

Одним из решающих условий углубления проводимых в  России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

На первый взгляд, видны  несколько моментов, в которых  у малого бизнеса в настоящее время существуют проблемы.

Во-первых, взаимодействие с государством. Так как только  на государственном уровне возможно уменьшение различных административных барьеров и налогового бремени.

Во-вторых, заинтересованность государства  в малом бизнесе. Государство, с одной стороны, декларирует, что надо всячески содействовать и укреплять малый бизнес, а, с другой стороны, абсолютно не заинтересовано в его развитии.

Одной из глобальных проблем на сегодня  остается чиновничий произвол, благодаря  которому рентабельность малого бизнеса  остается крайне низкой.

Следующая глобальная проблема –  это механизм получения разрешений по тем или иным вопросам.

Очевидно, что некоторые  наши районные администрации крайне коррумпированы. А это приводит к  довольно большим потерям как самих предпринимателей, так и, соответственно, государственного бюджета. А если учесть потраченное время, огромное количество денег и сил, чтобы получить какое-либо разрешение на торговлю с соблюдением всех законов и нормативных актов, то все это вместе несет непомерную для малого бизнеса нагрузку. Рентабельность малого предприятия сводится к нулю.

Многих людей, желающих заниматься бизнесом, отпугивают, в  первую очередь, именно вышеперечисленные  проблемы.

Растет число предприятий, работающих на грани либо переходящих  в сферу теневой экономики. Такие  предприятия составляют примерно половину малых предприятий. Это может быть связано и с трудностями ликвидации такого предприятия, и с недостатками малого бизнеса. Самыми существенными недостатками являются: высокий уровень риска, высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности привлечения дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др10.

Также говоря о проблемах  на пути развития малого и среднего бизнеса в России, депутат Государственной думы Язев отметил, что «действующий размер выручки для перехода на «упрощенку»- это барьер на пути развития эффективных малых предприятий, дающих высокие показатели производительности труда. Мы, по сути, занимаемся консервацией эффективности».

Еще одна серьезная проблема – очень высокий тариф страховых  взносов. «Мы прекрасно понимаем, что проблема наполнения Пенсионного  фонда и, соответственно, социального  обеспечения наших граждан в ближайшем будущем – это одна из основных системных проблем российской экономики! Такие процессы, как старение населения и сокращение его трудоспособной части провоцируют дискуссии о повышении пенсионного возраста (численность экономически активного населения в январе 2012 года составила, по оценке Росстата, 74,9 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны).

«На сегодняшний день объема финансовой поддержки со стороны  государства недостаточно,- считает  Язев.

Особого внимания, по словам Язева, требуют проблемы развития малых инновационных предприятий: «Построение национальной инновационной системы невозможно без развития инновационного предпринимательства, которое нацелено на решение сложных научно – технических задач и, что важно, способно превращать результаты своей деятельности в коммерческий продукт. Для продукции малых инновационно – внедряющих предприятий в ВВП России составляет до 0,1%, что в десятки раз меньше, чем в экономиках развитых стран. Но повышение этой доли тоже не конечная цель, далее технологии должны приходить в национальную промышленность».

Также говоря о проблемах в развитии малого и среднего бизнеса в России, парламентарий выделил две основные проблемы. Первая – бизнес климат. «Вопрос, связанный с бизнес – климатом, стоит на первом месте. В этой сфере предстоит сделать очень много», - отметил Головнев11.

И все же главной проблемой для малого бизнеса в России является налоговое бремя и коррупция. Если налогообложение это сфера стимулирования и совместная работа Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и ФНС РФ, то проблемой  коррупции должны заниматься органы в которых отсутствует коррупция, но таких в стране, как известно, нет. Для «рождения» честных органов государственной власти необходимо создать систему противовесов, при которой контролирующие органы будут следить и проверять друг друга, это конечно некий возврат к тоталитарному режиму, но по-другому не получается в нашей стране. При этом необходимо принять такие меры административного или уголовного характера, при которых нарушитель задумается преступать ли ему закон, и это касается не только государственных чиновников, но и представителей малого, да и всего бизнеса. Это что касается проблемы коррупции. Меры стимулирования развития малого бизнеса, разрабатывать нет необходимости, за все время во всем мире уже столько придумали и применили в практике, а многие меры проверены временем, что адаптируй мировые меры налогового стимулирования к российским условиям и организм малого бизнеса «задышит». В большинстве развитых и развивающих стран мира эффективно работают налоговые льготы, более того налоговое стимулирование бизнеса является мощным инструментом развития экономики страны, например в Китае для мотивации развития производственного сектора экономики в особых экономических зонах был снижен налог на прибыль до 15%, и это оказало нужный экономический эффект. В России же много говорят о необходимости разработки и применении налоговых льготах, но в то же время выражают недовольство выпадающими бюджетными доходами12.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса