Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Виды предпринимательской деятельности…………………………………4
1.1 Малое предпринимательство……………………………………………………….4
1.2 Организационно – правовые формы……………………………………………….5
1.3 Особенности и функции малого предприятия…………………………………….9
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России……………………….12
2.1 Перспективы малого бизнеса………………………………………………………12
2.2 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………………...14
Глава 3. Государственная поддержка становления малого бизнеса………………...21
3.1 Государственная поддержка………………………………………………………..21
3.2 Государственная политика в области малого предпринимательства……………23
Заключение……………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

    Как власть может защитить малый бизнес, если она даже не защищает предприятия, имеющие для страны стратегическое значение? Увы, если всего несколько лет назад суды хотя бы через раз удовлетворяли интересы добросовестных хозяйствующих субъектов, то в последнее время положительные решения в их пользу выносятся всё реже, подтверждением чему стал всплеск случаев так называемых силовых вариантов смены собственников. Под действием каких причин произошла столь очевидная деградация судебно-исполнительной системы, можно только догадываться. А вот озвучивать свои догадки сегодня крайне опасно… Завтра к вам могут прийти с проверкой, что-нибудь найти, возбудить дело, ну, а суд вынесет нужное решение13

Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики14.

Профессор Российской экономической  школы Наталья Волчкова отмечает, что действия федеральных властей сейчас направлены на либерализацию малого предпринимательства, что встречает сопротивление на местах: "Регулирование малого бизнеса на местах является одним из важных препятствий для его развития. Министерство экономики если и не имеет плана действий по улучшению ситуации, то, по крайней мере, предпринимает шаги, нацеленные на улучшение. Основная идея их действий - вывести из-под госрегулирования то, что не является жизненно необходимым. Это и переход к уведомительному принципу регистрации бизнеса, сокращение периодичности проверок, сокращение лицензируемых видов деятельности и т.д. То есть, цель - снизить число случаев, когда существование и развитие бизнеса зависит от воли чиновника". "Федеральные могут только некие общие правила игры задавать для малого бизнеса. Поэтому очень важно, чтобы региональные начальники поняли, что, допустим, Кремль решил - сейчас это приоритетное направление, и за это с них будут спрашивать. Тогда ситуация, действительно, может поменяться. Хотя у нас уже сейчас уровень развития малого бизнеса по регионам очень сильно отличается. Есть обратная корреляция, чем хуже развитие малого бизнеса, тем выше в этом регионе уровень коррупции и бюрократические препоны", - считает г-н Нечаев.  

Из-за постоянных проверок различными органами (налоговая инспекция, санэпидемстанция, пожарные, органы внутренних дел и т.д.) бизнесменам сложно работать. Во-первых, все эти процедуры отнимают время, а во-вторых – деньги. Ведь в ходе проведения любой проверки тут же обнаруживается ряд нарушений, которые нужно срочно устранять. Таким образом, предприниматели не могут накопить денег для дальнейшего вложения их в бизнес с целью его развития и расширения.  Хотя большая часть таких «рейдов» на фирму незаконны. К примеру, налоговая обязана уведомить о начале проверки, если она плановая, или иметь серьезные основания для проведения внеплановой проверки. Иначе предприниматель имеет право не допустить инспекторов на фирму.

А вот проблемы, которые  возникли на пути малого предпринимательства  в основном по вине государства:

  • ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);
  • доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;
  • чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов малого предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;
  • региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;
  • неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;
  • неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

Государство не должно стоять в стороне от проблем своих граждан. Но, к сожалению, пока происходит именно так. Поэтому те смелые люди, которые решили организовать собственный бизнес, должны запасаться деньгами и терпением. Но не все стоит воспринимать, как должное. При проведении несанкционированных проверок, вымогательстве денег, задержке с оформлением документов (ведь часто сегодня государственные органы превышают отведенное им время на подготовку всей документации) необходимо обращаться в вышестоящие инстанции. Тогда в стране наконец-то появится порядок, а местные власти прекратят свой беспредел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственная поддержка становления малого бизнеса

3.1 Государственная  поддержка

Господдержка малого бизнеса является одной из основных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации в настоящее время. По мнению многих экономистов, малый бизнес может стать своеобразным локомотивом, который сможет потянуть за собой развитие экономики нашей страны.

В настоящее время  существует множество видов господдержки малого бизнеса в нашей стране. Прежде всего, правительство Российской Федерации приняло целый ряд законодательных актов, которые значительно упростили регистрацию предприятий малого бизнеса, кроме того, во многих регионах нашей страны созданы организации, которые оказывают бесплатные консультации, связанные с регистрацией малых предприятий. Еще одним направлением господдержки малого бизнеса в нашей стране является создание программы грантов и льготных кредитов, благодаря которым предприниматель может начать собственное дело.

Поддержка малого бизнеса со стороны государства также заключается в помощи выпускникам учебных заведений открыть собственное предприятие. Многие из вчерашних студентов имеют отличные теоретические знания, но не могут организовать собственный бизнес из-за отсутствия практических навыков или денежных средств, необходимых для создания собственного предприятия. Кроме того, в настоящее время существует несколько программ, которые ориентированы на людей, которые потеряли работу, но хотят открыть свой собственный бизнес15

 

Добавим к этому, что  господдержка малого бизнеса в России в 2012 году запланирована в сумме более 20 млрд рублей. Об этом сказал сегодня вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак на встрече с представителями малого бизнеса в Санкт-Петербурге.

Он подчеркнул, что "малый  бизнес позволяет обеспечить устойчивость" экономики страны, и "его потенциал  в России огромен". Козак отметил  также, что "благодаря принятым мерам  системного характера" и ежегодному "увеличению преференций" в последние годы малый бизнес в России активно развивается, увеличивается количество занятых в этой сфере - в настоящее время около четверти трудоспособных россиян работают на малых предприятиях. В то же время Козак отметил, что "мы пока отстаем от европейских и североамериканских стран: в развитых экономиках доля малого бизнеса составляет около 60%, а у нас – 25%". "Есть над чем работать", - добавил вице-премьер.

Козак пообещал, что в  дальнейшем меры поддержки малого бизнеса в России будут развиваться. Однако он подчеркнул, что в этом отношении необходим баланс, и снижение налогов обосновано только когда оно влечет за собой увеличение количества предприятий и рост производства, а, значит, и поступлений в бюджет. По мнению вице-премьера, налоговые послабления не должны приводить к сокращению поступлений от малого бизнеса в налоговую систему16.

Основные принципами поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства в  соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" являются:

  1. заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  2. доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  5. открытость процедур оказания поддержки17.

3.2 Государственная  политика в области малого  предпринимательства

Государственная политика в сфере предпринимательства должна удовлетворять ряду требований:

  • Комплексность, что выражается в учете слабых сторон МСП как на ресурсном, так и на товарном рынке;
  • Постоянство, что означает учет специфики МСП в кратко-, средне- и  долгосрочной перспективе. Сектор МСП постоянно воспроизводит спрос на  специальные режимы регулирования бизнес-деятельности;
  • Эффективность, что предполагает не только компенсацию объективных ограничений МСП, но и мобилизацию его объективных преимуществ;
  • Адресность, что значит настройку режимов регулирования, дружественных по отношению к сектору МСП в целом, на учет специфики отдельных групп предприятий: стартующих, растущих, инновационных;
  • Актуальность, когда приоритет отдается тем механизмам поддержки, которые снимаю первоочередные, наиболее острые проблемы МСП;
  • Соразмерность затрат поставленным целям. Существует минимальная «критическая масса» расходов государства на поддержку сектора МСП, ниже которой этот сектор не реагирует на политику. Только достигнув определенной критической массы, воплотившейся в развитой рыночной инфраструктуре, инструментах финансового и венчурного рынка, инвестиционных и гарантийных схемах и т.д., количество затрат переходит в качество жизнеспособного, эффективного, динамичного сектора МСП.

Как составная часть системы государственного регулирования, государственная политика в области предпринимательства должна иметь:

  • Четко определенные цели;
  • Органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение поставленных целей;
  • Информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной полноты и надежности;
  • Инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействует на субъекты предпринимательства и среду в рамках выполнения своих функций.

Настоящая концепция  базируется на признании малого предпринимательства  сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной  политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

  • повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;
  • повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели государственной политики в  сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

  • формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
  • предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;
  • финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;
  • формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
  • повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства18.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса