Рынок: понятие, участники, инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений, структуру и инфраструктуру рынка. Проанализируем преимущества и недостатки рынка, роль государства в решении социально-экономических проблем и границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМ.ТЕОРИИ.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

   Современная экономика, преодолев крайности  альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является  «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит?

   Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему. [7.Т.4, С.34]

   Общая стратегия государственного регулирования  рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
  2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

   Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

   Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. [7.Т.4, С.40]

   Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными  средствами регулирующего воздействия  на рыночную экономику.

         Особым  направлением в государственном  регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

   В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

   1. Гарантия  минимума заработной платы. Такая  гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

   2. Обеспечение  занятости. Главной целью правительства  в сфере занятости является  удержание безработицы на «естественном  уровне» (не более 4-5% от всего  экономически активного населения).

   3. Индексация  фиксированных доходов, т.е. частичное  возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

   Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

   Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство  можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств). [7.Т.4, С.49]

         Рыночный  механизм свободной конкуренции  имеет много достоинств, его возможности  велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

   Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка  позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме  через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

   В-третьих, устранение государством последствий  внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

   Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

   Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы. [7.Т.4, С.58]

         Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.

         Если  же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости. [9.Т.6, С.87]

   В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и реализации управленческих решений негативно сказываются  ограниченность доступной информации, неспособность государства полностью  контролировать реакцию контрагентов  на свои действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не таким простым, как могло показаться на первый взгляд.

   Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем, на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания объёма производства и занятости, связанные с изменением экономической политики для победы на выборах, назвали политико-экономическим циклом.

   Качество  принимаемых решений зависит  от квалификации, профессионализма и компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям. Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов, преемственность управленческих кадров и эффективная система их материального стимулирования. [9.Т.6, С.98]

   В результате негативных эффектов правительственные программы не столько устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка. 
 
 
 
 

   Заключение.

         В данной курсовой работе мы рассмотрели и проанализировали важные вопросы, такие как: функции рынка, его субъекты и объекты, структуру рынка; какую роль в рыночной экономике занимает государство.

   Рынок как социальная форма организации  экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность, а с другой порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый  рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие задачи формирования рыночной экономики :

   1) разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства; поиск  и использование резервов и  возможностей;

   2) формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей  рыночного типа и становление  новых мотивационных механизмов развития предпринимательства;

   3) демонополизация экономики и  устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной  системы и препятствующих развитию  рынка;

   4) постепенное ограничение государственного  контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию;

   5) осуществление жесткой кредитно-денежной  и финансовой политики, направленной  на ограничение денежной массы  в обращении;

   6) создание сильной системы социальных  гарантий и поддержки населения,  облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;

      7) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Информация о работе Рынок: понятие, участники, инфраструктура