Роль экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление роли экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ.
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность и выявить природу экономических кластеров, провести их классификацию;
- рассмотреть этапы создания экономических кластеров и рыночные инструменты, используемые при их формировании;
- проанализировать роль и потенциал кластерного подхода в определении конкурентоспособности экономических систем различных уровней;
- определить основные системные свойства экономических кластеров, проявляющиеся в процессе их формирования и развития;
- выявить конкурентоспособные отрасли российской экономики как основу для формирования экономических кластеров;

Работа состоит из  1 файл

кластеры.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

 

       ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  создания конкурентоспособных экономических  кластеров внутри страны определяется общими закономерностями глобализации мировой экономики, обусловливающими как формирование новых мирохозяйственных  связей, так и определение конкретного  статуса каждого государства, региона и отдельного предприятия в структуре мировой экономики. Поэтому вопрос о конкурентоспособности России, в целом, и российских регионов, в частности, является достаточно актуальным, как с точки зрения теории, так и практики.

      Кластеризация экономики, усиливающая взаимосвязи  её хозяйствующих субъектов и  придающая новые импульсы развитию регионов, является одним из условий  повышения их конкурентоспособности. Проблема оценки конкурентоспособности  регионов является одной из недостаточно изученных в экономической науке, что связано, в первую очередь, со сложностью региона как экономической системы, обладающей целым набором разноплановых характеристик. Традиционные методики оценки конкурентоспособности нуждаются в постоянной корректировке в связи с повышением значимости новых факторов, воздействующих на региональное развитие.

      Для российских ученых рыночный подход к  оценке конкурентоспособности регионов относительно нов поскольку отсутствуют  конкретные методики выявления и  учета тех факторов, которые способствуют образованию экономических кластеров. Кроме того, недостаточно изучен механизм их формирования на уровне региона, не изучена возможность применения рыночных инструментов при их создании.

      Несмотря  на наличие большого количества исследований зарубежных и отечественных авторов по развитию экономических кластеров, проблемы их формирования, особенно с точки зрения использования рыночных инструментов для обеспечения конкурентоспособности российских регионов недостаточно изучены. В связи с чем появляется необходимость восполнить этот пробел и исследовать те проблемы, которые возникают в регионах РФ в процессе формирования и развития конкурентоспособных экономических кластеров.

      Актуальность  поставленных проблем, их теоретическое, методологическое и практическое значение, наличие ряда нерешенных и дискуссионных вопросов предопределили выбор темы работы, его цель и задачи, предмет и объект.

      Цель  работы: выявление роли экономических  кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ.

      В соответствии с поставленной целью  возникает необходимость решения  следующих задач:

      - исследовать сущность и выявить природу экономических кластеров, провести их классификацию;

      - рассмотреть этапы создания экономических кластеров и рыночные инструменты, используемые при их формировании;

      - проанализировать роль и потенциал кластерного подхода в определении конкурентоспособности экономических систем различных уровней;

      - определить основные системные свойства экономических кластеров, проявляющиеся в процессе их формирования и развития;

      - выявить конкурентоспособные отрасли российской экономики как основу для формирования экономических кластеров;

      - исследовать инструментарий маркетингового анализа при разработке концепции развития экономических кластеров и на этой основе повышения конкурентоспособности региона.

      Объект  исследования - регионы РФ, в которых  осуществляется процесс формирования и развития экономических кластеров, рассматриваемый с позиции применения рыночных методов и инструментов для повышения конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов.

      Предмет исследования - совокупность организационно-экономических 
и управленческих отношений, складывающихся в процессе формирования 
экономических кластеров, обеспечивающих повышении конкурентоспособности региона.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

      Кластер – инструмент повышения конкурентоспособности 

      Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности  территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной  региональной политики. Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.

      Многообразие  и индивидуальность кластеров затрудняют их типизацию. Известны различные определения этой новой формы взаимоотношений между различными участниками бизнес-сообщества и властями. Далее в рамках рассматриваемых проблем под кластером будем понимать устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий и организаций, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера.

      В Советском Союзе был накоплен значительный опыт создания территориально-промышленных комплексов и успешного управления ими в рамках централизованной экономики. Однако с изменением форм собственности, отменой командных вертикалей «министерство – предприятие» и «ЦК – обком» сбалансированная система социалистической экономики (включая ТПК) рухнула.

      Отсутствие  жестких планов и распределенных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных договоренностей  в рамках установленных государством приоритетов и правил. При этом надо учитывать, что каждый из участников решает свои характерные задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективные общее и профессиональное образование, научные исследования, производство, местная и региональная власть выгодны всем.

      Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных  предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции.

      Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.

      Участниками кластеров являются производители  и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и ВУЗы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов и профессиональные и общественные организации.

      Постоянное  взаимодействие способствует формальному  и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.

      Во  многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ. В  качестве характерных примеров можно  назвать автомобильный (Северный Рейн-Вестфалия, Германия), химический (Сингапур), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона, США), телекоммуникаций (Италия), аэрокосмический (Испания) кластеры.

      Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:

      - повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий;

      - снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т.д.;

      - обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;

      - консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

      Проведенные за рубежом исследования показывают, что кластеры стимулируют значительное повышение производительности и внедрение инноваций.

      Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных  форм и организаций в отраслевой кластер, можно отметить следующие:

    • согласованные требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;
    • снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;
    • более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях, включая дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсортинге;
    • увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;
    • расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
    • повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;
    • более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки.

 

       2 ТИПОЛОГИЯ КЛАСТЕРОВ

      Исследователи кластеров отмечают их значительное разнообразие, что дает основание сомневаться в возможности широкого использования в бизнес-практике и в практике принятие решений на уровне государственного управления решений в отношении развития кластеров или поддержки кластерных инициатив принципа репрезентативного кластера, построенного на описании общих характеристик, которые являются необходимыми, но недостаточными. Достаточность обеспечивается «привязкой на местности», а последняя в свою очередь предполагает установление специфики кластера в ряду квалификационных. Вот почему самостоятельным является вопрос о вариантах типологии кластеров.

      Основаниями для вычленения наиболее важных критериев  классификации кластеров являются такие свойства гибридов, которые  связаны с множественностью отношений, пространственной локализацией, временным аспектом отношений в рамках данной формы гибридов. В этой связи следует выделить три критерия:

      - наличие ядра, или центра кластера;

      - локализация связей участников  кластера;

      - механизмы возникновения и развития кластера

      2.1 Классификация по  критерию наличия  или отсутствия  ядра (центра)

      Поскольку гибридные институциональные соглашения могут быть не только двусторонними, но и многосторонними (которые могут  быть представлены в терминах межфирменной сети), то возникает вопрос о наличии или отсутствии ядра, вокруг которого концентрируются данные соглашения.

      По  указанному критерию кластеры можно  разделить на ядерные и безъядерные. Особенность ядерных кластеров  состоит в том, что значение одного участника кластера таково, что его наличие или отсутствие определяет само наличие или отсутствие кластера. Другие элементы кластера не обладают такой значимостью, так что их появление или исчезновение если и влияет на его характеристики, то незначительно. В безъядерных кластерах ни один из элементов не является определяющим и, соответственно, идеосинкратическим по отношению ко всей совокупности соглашений, конституирующих кластер в целом. Понятно, что возможные смешанные случаи, когда в состав ядра может входить более одного элемента и, таким образом, возникает специальный вопрос об особенностях взаимоотношений между элементами внутри ядра.

      В плане решения задачи эмпирической идентификации кластера для целей  выработки мер государственной  поддержки или формирования бизнес-стратегий компаний, возможны несколько неравнозначных вариантов:

      1. Получение и анализ информации  об истории возникновения и  развития кластера, на основе  которой можно получить представление  о роли в его воспроизводстве  каждого из элементов.

      2. Анализ информации о структуре формальных и неформальных соглашений, конституирующих кластер.

      3. Оценка количественных параметров  каждого из элементов кластера  относительно общего масштаба  деятельности компаний, входящих  в него.

Информация о работе Роль экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