Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:48, контрольная работа
Целью исследования является разработка целостной концепции формирования и обеспечения устойчивого функционирования региональных инвестиционных систем, механизмов управления и повышения их эффективности, способствующих преодолению негативных тенденций углубления социально-экономической дифференциации регионов и выходу России на траекторию пространственно сбалансированного инновационного развития.
Введение 3
1. Проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику 5
2. Практическая часть 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования. Ключевая проблема современной России связана с необходимостью преодоления последствий мирового финансового кризиса и обеспечения устойчивого экономического роста. Сложность ее решения связана с тем, что она имеет ярко выраженное региональное содержание, обусловленное кризисной дифференциацией российских территорий по уровню падения валовых региональных продуктов, росту инфляции, увеличению дефицита субнациональных процессов в субъектах РФ. Восстановление финансовых потоков на мезоуровне российской экономики позволит обеспечить докризисное восстановление масштабов расширенного воспроизводства в стране и его поступательной рост в долгосрочной перспективе.
Другими словами, только эффективно действующий инвестиционный механизм расширенного воспроизводства в регионах России может обеспечить национальной экономике не только мягкий выход из рецессии, но и формирование основ ее будущей инновационной структуре, позволяющей занять лидерские позиции в мире и обеспечить населению высокое качество жизни.
В
современной России регионы перестали
быть подчиненными центру административно-
Целью исследования является разработка целостной концепции формирования и обеспечения устойчивого функционирования региональных инвестиционных систем, механизмов управления и повышения их эффективности, способствующих преодолению негативных тенденций углубления социально-экономической дифференциации регионов и выходу России на траекторию пространственно сбалансированного инновационного развития.
Объектом исследования работе является система управления инвестиционной деятельностью в регионе, рассматриваемая как совокупность принципов, факторов и процессов, формирующих региональную инвестиционную политику и обусловливающих рост экономической и социальной эффективности развития региона.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами управления в ходе трансформации инвестиционной системы региона и последовательного ее перевода в новое состояние, отвечающее стратегическим целям социально-экономического развития России и повышения качества жизни ее населения.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют достижения современной экономической науки в области общественного воспроизводства, инновационного типа развития, государственного регулирования экономики, теории систем и институциональных преобразований. В работе учтены положения Конституции РФ и отдельных законов РФ, постановления Правительства РФ по вопросам экономической реформы и управления территориальным развитием. Использованы научные разработки Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Министерства экономического развития РФ, Института экономики РАН, Всемирного банка.
Информационную базу исследования составили правительственные программы, материалы Государственной службы статистики, аналитические отечественные и международные материалы по исследуемой проблеме, в том числе полученные через Интернет.
1. Проблемы привлечения
Для современной России характерны признаки такого роста, который происходит в условиях неэффективной экономической структуры и, к сожалению, не меняется, а только консервируется ее параметры, не использует в должном объеме механизмов государственного инвестирования и регулирования.
В российской экономике в январе-феврале 2011 г. сохранялся рост промышленного производства, однако ситуация на потребительском и инвестиционном рынках была неустойчивой. По сравнению с январем-февралем 2010 г. прирост промпроизводства составил 6,3%, оборота розничной торговли – 1,9% при снижении инвестиций в основной капитал на 2,3%. Несмотря на ускорение темпов роста обрабатывающего производства на структуру и динамику восстановительного роста по видам экономической деятельности все более существенное влияние оказывают увеличивающиеся объемы импорта.
В первую очередь в реальный сектор экономики РФ привлечены внутренние отечественные инвестиции в основной капитал. По мере улучшения внутренней экономической конъюнктуры в 2010 году происходило постепенное изменение ситуации в инвестиционном секторе. Пик инвестиционного кризиса был пройден в первой половине 2009 года, и с третьего квартала наблюдалась тенденция к ослаблению спада инвестиций, в том числе по мере улучшения финансового состояния предприятий. Если в 2009 году сужение масштабов инвестиционной деятельности протекало очень быстро и при уменьшении объема ВВВ на 7,9 %, сокращение инвестиций достигло 16,2 %, то во втором и четвертом кварталах 2010 года динамика инвестиций вышла в область положительных значений и по темпам опережала рост ВВП. В целом в 2010 году прирост инвестиций в основной капитал составил 6,0 % при увеличении ВВП на 4,0 % относительно предыдущего года (рисунок 1.1) .
