Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 19:23, курсовая работа
Цель нашей работы рассмотреть процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия «затраты», «расходы», «издержки»;
- рассмотреть классификацию затрат на предприятии;
- рассмотреть показатели оценки результатов деятельности фирмы;
- рассмотреть графический анализ поведения затрат;
- рассмотреть факторы повышения эффективности предприятия, выявить резервы снижения затрат и роста результативности.
1) средняя себестоимость (все виды готовой продукции принимаются равноправными);
2) коэффициентная себестоимость — виды готовой продукции принимаются в зависимости от веса, калорийности продукции и т.д.;
3) взвешенная средняя себестоимость находится посредством придания различного удельного веса каждой калькуляционной группе;
4) стоимостная себестоимость определяется пропорционально ценам реализации;
5) стандартная себестоимость — по установленным ранее стандартным затратам.Поэтому себестоимость представляет величину достаточно условную, которая зависит от многих обстоятельств.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и статьям калькулирования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими предприятиями.
Основные статьи калькуляции:
Совокупность данных статей составляют полную себестоимость товарной продукции. Деление затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели, и в каких размерах израсходованы ресурсы. Такое деление необходимо для исчисления стоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве для установления центров образования затрат и поиска резервов их сокращения.
По способу включения в себестоимость продукции деление затрат на прямые и косвенные установлено ст. 318 Налогового кодекса РФ:
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.
Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные – косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.
На
практике затраты предприятия
2.3 Деление затрат по отношению к объёму производства.
Важное значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции, то есть не изменяются при изменении объема производства.
Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и общие для предприятия в целом.
Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства.
Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (или деловой активности) компании. По мере его повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, затраты сырья и материалов).
Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину.
Кроме того, существуют смешанные затраты, которые содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а другая часть не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних телефонных разговоров.
Иногда
смешанные затраты также
Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными.
Деление
затрат на постоянные и переменные
важно в выборе системы учета
и калькулирования. Кроме того, данная
группировка затрат используется при
анализе и прогнозировании
Вышеприведенная
классификация затрат в условиях
функционирования отечественных предприятий
наилучшим образом проявляет
себя в виде производственных и периодических
затрат.
2.4 Затраты и их деление в связи с принимаемыми управленческими решениями.
С точки зрения принятия управленческого решения, расходы и поступления (доходы) могут классифицироваться в соответствии с тем, насколько они значимы для конкретного решения. Релевантные затраты и поступления (или принимаемые в расчет, значимые затраты и поступления) — это те затраты и поступления, которые изменяются в результате принятия решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
Те же затраты и поступления, на которые
принимаемое решение влияния не оказывает,
называются нерелевантными, т.
3.Графический
анализ поведения затрат.
Как было рассмотрено выше, переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и полуфабрикаты), так и непроизводственные затраты (расходы на упаковку продукции, транспортные расходы, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара).
Совокупные
переменные затраты имеют линейную
зависимость от показателя деловой
активности организации, а переменные
затраты на единицу продукции
являются постоянной величиной.
Динамика
переменных затрат представлена на рис.1.
Рис. 1.
Динамика суммарных (а) и удельных (б)
переменных затрат.
Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия.
Производственные
затраты, которые остаются практически
неизменными в течение отчетного периода,
не зависят от деловой активности предприятия,
называют постоянными производственными
затратами (расходы на рекламу, арендная
плата, амортизация основных средств и
нематериальных активов).
Динамика совокупных постоянных затрат приведена на рис.2.
Рис. 2.
Динамика суммарных (а) и удельных (б)
постоянных затрат.
Для
описания поведения переменных затрат
в управленческом учете используется
показатель – коэффициент реагирования
затрат (Крз). Он характеризует соотношение
между темпами изменения затрат и темпами
роста деловой активности предприятия
и рассчитывается по формуле:
Крз = темпы
роста затрат, % / темпы роста деловой
активности фирмы, %
Любые
издержки в общем виде могут быть
представлены формулой:
У = А+В*Х,
где
У –
совокупные затраты, руб.,
А - их постоянная
часть, не зависящая от объемов производства,
руб.,
В –
переменные издержки в расчете на
единицу продукции (коэффициент
реагирования затрат), руб.,
Х –
показатель, характеризующий деловую
активность организации (объем производства
продукции, оказанных услуг, товарооборота
и т.д.) в натуральных единицах измерения.
3.1.
Методы разделения
затрат на постоянные
и переменные части
Поскольку в реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными, в большинстве случаев затраты организации разделяют на условно-переменные и условно-постоянные. В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов, метод высшей и низшей точек, который на практике является наиболее приемлемым.
Метод высшей и низшей точек довольно прост в применении. Его цель состоит в том, чтобы спрогнозировать поведение издержек при изменении деловой активности предприятия.
Из определенной совокупности значений суммарных затрат и объема выпускаемой продукции выбираются соответствующие показатели с максимальным и минимальным значениями. Затем рассчитывается коэффициент реагирования затрат (ставка переменных расходов) и определяется значение суммарных переменных затрат, приходящихся на выпускаемую продукцию. Из значения совокупных затрат вычитается значение переменных расходов, оставшаяся часть приходится на постоянные расходы.
Однако,
как и в любом прогнозе, здесь
существует некоторая вероятность
ошибки. Это связано с тем, что
значение двух крайних показателей
не всегда имеет репрезентативный характер.
Поэтому из расчета следует исключать
случайные, нехарактерные данные.
3.2.
Взаимосвязь «затраты
– объем – прибыль»
и анализ величин
в критической
(«мертвой») точке.
Концепция «маржинального
дохода»
Анализ «затраты – объем – прибыль» (CVP – анализ) построен на изучении и анализе поведения затрат, и в основе его лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP – анализ является инструментом управленческого планирования и контроля, поскольку с его помощью принимаются управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии. Анализ также является трамплином для составления отчета о финансовых результатах по методу директ-костинг (маржинальный отчет). При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты – объем – прибыль» позволяет ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.
Информация о работе Процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия