Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа
Планирование - это обязательный элемент любой предпринимательской деятельности. Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого представления целей своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии рынков сбыта, положении конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. В первую очередь успех любого бизнеса зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1Цели и функции бизнес-планирования 5
1.2 Структура бизнес-плана 9
1.3 Система трудовых показателей в разработке бизнес-плана 13
ГЛАВА 2 РАСЧЕТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1 Оборотные средства предприятия 15
2.2 Классификация оборотных средств 15
2.3 Улучшение использования оборотных средств 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20
где будут производиться продукция и услуги;
нужно ли создание новых производственных мощностей или можно переоснастить действующее предприятие;
какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности;
как будет обеспечено предприятие сырьем, комплектующими изделиями и другими факторами производства;
какие будут использованы технологии и оборудование;
будет ли это предприятие работать в кооперации с другими предприятиями.
6.Организация производства:
какова будет организационная схема планируемого предприятия;
насколько предприятие обеспечено кадрами – перечень имеющихся специалистов, их квалификация, опыт работы;
каким будет уровень, форма оплаты труда разной категории работников, включая социальные льготы;
какова будет технологическая схема предприятия.
7. Организационно-правовая форма предприятия:
каков правовой статус, форма собственности на планируемом предприятии (товарищество, акционерное общество, кооператив, предприятие с участием зарубежного капитала, арендное предприятие и т.д.);
какими правами будут располагать потенциальные инвесторы на предприятии (участие в управлении, владение контрольным пакетом акций, рядовой акционер), есть ли уже определившиеся инвесторы планируемого предприятия;
какими правами наделены имеющиеся спонсоры и инвесторы;
8. Финансовый план
какой общий объем инвестиций необходим для создания предприятия;
каковы источники финансирования (получение банковского кредита, собственные средства инициаторов создания предприятий, продажа акций);
на каких условиях будут привлечены финансовые средства для обеспечения потребностей в долгосрочных инвестициях и оборотном капитале.
9. Рентабельность проекта
каковы инвестиционные издержки на создание предприятия по видам (инвестиции в основной и оборотный капиталы, в инфраструктуру) , в целом и на единицу продукции;
во сколько обойдется эксплуатация планируемого предприятия, организация сбыта продукции услуг;
какие налоги должно платить планируемом предприятие
в какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства;
каков может быть общий объем прибыли данного предприятия.
Информация, приведенная в разделах бизнес-плана необходима для того, чтобы заинтересовать потенциального инвестора, но отнюдь не для принятия решения об инвестировании, тем более если речь идет о достаточно крупных инвестициях. Для такого решения необходим более основательные прединвестиционные исследования.
Трудовые и социальные показатели находят отражение в следующих разделах бизнес-плана: основные показатели, ресурсы для реализации бизнес-плана, организационная структура предприятия, программа действий, расчеты экономической эффективности.
Так, в бизнес-плане целесообразно указать, какие именно рабочие и специалисты по профилю, уровню образования, квалификации и опыту работы нужны для успешного выполнения производственного задания, какая заработная плата может быть им предложена, какова возможность привлечения работников на постоянную работу или по совместительству, какова ситуация на рынке труда относительно требуемых работников.
Если бизнес-план составляется в условиях уже действующего предприятия, то выполняется возможность использования наличного персонала, а также устанавливается необходимость привлечения дополнительных работников с указанием их специальности и других профессиональных требований к ним.
В бизнес-плане решаются вопросы о необходимости найма и размерах оплаты труда руководителей разного ранга, возможности и целесообразности их участия в прибылях предприятия.
В схеме организационной структуры предприятия отражаются состав и взаимоподчиненность должностных лиц и структурных подразделений, указывающих их функции и система взаимодействия. Это необходимо знать инвесторам, потому что нередко фирмы терпят крах из-за низкой организации деятельности.
Планирование труда опирается на систему трудовых показателей. Упразднение директивного планирования предоставляет предприятиям возможность самостоятельно решать вопрос о том, какие показатели использовать при планировании труда.
В бизнес-планах, а также при текущем планировании труда на предприятиях используются следующие трудовые показатели:
трудоемкость производственной программы;
годовой фонд рабочего времени 1-го работника в часах;
среднюю продолжительность рабочего дня в часах;
численность персонала, в том числе по категориям работников: рабочих, служащих и т.д.
численность промышленно-производственного персонала (ППП);
среднюю заработную плату одного рабочего, одного работника ППП, одного работника по предприятию в целом;
производительность труда (выработку);
Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование труда направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее использование персонала, эффективное функционирование производства, увеличение доходов предприятия (фирмы). Система планирования труда помимо экономического имеет ярко выраженный социальный аспект, состоящий в обеспечении роста доходов персонала, повышении ровня его квалификации, а следовательно, и удовлетворенности трудом.
Расчет плановых показателей целесообразно начинать с обоснования плановой трудоемкости производственной программы. Именно трудоемкость производства определяет в первую очередь величину таких показателей, как численность персонала и производительность труда. Производной величиной от численности персонала будет фонд оплаты труда.
Кроме расчетов трудовых показателей разрабатываются системы материального и нематериального стимулирования коллектива предприятия.
2.1 Оборотные средства предприятия
Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств (оборотного капитала). Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.
2.2 Классификация оборотных средств
Оборотные средства предприятия существуют в сфере производства и в сфере обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, составляющие материально-вещественную структуру оборотных средств.
Элементы оборотных средств
Оборотные производственные фонды включают:
• производственные запасы;
• незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
• расходы будущих периодов.
Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.
Фонды обращения состоят из следующих элементов:
• готовая продукция на складах;
• товары в пути (отгруженная продукция);
• денежные средства;
• средства в расчетах с потребителями продукции.
Указанные элементы оборотных средств группируются различным образом. Обычно выделяют две группы, различающиеся по степени планирования: нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Нормирование– это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимых для нормальной деятельности предприятия. К числу нормируемых оборотных средств обычно относятся оборотные производственные фонды и готовая продукция. Фонды обращения обычно ненормируемые.
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов. Среди них можно выделить внешние факторы, оказывающие влияние независимо от интересов и деятельности предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.
К внешним факторам относятся: общая экономическая ситуация, особенности налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета. Учитывая эти и другие факторы, предприятие может использовать внутренние резервы рационализации движения оборотных средств.
Повышение эффективности использования оборотных средств обеспечивается ускорением их оборачиваемости на всех стадиях кругооборота.
Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвобождающиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Это одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Бизнес-планирование является инструментом к повышению степени осуществления идей и проектов любого типа. Любую сложную проблему можно разделить на более простые, затем детализировать и рассмотреть вероятность их осуществления. Бизнес-план должен быть понятен не только специалистам, но и широкому кругу пользователей, он не должен быть перегружен техническими подробностями. Только заинтересовав потенциально инвестора предприниматель может рассчитывать на успех своего дела.
Трудовые и социальные показатели находят отражение в следующих разделах бизнес-плана: основные показатели, ресурсы для реализации бизнес-плана, организационная структура предприятия, программа действий, расчеты экономической эффективности. В бизнес-плане решаются вопросы о необходимости найма и размерах оплаты труда руководителей разного ранга, возможности и целесообразности их участия в прибылях предприятия.
Планирование труда опирается на систему трудовых показателей. Упразднение директивного планирования предоставляет предприятиям возможность самостоятельно решать вопрос о том, какие показатели использовать при планировании труда.
Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование труда направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее использование персонала, эффективное функционирование производства, увеличение доходов предприятия (фирмы). Система планирования труда помимо экономического имеет ярко выраженный социальный аспект, состоящий в обеспечении роста доходов персонала, повышении уровня его квалификации, а следовательно, и удовлетворенности трудом.
Практика показала, что при неформальном подходе к положениям о контроле за премияобразующими показателями эффект от этой системы ощутим. Он выражается в первую очередь в том, что коллектив работает более четко, с определенной степенью ответственности, стремится выполнить плановые показатели. Установив льготы своим сотрудникам, администрация предприятия провела серьезную работу в коллективе, объясняя, что все льготы могут быть получены только в том случае, когда предприятие имеет достаточную массу прибыли.