Пути и методы снижения рисков на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработка мероприятий по снижению рисков на предприятии. Задачи исследования:
- рассмотреть понятие риска,
- выявить экономическое содержание риска;
- дать экономическую характеристику предприятию, на основе которого будет проводиться исследование;
- на основе данных финансовой отчетности провести оценку риска на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ РИСКА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РИСКА
1.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РИСКА
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РИСКА
1.4 СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РИСКА
1.5 ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ ТПЧУП "СИФУД-СЕРВИС"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТПЧУП "СИФУД-СЕРВИС"
2.2 ОЦЕНКА РИСКА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.3 АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ РИСКА
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 СОЗДАНИЕ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ НА ТПЧУП "СИФУД-СЕРВИС"
4. КОРРЕКТОР АЧХ
5. ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ПРОЕКТИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Пути и методы снижения рисков в предпринимательской деятельности на примере транспортного предприятия.doc

— 957.00 Кб (Скачать документ)

- организационная структура и штатное расписание предприятия;

- анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;

- карты технологических потоков (технико-производственные риски);

- договоры и контракты (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

- финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

Социально-экономическая нестабильность (СЭН), в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы как в деятельность субъектов хозяйствования; так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.

По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

 

2. Характеристика и анализ предпринимательских рисков ТПЧУП "Сифуд-Сервис"

2.1 Организационно-экономическая характеристика ТПЧУП "Сифуд-Сервис"

 

Частное транспортное унитарное предприятие "СИФУД-СЕРВИС" (далее ТПЧУП "СИФУД-СЕРВИС") начало свою деятельность в 1996-м году. За это время оно заняло свою нишу на рынке транспортных услуг. Основным направлением деятельности автотранспортного предприятия ТПЧУП "Сифуд-Сервис" является осуществление международных перевозок грузов. Предприятие осуществляет перевозки экспортных, импортных грузов в 10 стран Западной Европы собственным и привлеченным транспортом.

Перевозки грузов в международном  сообщении осуществляются 43 единицами подвижного состава различных марок и моделей. Большую часть парка предприятия составляют автомобили-тягачи DAF 95 XF,DAF 95400 с полуприцепами Dessot, Krone, Latre, Sommer, Schitz. Все автопоезда предприятия укомплектованы экипажами водителей, специально подготовленных для международных перевозок.

ТПЧУП "Сифуд-Сервис" является членом Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП). Предприятие поддерживает связь со многими экспедиторскими фирмами, находящимися в Республике Беларусь. Загрузки из стран Западной Европы для предприятия предоставляет собственная экспедиция, находящаяся на территории Германии в г. Фюрстенвальде.

Перевозки осуществляются различным  подвижным составом: у предприятия имеются в распоряжении автомобили-рефрижераторы, седельные тягачи с тентованными полуприцепами объемом 82 м3 и тягачи с прицепами общим объемом 117 м3. Персонал предприятия насчитывает 137 человек.

Предприятие имеет достаточно совершенную  структуру управления. Основными производственными подразделениями являются комплекс организации перевозочного процесса и комплекс технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Основными функциями комплекса  организации перевозочного процесса являются организация и осуществление  безопасной перевозки грузов в международном и междугородном сообщениях, обеспечение максимальной экономической эффективности использования подвижного состава и на основе этого получение максимальной прибыли. Организационная структура предприятия выглядит следующим образом.


Рисунок 2.1 - Структура управления ТПЧУП "Сифуд-Сервис".

 

Для выполнения возложенных функций  комплекс подготовки, организации и  обеспечения перевозочного процесса осуществляет перспективное и оперативное  планирование международных и междугородных  перевозок грузов, организацию и осуществление международных перевозок грузов согласно заключенных контрактов и принятых заявок, контроль за своевременной таможенной обработкой грузов, нормирование расходов материальных и денежных средств на рейс, планирование потребности производственной базы и необходимого количества автомобилей для осуществления международных перевозок, планирование работы экипажей и подвижного состава, обеспечение выхода автопоездов на линию, выдача водителям всей необходимой документации на рейс и прием ее после рейса, организацию предварительной загрузки полуприцепов и контроль за своевременной доставкой грузов, поддерживает оперативную связь с фирмами - экспедиторами, предприятиями, организациями, иностранными фирмами для организации и выполнения международных и междугородных перевозок грузов, а также по оказанию транспортно - экспедиционных услуг, с таможенными органами по вопросам, связанным с таможенной обработкой грузов.

Комплекс организации перевозочного  процесса включает 3 группы:

- группа оперативного управления (функции - прием заявок на перевозки, оформление документов, оперативное планирование и учет работы подвижного состава, оперативное управление и контроль за работой подвижного состава на линии);

- группа маркетинга и подготовки перевозочного процесса (функции - экспедирование грузов для привлеченного транспорта, подготовка и оформление лицензий, страховок и таможенных свидетельств);

- группа приемки путевой и транспортной документации (функции - первичная обработка путевых листов и товарно-транспортных накладных).

Основная уставная деятельность предприятия  направлена на осуществление международных  перевозок грузов, экспедиционное обслуживание некоторых других фирм - перевозчиков, а также техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

На предприятии осуществляются следующие виды деятельности:

- осуществление перевозок грузов сухопутным автомобильным транспортом в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщении;

- транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций независимо от форм собственности при выполнении перевозок;

- хранение и складирование;

- услуги по хранению транспортных средств, принадлежащих гражданам;

- эксплуатация и сдача в наем собственного имущества;

- аренда прочего оборудования для сухопутного транспорта;

- прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

- вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

- техническое обслуживание и мелкий ремонт подвижного состава;

- перевозки транспортными средствами на договорных началах, поездки с экскурсионными целями и другие автобусные перевозки;

- аренда грузовых автомобилей с водителем или оператором;

- прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта.

