Рынок: понятие, участники, инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМ.ТЕОРИИ.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     Домашние хозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), с  одной стороны, являются покупателями  товаров и услуг, с другой  – имеют в своем распоряжении  факторы производства (труд, землю,  которую они могут продать  или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

   Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

   Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый  уровень потребительского спроса, без  которого невозможно функционирование рыночного механизма. [5.Т.7, С.67]

   Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень  важно в условиях развивающейся  экономики.

   В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

   В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для  формирования производства и реализации человеческого капитала.

   В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом. 
 

   Рис 1. Взаимосвязи и  взаимодействие субъектов  рынка 
 

   

   

     

     

     
 
 
 
 
 

   Предприятия, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

            Предприятие в рыночной экономике выступает на  различных рынках:

   производственных  ресурсов и готовой продукции; ориентируется  на  локальный, национальный или  даже международный рынок. Предприятие  в рыночном  механизме выступает  агентом  спроса  и  агентом  предложения,  предлагает  свои  цены потребителям и поставщикам и одновременно  учитывает  сложившийся  на  рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает  (в  той  или иной степени) предложения других  рыночных  агентов,  строит  свою  рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом  рыночной  структуры и текущей ситуацией.

               Характерным   признаком   деятельности   предприятия    является хозяйственный  риск. Рыночные отношения требуют  от  предприятия  производства качественной и конкурентоспособной продукции.  Ключевой  момент,  лежащий  в основе хозяйственного риска, - соотношение между  предполагаемыми  затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают  затрат,  это значит,  что  либо  предприниматель   не   сумел   эффективно   организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась  конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий  производства  все время   заставляет   изыскать   новые   технологические   решения,   снижать себестоимость продукции и т.д.

             Свобода  предпринимательства,  свобода  выбора  и  личный  интерес формируют  отношения   состязательности,   конкуренции   между   участниками рыночного обмена. [5.Т.7, С.87]

   В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и предприятиям свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. [8.Т.2, С.26]

   Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты  фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

   Модель  кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь  всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка  зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

   Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений. 

Объекты рынка:

   Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру,способу и целям потребителя. [4.Т.3, С.45]

   Объекты рыночных отношений – это средства труда, продукты труда, услуги, научные  идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.

   Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики  — это товар.

   Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики — это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:

   1. товар создает стоимость, причем  большую, чем он сам стоит  (или, точнее сказать,чем оценивает  его работодатель);

   2. ни одно производство невозможно  без привлечения данного вида  товара;

   3. от рабочей силы зависит степень  (эффективность) использования основных  и оборотных производственных  фондов, экономика хозяйственной  структуры в целом.

   Стоимостный критерий рабочей силы зависит от многих факторов, таких как соотношение уровня безработицы и занятости, степени развитости социального партнерства, региона, отраслевой принадлежности предприятия и многих других.

   Оценка  рабочей силы исполнителя — это  заключение о выполнении работником его трудовой функции. Она выражается в официальной и систематической оценке руководителем своих подчиненных. В большинстве случаев строится на субъективном восприятии, зависящем от "рекомендационных отзывов" конкурирующих работников или "полезных" партнеров. В результате стоимость высококвалифицированной рабочей силы снижается, а затем компетентные кадры вообще вытесняются с рынка труда, заменяясь менее компетентными и менее квалифицированными, но "удобными" работниками. Особенно часто процесс попрания интеллектуального потенциала наблюдается в научной сфере, где наиболее существенное значение при расстановке кадров имеют родственные и свойственные связи.

   Ценные  бумаги - необходимый атрибут всякого  рыночного хо-зяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эми-тированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек. [5.Т.7, С.69]

   Ценными бумагами в юридическом смысле являются ценные документы, которые ценны  не сами по себе, как бумаги - материальные предметы : в силу своих естественных свойств, а в силу содержащегося  в них права на некоторую ценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    1. Структура рынка и критерии классификации рынков.
 

   Характеристику  рынка как совокупности актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования. [6.Т.3, С.90]

   Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

   Признаками  любой структуры являются: 

   а) тесная связь между ее элементами

   б) определенная устойчивость этих связей;

   в) целостность, совокупность данных элементов.

   Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

   Можно выделить следующие критерии для  характеристики структуры и системы рынка:

   Первый : по объектам:

   • рынок  товаров и услуг (потребительский  рынок);

   • рынок  факторов производства;

   • финансовый рынок;

   • рынок  научно-технических разработок, патентов;

   • рынок  информации;

   • рынок  средств обращения;

   • рынок  отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

   • рынок  лицензий и др.

   Рынок товаров и услуг (потребительский  рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.

   Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. [6.Т.7, С.76]

   Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка : рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

Информация о работе Рынок: понятие, участники, инфраструктура