Рисунок
1.1. Темпы прироста ВВП, инвестиций в основной
капитал, объемо работ в строительстве
и ввода в действие жилых домов по кварталам
в 1999 – 2010 годы, % к соответствующему периоду
предыдущего года [4]
В инвестиционном секторе в январе-феврале 2011 г. фиксировалось падение деловой активности. Это объясняется как особенностями сезонного цикла строительных работ, так и задержкой в финансировании государственных инвестиций в начале года, значительным оттоком капитала и низкой активностью банковского сектора. В январе-феврале 2011 г. инвестиции в основной капитал составили 97,7%, работ в строительстве - 99,7% и ввода жилой площади - 88,5% от соответствующих показателей за аналогичный период предыдущего года.
Структура
инвестиций в основной капитал по источникам
финансирования, % к итогу (без субъектов
малого предпринимательства и параметров
неформальной деятельности) (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) [4]
Показатель | 2008
год |
2009
год |
2010
год |
Отклонение | |
2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Инвестиции в основной капитал - всего | 100 | 100 | 100 | - | - |
Продолжение таблицы 1.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В
том числе по источникам финансирования:
Собственные средства из них: |
39,5 | 37,1 | 41,2 | -2,4 | +4,1 |
Прибыль | 18,5 | 14,8 | 14,7 | -3,7 | -0,1 |
Привлеченные средства из них: | 60,5 | 62,9 | 58,8 | +2,4 | -4,1 |
Кредиты банков | 11,8 | 10,3 | 8,7 | -1,5 | -1,6 |
В том числе иностранных банков | 3,0 | 3,2 | 2,0 | +0,2 | -1,2 |
Заемные средства других организаций | 6,2 | 7,4 | 5,6 | +1,2 | -1,8 |
Бюджетные средства | 20,9 | 21,9 | 19,4 | +1,0 | -2,5 |
Федеральный бюджет | 8,0 | 11,5 | 10,0 | +3,5 | -1,5 |
Бюджетов субъектов Российской Федерации | 11,3 | 9,2 | 8,2 | -2,1 | -1,0 |
Прочие из них средства: | 21,2 | 23,0 | 24,8 | +1,8 | +1,8 |
Полученные
на долевое участие в |
3,5 | 2,6 | 1,9 | -0,9 | -0,7 |
Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа | 4,3 | 4,3 | 3,8 | - | -0,5 |
По данным представленным в таблице 1.1 можно судить о том, что тенденция к абсолютному сокращению масштабов бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, действующая в 2008-2009 гг., в 2010 г. приостановились, однако продолжалось снижение доли участия субъектов Федерации. В 2010 г. за счет бюджетных средств было профинансировано 1242,7 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или на 1,9 млрд. руб. больше, чем в предыдущем году. Причем объемы финансирования инвестиций из средств федерального бюджета увеличились на 19,2 млрд. руд. по сравнению с 2009 г. и составили 642,1 млрд. руб., что и компенсировало сокращение расходов на инвестиционные цели бюджетных субъектов Российской Федерации.
В 2009 г. абсолютное сокращение объемов кредитов банка на инвестиции полностью определялось свёртыванием деятельности российских банков. Прирост кредитов иностранных банков и активное заимствование средств других организаций явилось факторами, содержащими углубление кризиса на инвестиционном рынке. В 2010 г. ситуация изменилась: с адаптацией банковского сектора к новым реалиям и восстановление деловой активности рост кредитов отечественных банков полностью перекрыл сокращение объемов кредитов иностранных банков.
Динамика привлечённых средств на финансирование инвестиций в основной капитал в 2007 -2010 гг. представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Динамика привлечённых средств на финансирование инвестиций в основной капитал в 2007 -2010 гг. (млрд. руб.) [4].
