Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:17, курсовая работа
Цель работы: выявление роли экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ.
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность и выявить природу экономических кластеров, провести их классификацию;
- рассмотреть этапы создания экономических кластеров и рыночные инструменты, используемые при их формировании;
- проанализировать роль и потенциал кластерного подхода в определении конкурентоспособности экономических систем различных уровней;
- определить основные системные свойства экономических кластеров, проявляющиеся в процессе их формирования и развития;
- выявить конкурентоспособные отрасли российской экономики как основу для формирования экономических кластеров;
– установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;
– совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки).
Формирование благоприятных условий для развития кластера:
– инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров. Реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;
– финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы»: обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;
–
программы Фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно-
– помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;
– поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов.
Таким образом, промышленная политика стала ключевым механизмом реализации стратегии и программ социально-экономического развития российских регионов, в рамках которых получили ускорение процессы кластеризации. В ряде регионов были приняты отдельные программы развития кластеров или созданы организационные структуры по их развитию.
Однако повышенная активность в сфере формирования кластеров в большей степени напоминала «компанейщину». Зачастую регионы торопились просто отрапортовать о сформировавшихся кластерах, и это не могло не сказаться на качестве самого процесса. Под статус кластеров спешно подгонялись образования, ничего общего не имеющие с сущностью настоящих кластеров.
Из-за
отсутствия четкого определения
понятия кластера как экономической категории
во многих случаях совершенно разные по
своему генезису объекты, имевшие собственные
обозначения, стали именоваться кластерами.
Наиболее ярко это проявилось в экономической
литературе. Например, в некоторых публикациях
кластеры отождествляют с существовавшими
еще в советский период ТПК (территориально-
В современных условиях ситуация коренным образом изменилась, что и обусловило главное отличие кластера от ТПК. Кластер максимально учитывает рыночный механизм и может быть эффективным только тогда, когда сами предприятия (для повышения своей прибыльности, улучшения качества товаров и услуг и т.п.) приходят к необходимости объединения в кластер. Таким образом, кластер ориентирован на повышение эффективности и конкурентоспособности.
Как показывает мировой опыт, одной из наиболее эффективных форм реализации кластерной политики является создание государственно-частных партнерств, в капитале которых могут участвовать местные власти, коммерческие партнеры и институциональные частные инвесторы, которые заключают договора о стратегическом взаимодействии. Роль федеральных и региональных властей в этом случае определяется общей, не требующей существенных финансовых вложений поддержкой реализуемых проектов, обеспечением гарантий возврата инвестиций. Равномерное распределение рисков между всеми участниками кластера также может являться действенным стимулом для развития инновационно-ориентированных кластерных структур.
Кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике – не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний.
Вместе
с тем в российской практике при
формировании кластерных структур не
следует пренебрегать накопленным опытом,
связанным с ТПК. Ряд положений концепции
ТПК в актуализированном виде был бы крайне
полезен при формировании новых промышленных
районов, создании кластеров и освоении
перспективных территорий на основе государственно-частного
партнерства, проектного и программного
управления. Потенциал ТПК, в том числе
все элементы инфраструктуры, доставшиеся
России от советского времени, вполне
можно использовать для организации
кластеров на рыночной основе. Речь может
идти об авиакосмических кластерах в Москве
и Самаре, об информационно-
Использование этого опыта весьма актуально для формирования внепространственных кластеров, создаваемых сознательно для получения общего конкурентного преимущества. Так, неплохие перспективы в этом плане имеет создание кластеров в электроэнергетике и производстве энергетического оборудования и в ряде экспортно-ориентированных промышленных секторов, где уже сложились сравнительные конкурентные преимущества России на мировых рынках.
Таким образом, анализ российской практики реализации кластерного подхода в решении задач инновационного развития позволяет сделать следующие выводы:
Россия сегодня пытается использовать преимущества кластерного подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества.
Вследствие слабого развития отдельных рыночных институтов особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособности отдельных регионов и экономики России в целом, принадлежит государству. В этой связи на государственном уровне следует сосредоточить внимание на разработке концептуальных и методологических вопросов и соответствующего нормативно-правового обеспечения кластерной политики, а также формирования благоприятной экономической среды для функционирования сетевых структур, посредством механизмов государственно-частного партнерства и создания соответствующих специализированных финансовых институтов.
Проведение кластерной политики предполагает обеспечение четкой координации деятельности между федеральными органами государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.
Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать использование средств государственных институтов развития.
Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры. Россия только недавно приступила к активному формированию сети бизнес-инкубаторов и техно-парков, и пока их эффективность ограничена. В этой связи следует придать динамизм работе по формированию механизмов, обеспечивающих высокие темпы развития сети технопарков, создаваемых на рыночной основе, а также – повышение результативности деятельности существующих технопарков.
Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактных схем, но и построение трансграничных кластеров (в первую очередь с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (как производственными, так и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т.п. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.
Учитывая многолетний опыт реализации кластерных стратегий в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров с учетом российской специфики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научную новизну содержат следующие результаты исследования:
-
предложена классификация
следующих критериев: результаты деятельности
кластеров; способ
использования накопленного знания; тип
поведения на рынке; размер
(количество рабочих мест); «уровень притязаний»
(доля рынка); отраслевая
принадлежность; структура взаимосвязей
внутри кластера;
-
обоснованы семь основных
конкурентоспособных экономических кластеров:
разработка идеи создания
кластера; проведение широкомасштабных
маркетинговых исследований;
агитация и мотивация участников; разработка
общей концепции; пилотный
проект; стратегический проект; этап саморегуляции;
-
доказаны ограниченные
-
предложен альтернативный
-
обоснована целесообразность
макро- и мезоуровнях хозяйствования;
экономическую политику государства и
регионов в области образования; создание
информационных сетей и
распространение экономической информации;
увеличение экспорта;
макрологистику; иммиграционную политику;
политику в области науки и
технологий; привлечение иностранных
инвестиций; развитие институтов
поддержки кластеров; .
-
предложено использовать в
Теоретическая и практическая значимость результатов работы состоит в развитии возможностей использования кластерного подхода к повышению конкурентоспособности региональной экономики, который может быть применен в деятельности региональных органов власти при формировании стратегии развития региона в качестве рыночной альтернативы традиционным подходам к поиску источников, экономического развития. Кроме того; результаты исследования приобретают особую, значимость для отдельных предприятий в рамках развития интеграционных процессов в отраслевых и территориальных экономических комплексах.