Самоорганизация и самоуправление как эффективная форма функционирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Самоорганизация и самоуправление на предприятии существуют наряду с формальной управленческой деятельностью, выражаются в происходящих нештатных процессах, несанкционированном управлении и организации. В настоящее время самоорганизация находится в подчиненном отношении по сравнению с формализованными процессами. Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли: компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления; инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

Содержание

Введение
1. Организация как система, организационные отношения.
2. Регламентация и самоорганизация в процессе управления.
3. Виды самоорганизации.
4. Основные элементы самоуправления.
5. Основные элементы самоорганизации.
6. Схемы коммуникаций при самоорганизации.
7. Реформирование организации с помощью увеличения самоорганизации и самоуправления.
7.1 Состояние предприятия до реформирования организации.
7.2 Цели реформирования организации предприятия и пути их достижения.
7.3 Результаты реформирования организации предприятия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

ОП курсач.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)


Московский Энергетический Институт

МЭИ (ТУ)

 

 

Кафедра ЭКО

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по курсу «Организационное поведение»

 

на тему «Самоорганизация и самоуправление как эффективная

 

форма функционирования организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Омаров К.М.

Преподаватель: Павловец В.И.

 

 

 

 

 

 

                                                Москва  2009 г.

Cодержание.

 

Введение

1. Организация как система, организационные отношения.                  

2. Регламентация и самоорганизация в процессе управления.             

3. Виды самоорганизации.                                                                         

4. Основные элементы самоуправления.                                                 

5. Основные элементы самоорганизации.                                              

6. Схемы коммуникаций при самоорганизации.                                      

        7. Реформирование организации с помощью увеличения самоорганизации и самоуправления.

       7.1 Состояние предприятия до реформирования организации.

       7.2 Цели реформирования организации предприятия и пути их достижения.

       7.3 Результаты реформирования организации предприятия.

Заключение.

Список использованной литературы.                                                          


Введение

Самоорганизация и самоуправление на предприятии существуют наряду с формальной управленческой деятельностью, выражаются в происходящих нештатных процессах, несанкционированном управлении и организации. В настоящее время самоорганизация находится в подчиненном отношении по сравнению с формализованными процессами. Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли: компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления; инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

Самоорганизация открывает возможности управления на качественно новом уровне, развивается горизонтальная организационная структура, сотрудники образуют коммуникационную сеть с большой автономией. Не происходит разделения на объект и субъект управления, наблюдается двунаправленный взаимоувязанный процесс управления, когда сотрудники управляют структурой, а она одновременно управляет ими. Предприятие в целом становится более автономным, так как реакция системы определяется во многом ее структурой и внутренними связями и характеристиками, а не внешними воздействиями. Это делает организацию стабильнее и жизнеспособнее.

Решение задач стратегического управления может быть осуществлено на основе принципов самоорганизации. Под самоорганизацией понимается свойство системы приобретать пространственную, функциональную, логическую или иную структуру без специфического воздействия извне. При этом большую роль имеет формирование и развитие горизонтальных связей (связей между элементами одного уровня, основанных на общности интересов).

Процесс формирования, принятия и реализации стратегических решений распределен между руководителями разного уровня, что позволяет им вносить в него свои опыт, знания (далеко не всегда формализуемые) и интуицию. Однако, различия в системах ценностей, типах восприятия, уровне образования и типах культур у участвующих в этом процессе специалистов требует согласования и приведения в единую систему. Этот процесс вызывает к жизни проблемы координации деятельности руководителей, а также обеспечения целостности и внутренней согласованности стратегии. Решение этих вопросов в рамках стратегического управления может быть осуществлено на основе принципов самоорганизации.

Открытие российского рынка сделало внешнюю среду предприятий сложной, динамичной и неопределенной, что смещает акценты при формировании стратегии предприятия с оптимизации экономико-финансовых и производственных показателей на обеспечение гибкости, оперативности и адаптивности. Это требует установления специальных горизонтальных связей в управлении предприятием, которые способствовали бы самоорганизации и раскрытию потенциала предприятия и одновременно решения проблемы согласования и координации.

Облегчая предприятию возможность гибко реагировать на изменения окружающей среды и конъюнктуры рынка, горизонтальные связи способствуют минимизации упущенной выгоды путем принятием на основе самоорганизации таких решений и создания такой структуры, которые способствуют наиболее полной реализации возможностей среды. В то же время, вертикальная составляющая организационной структуры позволяет минимизировать издержки за счет эффективного распределения ресурсов.

Находясь в условиях острой конкуренции и сложной среды, предприятие оказывается в противоречивой ситуации: минимизация издержек достигается за счет усиления удельного веса исполнительной вертикали в управлении, а минимизация упущенной выгоды - за счет усиления удельного веса горизонтальных связей. Достижение баланса между этими составляющими организационной структуры ‑ важная задача формирования стратегии.

Важной задачей, вытекающей из необходимости достижения баланса между исполнительной вертикалью и горизонтальными связями, является разделение сфер их компетенции.

Обе задачи решаются с помощью специальных процедур координации и согласования. В результате возникают следующие требования к стратегии развития. Она должна синтезировать экономико-финансовую, маркетинговую, социальную и политическую точки зрения; учитывать организационную структуру, корпоративную культуру, процесс формирования и реализации решений, среду предприятия; ориентироваться не только и не столько на оптимизацию экономико-финансовых показателей, сколько на обеспечение гибкого реагирования и адаптации к быстрым, сложным, неопределенным и не всегда предсказуемым изменениям среды и конъюнктуры рынка; интегрировать различные стороны предприятия и раскрывать его потенциал; быть ориентиром и руководством, координирующим деятельность различных подразделений и специалистов; допускать привнесение специалистами своих неформальных и не формализуемых знаний и умений, опыта и интуиции.

Переход к управлению на основе использования способности предприятия к самоорганизации ни в коей мере не предполагает ломки исполнительной вертикали (что в большинстве случаев приводит к распаду предприятия на составляющие) и имеет целью дополнить полезные свойства исполнительной вертикали полезными свойствами горизонтальных связей.

При правильном распределении компетенции у директората остаются задачи формирования и поддержания «правил взаимодействия», которые обеспечивают целостность развития предприятия, согласованность стратегии, управление общими службами и общественными благами, принятие подразделениями решений, выгодных для предприятия. У подразделений - текущие задачи, поиск новых и поддержание лояльности старых клиентов, организация оптимальной деятельности подразделений в рамках заданных директоратом «правил взаимодействия».

Управление «правилами взаимодействия» (процессами самоорганизации) ‑ сложная задача, порождающая ряд новых проблем координации деятельности, согласования интересов, настройки и изменения культуры корпорации.

 

 

1. Организация как система, организационные отношения.

Организация — это одно из самых древних общественных образовании на Земле. Так, по сведениям деятельности организованных групп людей. археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой

Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации (рис. 1.1).

Новый Гражданский кодекс РФ (далее ГК) внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в ус­ловия их функционирования. В табл. 1.1 приведены названия вновь введенных и постепенно упраздняемых форм построения организаций. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой рис. 1.1.

Таблица 1.1. Введенные и упраздняемые формы организаций

Введенные формы

Упраздняемые формы

Полное товарищество как юриди­ческое лицо

Товарищество на вере

Дочерние и зависимые общества

Общество с ограниченной ответ­ственностью

Общество с дополнительной от­ветственностью Производственные кооперативы

Полное товарищество как не­юридическое лицо Смешанное товарищество

Товарищество с ограниченной ответственностью Индивидуальное (семейное) ча­стное предприятие

 

 

Рис. 1.1. Типология организаций

Термин «организация» имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, орга­низатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.

Организация производства — это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

Организационные отношения — это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее (рис. 1.2) при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации.

Pиc.1.2. Среда организационных отношений

(В - взаимодействие, П - противодействие)

Организационные отношения могут быть трех уровней:

• здравого смысла;

• взаимного уничтожения;

• заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и тд. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и др. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде — это задача профессионального управления.

Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации не зависит от интеграции (сложности) организации.

В организации может быть вертикальное (по уровням управ­ления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда.

2. Регламентация и самоорганизация в процессе управления

В каждой организации имеются регламентирующие документы на систему управления организации (уставные документы, законодательные и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т. е. самоуправление и самоорганизация.

Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления (рис. 2.1.). В изображенном цикле процесс организации является следствием регламентного управления, а самоорганизация первична (инициирующая) для самоуправления.

Рис. 2.1. Схема цикличности управления и самоуправления, организации и самоорганизации

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.

 

3. Виды самоорганизации

Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорга­низацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация — это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Основные качества, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации, — это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.

Позитивными формами проявления самоорганизации руководителя и специалиста выступают изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.

Самообучение — это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов на более полное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях и общении.

Самовоспитание может относиться как к человеку, так и к организации. Цель самовоспитания — преодоление вредных или создание, новых позитивных качеств личности или организации, в том числе формирование активной деловой политики, утверждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самости­мулирование; преодоление отрицательных эмоций.

Информация о работе Самоорганизация и самоуправление как эффективная форма функционирования организации