Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы.
Введение.
Определенные общественные условия
– разделение труда,
История перехода к рынку
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Цель темы – раскрыть
1.
Рынок: общая характеристика.
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Рынок
как экономический механизм формировался
на протяжении тысячелетий, в течение
которых менялось и содержание самого
понятия. В общем виде, понятие рынок—это
система экономических отношений, складывающихся
в процессе производства, обращения и
распределения товаров, а также движения
денежных средств. Развитие рынка происходит
вместе с развитием товарного производства,
вовлекая в обмен не только произведенные
продукты, но и продукты, не являющиеся
результатом труда (земля, дикорастущий
лес). В условиях господства рыночных связей
все отношения людей в обществе охвачены
куплей-продажей. Если говорить более
обобщенно, то рынок представляет сферу
обмена (обращения), в которой осуществляется
связь между агентами общественного производства
в форме купли-продажи, т.е. связь производителей
и потребителей, производства и потребления. [1,
Т.2, С.23]
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Функции рынка:
Сущность
рынка находит свое выражение
в его экономических и
1. Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.
2. Посредническая
функция. Рынок соединяет в
единую систему экономически
обособленных, товаропроизводителей
и потребителей. В результате
продавцы и покупатели находят
друг друга, у каждого из
них появляется возможность
3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:
что производить?
как производить? для кого производить?
На основе межотраслевой и
4. Ценообразующая
функция. Известно, что у каждого
товаропроизводителя
5. Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
6. Стимулирующая
функция. Ориентир рыночных
7. Эквивалентная
функция. Рынок сопоставляет
8. Созидательно-разрушительная
функция. Рынок обеспечивает
9. Санирующая,
оздоровительная функция. В
10. Дифференцирующая
функция. Рынок расслаивает,
Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.
Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:
• стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
• повышает эффективность производства, побуждает экономить труд и ресурсы;
• формирует структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;
• в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;
• многовековой
опыт использования рынка
• рынок обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества: [1.Т.3, С.25]
• как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
• одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;
• рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально драматичны;
• рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
• рынок не учитывает так называемых отрицательных внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия.
• рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т.п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг; [1.Т.3, С.25]
•
рынок безразличен к
• рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть домашних хозяйств;
• рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
• рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.1
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).
Информация о работе Рынок: понятие, участники, инфраструктура