Процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы рассмотреть процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия «затраты», «расходы», «издержки»;

- рассмотреть классификацию затрат на предприятии;

- рассмотреть показатели оценки результатов деятельности фирмы;

- рассмотреть графический анализ поведения затрат;

- рассмотреть факторы повышения эффективности предприятия, выявить резервы снижения затрат и роста результативности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 599.50 Кб (Скачать документ)

         Введение.

     В условиях экономической и юридической  самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость постоянного  соизмерения выручки и затрат с тем, чтобы определить прибыль  или убыток по результатам деятельности. Деятельность любого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере деятельности, связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких затрат было использовано, а также совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель - масса прибыли. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции по сравнению с аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовый результат, т.е., сохранив цену на продукцию, предприниматель имеет возможность получать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю форму дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, что приведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общих объемов реализации.

     Субъекты  хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью, которая отражает величину текущих затрат, обеспечивающих процесс простого воспроизводства.

     Анализ  хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

     Область управления затратами - одна из самых  проработанных в мировой практике. Существует несколько стандартов, которые  применимы к различным видам деятельности, но не все российские компании могут ими воспользоваться в силу низкой управленческой культуры на всех уровнях.На основе учета затрат во многих предприятиях определяется плановая цена продукции, прибыль. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы. Цель нашей работы рассмотреть процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть понятия «затраты»,  «расходы», «издержки»;

     - рассмотреть классификацию затрат  на предприятии;

     - рассмотреть показатели оценки  результатов деятельности фирмы;

     - рассмотреть графический анализ  поведения затрат;

     - рассмотреть факторы повышения  эффективности предприятия, выявить  резервы снижения затрат и роста результативности. 

 

  1. Понятие затрат и результатов  деятельности

     Основными понятиями для характеристики и измерения затрат хозяйствующего субъекта в системе управленческого учета являются платежи, расходы, затраты, издержки производства и обращения.Платежи представляют собой уплату в наличной или безналичной форме денег и других платежных средств. В этих случаях предприятие выступает в качестве плательщика. Поставленные товары и услуги обычно оплачиваются с некоторой задержкой платежа. Кроме непосредственной оплаты возникает кредиторская задолженность покупателя перед поставщиком. Совокупность этой задолженности и платежей объединяется общим понятием расхо-да. Таким образом, в отличие от финансового учета к расходам по обычным выдам деятельности: в управленческом учете относят платежи и кредиторскую задолженность, связанные с приобретением материально-производственных запасов и других активов. В финансовом учете согласно Международным стандартам финансовой отчетности расходы обычно принимают форму оттока, или убыли, истощения активов, в том числе денежных средств или их эквивалентов, запасов, основных средств.Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени [6, c.367]. Как видно из определения затраты характеризуются:

     1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая  принцип измерения различных  видов ресурсов;

     2) целевой установкой (связаны с  производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

     3) определенным периодом времени,  т.е. должны быть отнесены на  продукцию за данный период  времени.

     Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.Определение понятия «расходы» изложено в Положении по бухгалтерскому учету организаций» и Налоговом кодексе РФ. Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках. Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию [5, c.75]. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать. Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты». Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей [7, с.129]. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация затрат  в организации

2.1 Затраты и их  деление по экономической  роли  в процессе  производства и обращения

     Затраты можно классифицировать по следующим признакам: 

     1)по составу: фактические, плановые или прогнозные;  
2) по отношению к объему производства: переменные, постоянные, прочие;  
3) по степени усреднения: общие, средние (затраты на единицу - на студента, на час,на фунт); 4)по функции управления: производственные, коммерческие, административные;  
5) по способу отнесения на себестоимость объектов: прямые, косвенные;  
6) порядок отнесения затрат на период генерирования прибыли: на продукт, на период.

     Учетные системы должны обслуживать комплекс управленческих целей, поэтому существуют различные способы измерения и группировки затрат.  
Часто различают учетные системы, собирающие затраты для целей калькулирования, оценки запасов и системы, где затраты группируются для планирования и контроля. Наиболее экономичный вариант - это создание интегрированных управленческих учетных систем сбора данных для любых возможных потребностей. Переменные и постоянные затраты - это два основных типа издержек. Каждый определяется в зависимости от того, меняются ли итоговые запасы в ответ на колебания выбранного объекта.  
Переменные затраты изменяются в общей сумме прямо пропорционально изменениям объема. Постоянные - остаются без изменения.  
Если компания приобретает для каждого килограмма муки 10кг пшеницы, то общая сумма затрат будет равна произведению количества произведенной муки на цену 10 кг. пшеницы. Это пример временных затрат, удельный размер которых не меняется, но колеблется итог к изменению объема. Это коэффициент доплат рабочим, большинство материалов.  
Вне зависимости, сколько компания потратит за материалы и сколько выпустит продукции, оно обязано выплатить аренду дополнительного склада, налог на имущество, заработную плату административного персонала. Это примеры постоянных затрат, которые уменьшаются в расчете на единицу при увеличении выпуска, но в общей сумме остаются неизменными. Подразделяя затраты на переменные и постоянные, нужно использовать понятие "область релевантности", в котором сохраняется особая форма запланированных взаимоотношений выручки и затрат. Постоянные расходы постоянны только относительно данной области релевантности (обычно большой) и данного времени (обычно отдельного нового периода).  
Некоторые методы учета затрат применимы к различным отраслям: промышленности, транспорту, торговле, госбюджетным учреждениям вне зависимости от целей их функционирования.  
Производство - это процесс преобразования материалов в новый продукт с участием труда и оборудования. Существуют три основных элемента затрат на производство продукции: 

     1)Основные материалы - затраты на материалы, входящие в состав произведенной продукции. Их можно отнести на конкретную продукцию. К основным материалам обычно не относят незначительные расходы (клей или упаковочная бумага), так как более точное исчисление производственных затрат не дает экономического выигрыша. Такие материалы обычно называются вспомогательными, или косвенными и относятся к косвенным производственным расходам.  

