Пути улучшения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание

В данной работе будет проведен анализ конкурентоспособности предприятия, занимающегося предоставлением строительных услуг, выполнением строительных работ и производством товарного бетона. После анализа будут предложены мероприятия по улучшению конкурентособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..

1.Теоретические аспекты конкурентоспособности.

2. Анализ конкурентоспособности организации (сильные и слабые стороны).

3. Мероприятия с оценкой необходимых затрат и ожидаемых результатов.

4. Выводы и предложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

 

Экономический потенциал поставщиков 

 

Поставщики могут оказывать  давление при заключении сделок, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков, таким образом, "выжимает" прибыль  из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при фиксированных ценах.

 

Экономический потенциал покупателей 

 

Потребители, подобно  поставщикам, "выжимают" прибыль  из отрасли, снижая цены, требуя высшего  качества продукции и большего обслуживания, настраивая производителей друг против друга – в ущерб прибыли всей отрасли.

 

Соперничество среди существующих конкурентов 

 

Соперничество среди  существующих конкурентов сводится к стремлению всеми средствами добиться выгодного положения, используя  тактику ценовой и неценовой конкуренции, продвижения товаров на рынок и интенсивную рекламу. Интенсивность и характер конкуренции зависят от множества факторов. При анализе интенсивности и характера конкуренции на отраслевом рынке представляется полезным обратиться к упоминавшемуся ранее структурному подходу определения сущности конкуренции. В рамках указанного подхода, в зависимости от характера конкуренции поставщиков (производителей), выделяется четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

 

Совершенная конкуренция характеризуется  наличием большого количества конкурентов, в результате чего ни один из участников рынка не имеет достаточно большой  доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждого производителя считается заданной рынком. Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны. Для совершенной конкуренции характерна весьма высокая информированность продавцов и покупателей о продукции и ценах.

 

Монополистическую конкуренцию отличает большое количество предприятий, реализующих  дифференцированную продукцию, что  позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой. Отличительная особенность рынка – большое количество мелких и средних предприятий, ни одно из которых не занимает лидирующего положения на рынке вследствие незначительной доли продаж. В отличие от чистой конкуренции здесь используются неценовые методы конкуренции. Вход на рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

 

Олигополистическая конкуренция  характеризуется наличием нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Доля каждого из участников рынка при данной структуре конкуренции значительна, что позволяет осуществлять влияние на рыночную цену. При олигополии продукция предприятий может быть как стандартизированной, так и дифференцированной. Каждый из участников олигополии проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынужден считаться с ними, причем используются преимущественно неценовые методы конкурентной борьбы. Олигополисты стремятся к завоеванию преимуществ за счет ослабления конкурентов, что приводит к частым конкурентным "войнам". Однако, как показывает практика, предприятия-олигополисты чаще стремятся прийти к соглашению по поводу раздела рынка, установления цен, действуя в результате соглашения как единая чистая монополия. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

 

Чистая монополия – крайнее  проявление несовершенной конкуренции  – может быть охарактеризована как  рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

 

М. Портер отмечает, что конкуренция  – это динамичный и развивающийся  процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. Условия на рынке изменяются, потому что в движении находятся силы, которые создают условия для перемен. Сам М. Портер выделяет не менее одиннадцати основных движущих сил, изменяющих условия и характер конкуренции. Очевидно, что указанный перечень хотя и является достаточно полным, но все же не исчерпывающим. Рассмотренная модель пяти сил конкуренции М. Портера является концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных сил механизма рыночной конкуренции.

 

Можно констатировать, что степень  влияния конкурентных сил определяет предельный потенциал прибыли отрасли. Цель предприятия – найти и  занять позицию в отрасли, где  оно будет лучше всего защищено от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Анализ отмеченных сил конкуренции обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. При этом, каждый хозяйствующий субъект находится в уникальной конкурентной ситуации, что обуславливает необходимость поиска уникальных конкурентных решений.

 

Оценка сил, влияющих на конкуренцию  в отрасли, позволяет выявить  сильные и слабые стороны предприятия. Далее может быть составлен план действий по укреплению существующих или завоеванию новых конкурентных позиций на рынке, который в общем  виде будет включать в себя позиционирование предприятия таким образом, чтобы его возможности обеспечивали надежную защиту против сил конкуренции и/или влияние на расстановку сил посредством стратегических маневров, способных улучшать позиционирование предприятия, а также прогноз изменения факторов конкурентной борьбы и меры реагирования на эти изменения с целью извлечь преимущество за счет выбора стратегии, наиболее соответствующей новому конкурентному балансу.