В таблице 2.1 приведена динамика изменения величины объема перевозок за последние 3 года.

 

Таблица 2.1 - Транспортная работа предприятия

Показатели

Годы

2007

2008

2009

Количество ездок

экспорт

785

793

799

импорт

792

807

812

Объем перевозок, т

экспорт

13740

14042

14115

импорт

13835

14443

14453


 

Примечание - Источник: собственная разработка

Данные таблице 2.1 свидетельствуют о тенденции увеличения объемов перевозок по годам, что связано с постоянным увеличением численности подвижного состава. Превышение объемов экспорта грузов над импортном связано главным образом с двумя факторами: во-первых, отсутствием в некоторых случаях обратной загрузки; во-вторых, из-за превышения массы экспортной отправки над массой импортной.

 


Рисунок 2.2 - Количество ездок ТПЧУП "Сифуд-Сервис" (2007-2009 гг.)

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Рисунок 2.3 - Объем перевозок ТПЧУП "Сифуд-Сервис"

 

Примечание - Источник: собственная разработка

Однако в последнее время  появилась обратная тенденция, т.е. превышение импорта над экспортом (в некоторых случаях осуществляется подача подвижного состава под загрузку в страны Западной Европы - главным образом в Германию). В таблице 2.2 приведены данные, характеризующие распределение перевозок по месяцам за 2009 г. для всего парка.

 

Таблица 2.2 - Количество ездок всего парка по месяцам за 2009 год

Показатель

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество поездок

экспорт

66

62

75

72

73

67

73

62

63

67

55

58

импорт

74

65

75

75

61

78

81

64

66

61

53

59

всего

140

127

150

147

134

145

154

126

129

128

108

117


 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Рисунок 2.4 - Транспортная работа предприятия за 2009 год по месяцам

 

Примечание - Источник: собственная разработка

В таблице 2.3 показано распределение перевозок по месяцам за 2009 г. для автомобилей-рефрижераторов.

 

Таблица 2.3 - Количество ездок автомобилей-рефрижераторов по месяцам за 2009 г

Показатель

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество ездок

экспорт

24

23

26

21

27

28

31

26

27

30

25

29

импорт

24

30

24

20

30

26

29

25

29

28

24

36

всего

48

53

50

41

57

54

60

51

56

58

49

65


 

Примечание - Источник: собственная разработка

Уменьшение числа ездок в  январе-феврале связано с общей  тенденцией, характерной для транспортной деятельности, в эти месяцы объемы поставок, как правило, падают, поэтому возникают определенные трудности при поиске рациональных загрузок.

Превышение объемов импорта  грузов над экспортом связано  главным образом со сложившейся  экономической ситуацией. В некоторых случаях осуществляется порожняя подача подвижного состава под загрузку в страны Западной Европы - главным образом в Германию, Голландию. Характерными для данного случая на графике является месяцы февраль и декабрь.

Расчеты по прогнозированию объемов  перевозок на перспективный период не будут являться целесообразными  в связи со спецификой работы данного предприятия. Величина объемов перевозок на следующий год зависит от многих факторов, главными из которых являются возможность заключения (продления) договоров о перевозках с потенциальными и существующими клиентами предприятия, а также количество разовых заявок на перевозки.

Предприятие осуществляет перевозки  грузов в международном сообщении  во многие страны Западной Европы. Большинство рейсов выполняется в Германию. Сравнительно большое число рейсов выполняется в страны Бенилюкс и Францию. Распределение рейсов по странам представлено в таблице 2.4 - 2.5

 

Таблица 2.4 - Выполнение рейсов по странам (импорт)

Страны

Удельный вес в общем количестве рейсов,%

Германия

64

Страны Бенилюкс

19

Франция

10

Италия

3

Дания

3

Польша

1


 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Рисунок 2.5 - Структура рейсов по странам (импорт)

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Таблица 2.5 - Выполнение рейсов по странам (экспорт)

Страны

Удельный вес в общем количестве рейсов,%

Российская Федерация

60

Республика Беларусь

40


 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Рисунок 2.6 - Структура рейсов по странам (экспорт)

 

Примечание - Источник: собственная разработка

Большинство рейсов выполняются подвижным  составом ТПЧУП "Сифуд-Сервис" по маршруту Российская Федерация - Германия - Российская Федерация. Импортные грузы перевозятся главным образом в Москву и Московскую область.

Рассмотрим динамику объема реализации услуг в ТПЧУП "Сифуд-Сервис" за период 2007-2009 гг. в таблице 2.6

 

Таблица 2.6 - Динамика объема реализации продукции, работ, услуг

 

Год

Объем реализации,

млн. р.

Базисные

Цепные

Темп роста,%

Темп прироста%

Абсол.

прирост, млн. р.

Темп  роста,%

Темп

прироста%

Абсол.

прирост, млн. р.

2007

18750

100

-

-

100

-

-

2008

19390

103,41

3,41

640

103,41

3,41

640

2009

27715

147,81

47,81

8965

142,93

39,52

8325

Информация о работе Пути и методы снижения рисков на предприятии