Рынок: понятие, участники, инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМ.ТЕОРИИ.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

   Введение. 

             Определенные общественные  условия  – разделение труда, экономическое  обособление производителей –  вызывают необходимость производить  продукты в качестве товаров,  т.е. с целью обменять их  на другие продукты или услуги. Эта необходимость реализуется с помощью механизма, сводящего вместе желающих обменятся, т.е. продавцов и покупателей, и называемого рынком. 

             История перехода к рынку России  – сложная, неоднозначно определенная; сам процесс перехода к рынку  – противоречивый и крайне напряженный.

            Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

   В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а  так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и  объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.

            Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Рынок: общая характеристика. 

   Рынок — это не только общеэкономическая  категория, присущая в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное  социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

   Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. [1, Т.2, С.23] 
 
 

    1. Понятие рынка, его функции.
 
 

   Рынок -  место,  где  происходит купля-продажа  товаров по свободноскладывающимся ценам.

   Рыночная  экономика - это система  экономических  отношений  по поводу  купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

   Функции рынка:

   Сущность  рынка находит свое выражение  в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка. [1.Т.3, С.15]

   1. Информационная  функция. Ее суть состоит в  том, что через систему целого  ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

   2. Посредническая  функция. Рынок соединяет в  единую систему экономически  обособленных, товаропроизводителей  и потребителей. В результате  продавцы и покупатели находят  друг друга, у каждого из  них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

   3. Регулирующая  функция. Рынок дает ответы  на вопросы:

   что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной  конкуренции идёт бесконечный перелив  капиталов и ресурсов, что в конечном счёте формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

   4. Ценообразующая  функция. Известно, что у каждого  товаропроизводителя складываются  свои индивидуальные затраты  и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

   5. Функция  экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

   6. Стимулирующая  функция. Ориентир рыночных цен  на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

   7. Эквивалентная  функция. Рынок сопоставляет индивидуальные  затраты труда отдельного производителя  с общественным «эталоном», соизмеряя  затраты и результаты, а также  выявляя ценность товара.

   8. Созидательно-разрушительная  функция. Рынок обеспечивает динамичное  изменение всех хозяйственных  пропорций между отраслями и  регионами. Он как бы взрывает  старую структуру хозяйства и  на каждом новом этапе развития  формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России. [1.Т.3, С.15]

   9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом  смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

   10. Дифференцирующая  функция. Рынок расслаивает, дифференцирует  товаропроизводителей, т. с. обогащает  одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

   Вопрос  о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.

   Выше  при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных  преимуществ, достоинств и оказывает  на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

   • стимулирует  рост производства, ускоряет темпы  его развития;

   • повышает эффективность производства, побуждает  экономить труд и ресурсы;

   • формирует  структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;

   • в  определенной мере рынок создает  саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

   • многовековой опыт использования рынка свидетельствует  о его естественной природе, которая  отвечает нуждам общества;

   • рынок  обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества: [1.Т.3, С.25]

   • как  саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;

   • одной  из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

   • рыночная система не обеспечивает полного  использования ресурсов. Ей свойственны  неполная занятость вещественных и  трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально  драматичны;

   • рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

   • рынок  не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия.

   • рынок  не в полной мере учитывает влияние  положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т.п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг; [1.Т.3, С.25]

    •  рынок безразличен к производству  так называемых общественных  благ и услуг (национальная  оборона, охрана общественного  порядка, воспитание детей и  т. п.);

   • рынок  не только обогащает, но и неизбежно  разоряет часть предприятий и  часть домашних хозяйств;

   • рынок  не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

   • рынку  чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок  по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».

   Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о  том, что рыночный механизм нуждается  в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная  экономика.

    1. Объекты и субъекты рынка.
 

   Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

   Субъекты  рынка – это физические и юридические  лица, вступающие в экономические  отношения товарообмена и услуг  в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.1

   Домашнее  хозяйство – это экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство  человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Информация о работе Рынок: понятие, участники, инфраструктура