 

Таким образом, основной вывод, который  можно сделать в целях нашего исследования, резюмируя теоретические изыскания классиков в области конкуренции, состоит в том, что рыночная конкуренция есть динамичное, комплексное и весьма сложное явление. В условиях конкуренции на предприятие оказывают воздействие сразу же несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий перечень конкурентных сил и факторов.

 

Рассмотрев теоретические основы конкуренции, в следующем разделе  мы перейдем к анализу теоретических основ понятия конкурентоспособность предприятия.

          Различия в подходах экономистов  при определении сущности конкуренции  находят свое отражение и при  рассмотрении категории конкурентоспособности.  Основная задача каждого исследователя,  изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений. Неопределенность выявляется уже на уровне понятийного аппарата. Так, ранее уже отмечалось, что в экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения конкурентоспособности предприятия. Вновь приведем их, теперь с указанием авторства:

 

·                     способность предприятия выпускать  конкурентоспособную продукцию, а  также конкурентоустойчивость предприятия  и возможность его адаптации  к изменяющимся условиям конкуренции (Адаева Т. Ю.);

 

·                     способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности (Забелин П. В.);

 

·                     способность предприятия производить  пользующуюся спросом продукцию  при эффективном использовании  производственного, кадрового и финансового потенциалов (Ершова И. В.);

 

·                     способность фирмы выпускать  конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами (Фатхутдинов Р. А.);

 

·                     реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов (Пичурин И. И.);

 

·                     свойство субъекта рыночных отношений  выступать на рынке наравне с  присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений (Портер М.);

 

·                     обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами (Воронов Д. С.).

 

Ранее уже рассматривались причины  подобной множественности понятий. В целях настоящего исследования считаем наиболее адекватным определение конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли.

 

Основным способом получения  прибыли в условиях рыночной экономики  выступает реализация продукции  и заложенной в ней прибавочной  стоимости. При этом производство и/или  реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.

 

Степень эффективности  использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и, разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

 

Различают несколько  видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.

 

Совершенная (чистая) конкуренция  возникает при следующих условиях:

 

• существует множество  мелких фирм, предлагающих на рынке  однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

 

• доля каждой фирмы в  общем объеме рыночного предложения  данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении  или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

 

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно  свободен;

 

• нет ограничений  на доступ той или иной фирмы к  информации о состоянии рынка, ценах  на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

 

Иногда фирмы, долгое время сохранявшее лидирующее положение  на рынке, быстро его теряют; другим фирмам вообще не удается сохранить  лидерство на сколько-нибудь продолжительный  срок. Сегодняшние лидеры отрасли не обязательно окажутся таковыми завтра.

 

Что такое конкурентное преимущество?

 

Конкурентное преимущество фирмы при прочих равных условиях в организации возникает:

 

- при разработке организацией  ноу-хау в области технологии, организации производства и управления, мотивации труда, новой продукции и др.;

 

- при грамотной и  оперативной работе с поставщиками, клиентами(покупателями), сбытчиками  и государственными структурами;

 

- при внедрении комплексной  системы в  трудовых отношения  организации, обеспечивающей позитивную синергию ее работы.

 

Попытка понять фирму, с  которой конкурируешь, является сверхсложным и часто дорогостоящим предприятием. Среди данных, которые должны быть собраны и оценены по каждому  отдельному конкуренту, необходимо выделить следующие: доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества, конкурентоспособность цен, эффективность рекламы, удобство расположения и новизна, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество, качество продукции, преимущество в разработке и развитии новых товаров, уровень персонала и общий имидж.

 

Когда фирма знает  показатели своих основных конкурентов  по этим критериям, она хорошо понимает свою собственную конкурентную позицию.

 

В настоящее время  обеспечению конкурентоспособности  придается важное значение. Однако по мере эволюции понимания природы  конкурентоспособности появилось  новое понятие – «конкурентное  преимущество», которое представляет собой какую-либо эксклюзивную ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами .

 

Конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и неосязаемые  ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в  конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности или восприимчивости потребителями фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Поэтому в процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями .

 

Таким образом, успех  предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов, что определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению компанией, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии.

Информация о работе Пути улучшения конкурентоспособности