Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Тема, которую я раскрываю в данной работе, очень актуальна в наше время, потому что во всех развивающихся и развитых странах имеет место рыночная экономика. Внутри и вне страны идут рыночные отношения между всеми людьми и предприятиями. Наиболее яркий пример этого, международный рынок, на котором разные страны представляют к продаже: полезные ископаемые, автомобили, компьютеры и другие товары. Так же есть рынок, на котором мы покупаем продукты, одежду, обувь и так далее.
Таблица 1.3. Материальные затраты.
Материальные
затраты – вид затрат, образующих
себестоимость продукции и |
|
К материальным затратам относятся: |
|
топливо и энергия, расходуемые на технологические цели и хозяйственные нужды; |
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; |
затраты на приобретение тары и упаковки; |
запасные части
для ремонта машин и |
производственные услуги сторонних предприятий и организаций; |
отчисления, налоги и сборы, связанные с использованием природного сырья; |
потери от брака и простоев по внутрипроизводственным причинам; |
потери от недостач и пределах норм естественной убыли и при отсутствии виновных лиц; |
Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат и для экономического обоснования инвестиций, а также для вычисления показателей материалоемкости, зарплатоемкости (трудоемкости), фондоемкости продукции.
Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.
Выделяют следующие статьи калькуляции (Таблица 4):
Таблица 1.4. Группировка по статьям калькуляции.
сырье и материалы |
вспомогательные материалы (покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера) |
возвратные отходы (вычитаются из себестоимости) |
топливо и энергия на технологические цели |
заработная плата рабочих |
отчисления на социальные нужды |
расходы на подготовку и освоение производства |
потери от брака |
общепроизводственные расходы |
общехозяйственные расходы |
прочие производственные расходы |
|
Итого: Производственная себестоимость продукции |
коммерческие расходы |
|
Итого: Полная себестоимость продукции |
В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы – расходы на обслуживание и управление производством.
В состав общепроизводственных накладных расходов включаются: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
цеховые расходы на управление;
Общехозяйственные
накладные расходы, или накладные
расходы непроизводственного
Основными называются затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций по производству продукции (сырье и материалы, заработная плата рабочих).
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
По способу отнесения на себестоимость продукции различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.
Прямые затраты находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие. Этот вид затрат непосредственно связан с изготовлением продукции и учитывается прямым путём по её отдельным видам.
Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и др. Они необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии.
По периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.
Также существуют пропорциональные затраты, величина которых не изменяется в связи с изменением объемов производства и непропорциональные, т. е. такие, которые изменяются прогрессирующим или депрессирующим образом при изменении объемов производства.
В современной экономике большое значение приобретает группировка затрат на постоянные и переменные.
Постоянные – это издержки, величина которых не изменяется в зависимости от объема производства, корректировка и регулирование которых требует большого времени, также именно они определяют размеры фирмы, параметры ее производственных мощностей. К ним относятся затраты на приобретение, содержание и поддержание земли, зданий и сооружений, оборудования.
Переменные – это издержки, величина которых зависит от объемов производства. Величина переменных издержек изменяется с объема производства, возрастая или уменьшаясь вместе с этим объемом. К ним относятся затраты на приобретение сырья, оплату труда, транспорта, тепловых и энергетических ресурсов и т.д.
1.2 Методы расчета себестоимости
Планирование себестоимости является одной из основных составляющих технико-экономического планирования предприятия.
При планировании
себестоимости продукции
Пофакторный метод.
Его суть заключается: в определении
влияния технико-экономических
обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;
осуществления
укрупненного расчета основных технико-экономических
показателей производственно-
наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;
определения участия
отдельных служб, отделов и производственных
подразделений в снижении издержек
и повышении эффективности прои
анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и в объединениях.
Сметый метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план , материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.
Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.
Метод калькуляции. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.
Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции – возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.
При планировании
себестоимости продукции
1.3 Бюджетирование затрат на производство
При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Перспективное планирование в этой работе рассматривают как стратегическое, корпоративное. Целью этого планирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемой в цели в период свыше одного года. А краткосрочное (текущее) планирование, или составление сметы, должно отражать текущее условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает на данный период.
Важное значение в бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.
Планирование расходов связано с разработкой следующих бюджетов: продаж; коммерческих расходов; прямых затрат на материальные нужды; производственных накладных расходов; прямых затрат на оплату труда; управленческих расходов.
Суммирование всех видов расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленному предприятию.
Бюджет продаж.
План продаж представляет собой ожидаемые на основе исследования потребностей и особенностей рынка и производственных возможностей предприятия выручка от продаж за планируемый период.
Прогноз объема продаж –
это необходимый
Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут.
Прогноз объема продаж составляется на основе анализа и обсуждения внешних и внутренних факторов. Его подготовка требует от отдела маркетинга большой работы с целью выявления, какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет продать в следующем году. К сожалению, многие промышленные предприятия не осознают роль маркетинговой службы. На западных предприятиях отдел маркетинга представляет самостоятельный департамент со своей внутренней структурой. В нашей стране очень часто служба маркетинга входят в отделы сбыта и выполняют его функции.
При прогнозировании объема продаж учитывают факторы, влияющие на его объем: объем продаж предшествующих периодов; производственные мощности; зависимость продаж от общеэкономических показателей; цен, уровня личных доходов и т.д.; изучение рынка, рекламная кампания; наличие и прирост собственных оборотных средств; ценовая политика, качество продукции; конкуренция; сезонные колебания и др.
Составление бюджета продаж требует учета следующих условий: он должен отражать месячный, годовой объем продаж в натуральных и стоимостных показателях; составляться с учетом уровня спроса на продукцию организации, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов; включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем должен быть включен в доходную часть бюджета потока денежных средств.
Разработка этого плана должна быть тщательно обоснована, т.к. ее отклонение при выполнении плановых заданий окажет влияние на все качественные показатели.
Бюджет коммерческих
расходов также вначале разрабатывается
маркетинговой службой и
Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги и др.) должны соотноситься с объемом продаж. Нельзя добиться увеличения объема продаж, планируя уменьшения финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение могут составлять арендные платежи. Коммерческие расходы могут группироваться по следующим критериям – тип продукции, тип покупателей, география сбыта и др. Значительная часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынке. Поэтому служба маркетинга должна четко определить, где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.