Показатель | 2007
год |
2008
год |
2009
год |
2010
год |
Кредиты российских банков | 404 | 541,5 | 385 | 429,2 |
Кредиты иностранных банков | 56,3 | 152,6 | 159,3 | 130 |
Заемные средства других организаций | 301,6 | 408,3 | 616,6 | 367,1 |
Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из - за рубежа | 224,7 | 288,9 | 263,8 | 245,8 |
В результате доля инвестиций в основной капитал, поступивших из – за рубежа, в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2010 г. понизилась до 3,8 % против 4,3 %. Существенное влияние на объемы инвестиций оказало изменение структуры и динамики поступления иностранных инвестиций. Хотя по итогам 2010 г. поступление иностранных инвестиций в российскую экономику, по данным Росстата, достигло 114,7 млрд. руб. и увеличилась на 40,1 % относительно к 2009 г. сократилась до 12,1 % против 19,4 % годом ранее. Прямые иностранные инвестиции в 2009 г. сократились на 13,2 % относительно предыдущего года. Ситуация усугубилась усилением чистого оттока капитала. По предварительной оценке ЦБ России, в 2010 г. чистый вывоз частного капитала составил 38,3 млрд. долл.
По общей тенденции к ослаблению инвестиционной активности в 2009 – 2010 гг. обозначилось изменение роли институционных инвесторов. При общей тенденции к сокращению доли вложений в государственную собственность доля инвестиций в частную собственность повысилась в 2010 г. на 3,0 и 7,7 процентных пункта по сравнению с 2009 и 2008 гг. соответственно. Очевидно, что частный отечественный бизнес ориентировался на сохранение позиций и на внутреннем, и в внешнем рынках, тем более что развитие этой тенденции протекало при сокращении и объемов, и доли инвестиций предприятий иностранной и совместной иностранной и российской собственности в общем объеме инвестиций.
В
2010 г. структурные сдвиги инвестиций
в основной капитал определялись
повышением доли промышленности в общем
объеме инвестиций в основной капитал
(без субъектов малого предпринимательства)
до 45,1 % против 43,2 % в 2009 г. и на 40,9 % в 2008 г.
При этом наблюдалась довольно существенная
дифференциация темпов по видам экономической
деятельности. Инвестиции в основной капитал
добывающих производств в 2010 г. выросли
на 8,9 %, обрабатывающих – на 3,3 %, в производстве
и распределении электроэнергии, газа
и воды – на 24,1 %. В большинство видов экономической
деятельности инвестиции остались существенно
ниже предкризисного уровня (таблица 1.3).
Таблица 1.3 – Объем и динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в 2008 – 2010 гг. (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Виды экономической деятельности | Млрд. руб. | В % к предыдущему году | ||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Всего из них: | 6272,1 | 5769,8 | 6413,7 | 105,6 | 82,5 | 105,1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 243 | 192,6 | 190,9 | 95,7 | 75,2 | 88,9 |
Добыча полезных ископаемых | 1040,9 | 967,8 | 1109,8 | 103,9 | 88,3 | 108,9 |
В том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых обрабатывающее отрасли | 1034 | 881,9 | 993,7 | 107,8 | 78,2 | 103,3 |
Производство
и распределение |
558,2 | 585,6 | 786,3 | 111,3 | 99,8 | 124,1 |
Строительство | 91,7 | 162,7 | 194,1 | 91,7 | 66,1 | 117,3 |
Оптовая и розничная торговля | 168,7 | 138,4 | 158,4 | 95,6 | 75,7 | 108,9 |
Транспорт и связь | 1628 | 1624,6 | 1696,1 | 112,4 | 99,1 | 109 |
В том числе: финансовая деятельность | 74,7 | 74,6 | 77,2 | 95,6 | 99,4 | 107,1 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 733,8 | 558,2 | 658,3 | 100,9 | 70,8 | 92,8 |
Из них научные исследования и разработки | 31,9 | 48,9 | 62,8 | 101,9 | 131,9 | 114,4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 128,2 | 133,0 | 120,5 | 109,7 | 89,5 | 87 |
Образование | 162,9 | 117,4 | 142,9 | 96,9 | 78,7 | 113,7 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 118 | 145,7 | 161,3 | 116 | 82,1 | 105,6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 128,8 | 168,6 | 185,8 | 127,9 | 85,1 | 102,8 |
Информация о работе Проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику