Роль экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление роли экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ.
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность и выявить природу экономических кластеров, провести их классификацию;
- рассмотреть этапы создания экономических кластеров и рыночные инструменты, используемые при их формировании;
- проанализировать роль и потенциал кластерного подхода в определении конкурентоспособности экономических систем различных уровней;
- определить основные системные свойства экономических кластеров, проявляющиеся в процессе их формирования и развития;
- выявить конкурентоспособные отрасли российской экономики как основу для формирования экономических кластеров;

Работа состоит из  1 файл

кластеры.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

      Второй  вариант представляется наиболее предпочтительным, поскольку на его основе можно обнаружить элементы, которые значимы в настоящем и будущем в как минимум пределах горизонта планирования, определенного существующими соглашениями.

      2.2 Классификация по  критерию локализованности  связей (в отличие  от местоположения)

      Данный  критерий показывает, совпадает или  нет пространственный масштаб контрактных  отношений участников кластера с  потребителями производимой продукции  и локализация отношений между  самими участниками кластера. Например, производимая продукция может в основном потребляться на территории действия самого кластера или в основном поставляться за его пределы. Иными словами данная классификация базируется на характеристиках в первую очередь финальных звеньев контрактных цепочек.

      Скажем, если функционирующая в глобальном масштабе компания (такая как Майкрософт или Боинг), распределяет заказы компактно расположенным фирмам, причем сама компания территориально удалена, то кластер выглядит как платформа-спутник по отношению к головной компании в цепочке создания стоимости, которая частью кластера строго говоря (в соответствии с предложенным выше вариантов определения) может и не являться.

      Локализация связей сопряжена с феноменом  экономических расстояний, которые  определяются не только географической удаленностью одного субъекта хозяйственной деятельности от другого, но и наличием множества других факторов, в числе которых транспортная доступность (плотность транспортной сети), правовой режим перемещение по территории. В последнем случае речь идет о существовании визового, таможенного режима, который ограничивает возможности пространственного перемещения ресурсов и товаров. В то же время наличие границ не является непреодолимым препятствием для развития трансграничных кластеров.

      2.3 Классификация по  критерию механизмов возникновения и развития в контексте особенностей институциональных соглашений

      Вариант развития кластера «с нуля» означает, что в месте его локализации  в предшествующий период не существовало явно выраженного предшественника. Указанный вариант является скорее артефактом в случае, если речь идет об эндогенном развитии кластера, хотя и вполне возможен в случае, если кластер развивался в результате примененных мер экономической политики.

      Другой  вариант – развитие кластера на основе модификации/развития гибридов. В таком варианте разнообразные самостоятельные, но связанные друг с другом простыми (двусторонними) контрактными отношениями компании постепенно усложняют формат соглашений посредством расширения спектра видов деятельности, появления новых игроков (по причине сравнительно невысоких барьеров входа), в том числе включении в сферу соглашений научно-образовательных организаций и органов власти и местного самоуправления, а также финансовых институтов и институтов, способствующих кооперации.

      Трансформация рыночных связей как возможная схема  развития кластера означает, что первоначально  между компаниями существовали отношения, которые вписывались в структурирование посредством механизма цен. Вместе с тем увеличение частоты трансакций и повышение их сложности, а также необходимость и возможность применения специфических ресурсов подталкивает к использованную механизмов, требующих более устойчивых отношений между  сторонами, причем с возможным решением проблем, связанных с интернализацией внешних эффектов, возникающих также в привязке к локализации отношений между заинтересованными сторонами.

      Повышение степени гибкости на уровне отдельных  звеньев иерархии могут вести  к частичной дезинтеграции экономической  фирмы, когда при сохранении взаимозависимости, в то же время усиливаются стимулы отдельных участников. Но в этом случае сложность идентификации кластера может состоять в том, что значительная его часть может выглядеть все еще как отдельное предприятие. Вместе с тем, возможность отпочковывания от крупной компании небольшой компании – конкурента – один из способов развития кластера, поскольку небольшая компания будет иметь больше шансов найти подходящую по квалификации рабочую силу, а также сформировать клиентскую базу.

      Поскольку представленные выше варианты формирования кластера являются идеальными типами, которые можно рассматривать в аналитических целях, но трудно обнаружить в реальной практике, важно указать на комбинированный вариант, в котором в разных сочетаниях могут сосуществовать компоненты перечисленных трех вариантов.

      2.4 Классификация по  критерию механизмов  возникновения и  развития: эндогенность-экзогенность

      Эндогенный  вариант кластеризации предполагает его формирование без целенаправленной поддержки со стороны органов  власти. Формирование кластера в рамках данного сценария происходит как побочный результат многократно повторяющихся экономических обменов между экономическими агентами, локализованных на определенной территории.

      В современных условиях вряд ли возможно выявить хотя бы один кластер, который развивается безотносительно мер экономической политики. Вместе с тем ввиду того, что данные инструменты предполагают различную степень интенсивности вмешательства государства в систему экономических обменов, все же есть основания говорить об экзогенности формирования кластера, если государство выбирает так называемый дирижистский вариант кластерной политики.

      Вместе  с тем следует отметить, что  внешние факторы все же могут  быть важным фактором, который может  способствовать развитию кластера. Один из примеров – мебельный кластер в Калининградской области. Если в 1997 году в области реализовывалась мебель из Польши, то в 2000 году после многократной девальвации рубля, резко увеличилось число мебельных кустарных производителей. Причем, ни политики, ни исследователи не обращали на признаки кластеризации в области производства мебели особого внимания. Иными словами комбинация существовавшего в то время режим особой экономической зоны с изменением макроэкономических условий хозяйствования создали возможность для спонтанного формирования кластера, который, скорее всего можно отнести к категории безъядерных.

      Хотя  в экономической теории широко распространено мнение о том, что кластеры развиваются  спонтанно вместе с тем существуют примеры целенаправленного формирования кластера, как это, например, произошло во Франции с кластером высоких технологий София-Антиполис, который начал формироваться в последней трети XX века и в настоящее время представляет собой сложившийся кластер компаний, специализирующихся на производстве программного обеспечения, медицинской техники. Следует отметить, что исходной точкой было состояния региона, объединяющего двенадцать коммун, в котором не было ни промышленности, ни университетских традиций, ни даже плотной социальной сети.

      Существуют  два варианта, связанного с участием властей в развитии кластера –  полный цикл и фрагментарная поддержка.

      В первом случае предполагается, государство  имеет долгосрочный план развития территории с пониманием отраслевой специализации и механизмами корректировки первоначального плана в зависимости от складывающихся обстоятельств. В этом случае большое значение имеют условия, которые создаются для компаний, выступающими в роли потенциальных лидеров, локомотивов развития кластеров.

      Во  втором случае речь идет об эпизодическом  влиянии властей на развитие кластера (а не отдельных компаний или сегментов  кластера по принципу отраслевой, территориальной  или иной принадлежности).

      Первый  вариант – это запуск кластерного  проекта, в частности, через разработку и продвижение кластерной инициативы с последующим ослаблением внимания к развитию кластера.

      Второй  вариант – поддержка сложившегося кластера и корректировка траектории его развития посредством применения различных инструментов экономической политики.

      Следует отметить, что в ряде случаев развитие кластера может быть более комплексным  и устойчивым, когда координируется политика властей сразу нескольких регионов или даже нескольких регионов из разных стран. В последнем случае речь идет о формировании и развитии трансграничных кластеров, когда торговые отношения между соседними странами, в том числе приграничная торговля перерастают в более развитые отношения производственной кооперации, предполагающей не только активный обмен информацией, опытом, но и совместное планирование и объединение ресурсов для решения общих вопросов хозяйственной деятельности. 

      3 КЛАСТЕРЫ В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

      В литературе существуют различные подходы к классификациям кластеров. Представляется, что для настоящего этапа развития экономики России полезной является структурная классификация кластеров.

      Представляется, что в России может быть несколько  моделей кластеров – это вытекает из накопленной до сих пор практики их формирования. В самом общем виде можно вывести следующую классификацию, основанную на конкретных примерах и поэтому достаточно наглядную. В представленной классификации целенаправленно не затрагиваются такие направления, как энергетика, тяжелая промышленность, нефть и газ (табл. 1).

      Классификация моделей кластеров в РФ – таблица 1

Модель География Направление Цель Примеры

кластеров

Инновационная Сибирь Биотехнологии,

наука о  живых

микро- и макро-

организмах,

медицина,

нанотехнологии

Выстроить инновацион-

ную модель, повышаю-

щую конкурентоспособ-

ность отрасли  и региона

и обеспечивающую

качественный  и количе-

ственный  результат

Алтайский

биофармацев-

тический  кла-

стер  «Алтай-

Био», Новоси-

бирский Био-

кластер

Промышленная Поволжье Автомобиле-

строение, маши-

ностроение,

авиация

Производить качествен-

ную конкурентоспособ-

ную продукцию, участ-

вовать  в тендерах боль-

ших международных

групп.

Поволжский

автомобиль-

ный кластер

(Самара),

Ульяновский

авиационный

кластер

Динамическая Центральный

ФО

Текстильная

промышлен-

ность, другие

отрасли, теряю-

щие или  поте-

рявшие  доли

рынка

Придать новую  динами-

ку, переориентировав

промышленность  на

новые высокотехноло-

гичные  продукты с вы-

сокой добавленной

стоимостью.

Ивановский

текстильный

кластер

Реструктурирующая Юг России Сельское хозяй-

ство  и пищевая

промышленность

Создать из существую-

щего  агрокомплекса

настоящий полный

производственный  цикл

от сырьевой базы до

глубокой  переработки.

Краснодарский

сельскохозяй-

ственный

кластер

 

      Отметим, что в модели кластера независимо от ее вида, должны параллельно решаться две задачи: структурирование существующей промышленности (повышение производительности, конкурентоспособности, качества, соблюдение международных стандартов и т.п.) и разработка инноваций. В конечном счете с помощью государства будет, по-видимому, выведена рамочная модель, благодаря которой регионы смогут действовать и создавать свои местные сетевые структуры повышения конкурентоспособности – кластеры.

      Важнейшей задачей на пути развертывания кластерных инициатив является создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, без которой невозможно правильно проработать юридическую составляющую кластерных структур. У региональных властей отдельных субъектов единой матрицы построения таких структур на сегодняшний день нет. В отличие от европейской практики кластеризации, оформленной в виде конкретной и четкой системы организации и консолидации возможностей, производственных мощностей с целью повышения за счет инноваций конкурентоспособности отрасли и территории в целом, российские регионы выстраивают кластеры по собственному видению, изобретая каждый свой «велосипед».

      В 2008 г. Минэкономразвития России была принята Концепция кластерной политики в стране, в рамках которой были выделены три основные направления стимулирования процесса формирования кластеров:

      Содействие  институциональному развитию кластеров, в первую очередь – разработка стратегии их развития:

      – стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;

      – содействие в предоставлении консультационных услуг;

      – мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование,

      участие в разработке государственного задания  на подготовку специалистов;

      – разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.

      Меры, направленные на повышение конкурентоспособности  участников кластера:

      – содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований,

      кооперации  предприятий при финансировании и реализации НИОКР;

Информация о работе Роль экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