     2) Прямо относимые трудозатраты - это заработная плата всех рабочих, если она может быть отнесена на конкретную продукцию, например, заработная плата оператора или сборщика. Косвенная заработная плата - это вся прочая оплата труда на предприятии, которую невозможно или нецелесообразно относить на конкретную продукцию, например, заработная плата дворника или охранника. 

     3) Косвенные расходы - это все прочие затраты, кроме прямых статей, связанные с процессом производства. Косвенные расходы можно подразделить на: 

     а)   переменные косвенные расходы, например энергия, расходы по снабжению, косвенная заработная плата. 

     б)   постоянные косвенные расходы, например аренда, страхование, местные налоги, амортизация.

     Иногда при классификации затрат объединяют два из трех основных элементов: Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля какого-либо элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли необходимо различать входящие затраты и истекшие затраты. Входящие затраты – это средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и должны принести доходы в будущем. В балансе они регистрируются как активы. Если эти средства были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших, что отражается на счете прибылей и убытков. На промышленном предприятии все производственные затраты включаются в себестоимость продукции, в то время как непроизводственные расходы относятся к затратам отчетного периода. В организациях розничной или оптовой торговли товары приобретаются для перепродажи, при этом они не претерпевают изменений или эти изменения незначительны. Затраты на приобретение товаров входят в их себестоимость, а все остальные затраты – расходы на административные нужды, торговые издержки и расходы по сбыту товаров – считаются затратами отчетного периода.  
            Основные затраты относятся к прямым затратам на производство продукта и включают в себя расходы на рабочую силу, стоимость основных материалов и прямые расходы. Производственные накладные расходы включают в себя все производственные издержки за исключением стоимости живого труда, основных материалов и прямых расходов. Поэтому к ним относятся все расходы на непроизводственную рабочую силу, на вспомогательные материалы, косвенные производственные расходы.  Для определения полных производственных затрат при оценке запасов продукции необходимо зарегистрировать затраченные средства в соответствующих документах. Например, количество единиц материалов, использованных для изготовления конкретного продукта, фиксируется в требовании на их отпуск со склада, а затраты времени на труд производственных рабочих должны быть зарегистрированы в карточках учета труда. Получив сведения о количестве ресурсов по статьям прямых затрат, необходимо провести их расценку. Если всю сумму затраченных ресурсов умножить на соответствующую каждой их единице цену, то можно определить общую величину прямых затрат или полную стоимость какого-то конкретного продукта. В противоположность этому невозможно точно распределить накладные расходы между конкретными продуктами, так как они распространяются на всю фактически произведенную продукцию, поэтому накладные расходы можно связать с каким-то конкретным продуктом только путем приблизительной оценки. Бухгалтер решает эту проблему, определяя сумму накладных расходов за отчетный период и распределяя ее между продуктами, произведенными за это время, по приемлемой базе. Эквивалентом затрат на продукт в промышленности - производственная себестоимость. Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли и запасами. Эти переходящие затраты становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров) только тогда, когда продукция реализована, что может случиться через несколько периодов после того, как продукция была произведена. Синонимом затрат на продукт является термин "запасоемкие затраты". Затраты на период всегда относятся на месяц, квартал, год, когда они были произведены: они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. Их можно также назвать незапасоемкими, например, административные и коммерческие расходы. 
 

2.2 Деление затрат  по способу включения в себестоимость  продукции (работ,услуг)

     В экономической практике, как минимум, три понятия имеют одинаковое содержание: расходы, затраты, издержки. И, как пишет автор многочисленных учебников по бухгалтерскому учету Я.В. Соколов, «все попытки разграничить их содержание лишены смысла». В процессе функционирования любые субъекты хозяйствования несут определенные расходы, связанные с производством, сбытом продукции, услуг, с прочей деятельностью. В соответствие с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» они подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся затраты, связанные с изготовлением, приобретением и продажей товаров, предоставлением услуг, и прочие расходы — операционные, внереализационные и чрезвычайные. На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

     Себестоимость — это качественный показатель, в котором отражаются все стороны хозяйственной деятельности. Себестоимость является основным фактором формирования прибыли и фактором, определяющим уровень цен. В себестоимости аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов и эффективность их потребления.

     Таким образом, себестоимость продукции — это важнейший показатель экономической эффективности производства. От ее уровня зависят темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.

     Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Принятие управленческих решений невозможно без анализа уже существующих затрат на производство и затрат, которые возникнут в ходе реализации вновь разрабатываемых проектов и бизнес-планов.

     Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов. Иначе говоря, себестоимость — это суммарные расходы на производство и реализацию продукции, расчетная, абстрактная величина, значение которой зависит от выбранной учетной политики.

     В российской системе учета возможны пять вариантов нахождения себестоимости:

Информация о работе Процесс управления затратами и финансовыми результатами предприятия