Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Работа состоит из  1 файл

Eop_1.docx

— 85.56 Кб (Скачать документ)

1. Актуальные проблемы  экономики организации 

Республики Беларусь

-проблемы со сбытом  товаров и услуг(падение покуп способности, конкуренция, квотирование лицензирование и т.д) 
-износ осн активных производственных фондов 
-неконкурентоспособность некот товаров(цена, качество, технологии) 
-наличие у предприятий задолженностей 
-недостаток собственных средств 
-недостаточное развитие малого и среднего бизнеса 

 

2. Организация  в рыночной экономике 
занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. 
здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке. Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить.  
Переход от командно-административной системы управления к экономическим методам на всех уровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности, осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение на предприятии самоуправления. 

 

3. Жизненный цикл  организаций 
Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. 
зарождение и становление, характерны нечеткие цели и высок творч возм-ти 
рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, 
зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и  
старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. 
В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации. 

 

4. Организационно-правовые  формы организаций 
-коммерческие и некоммерческие 
-государственные и унитарные(коммерч не наделенная правом собственности, имущество неделимо!) 
унитарное предприятие: - на праве хоз ведения – на праве оперативн управления 
хозяйственные товарищества(ком организ-ии, капитал разделен на доли):  
-полные(неогр ответств) –коммандитные(хотя б 1 неогр отв, ост- ограниченную) 
хоз общества: -с огр ответств – с дополнит ответств –акционерн обществ(откр/закр типа) 
акция(привелегированные, обыкновенные) –ценная бумага, подтверждающая вклад владельца в уставной фонд 
устав(наименование, характеристики) 

 

5. Принципы функционирования  организации 
-Принцип «80:20» — правило организации управления, согласно которому 20% сотрудников выполняют 80% всего объема работы, а остальные 80% — лишь 20% от полученного задания; 
-Принцип всеобщности (сквозного) контроля — один из прин­ципов контроля в организации управления служебной деятельностью. Означает: контроль не должен быть прерогативой исключительно на­чальника; 
-Принцип всесторонности и полноты. принцип оценки об­становки, принцип оценки деятельности подчиненных, принцип доведения решения до исполнителей 
-Принцип гласности. принцип демократизации общественной жизни, 
-Принцип гуманизма — принцип организации управления, кото­рый означает признание приоритета человеческого фактора в органи­зации социального управлении и ориентацию на саморазвитие лично­сти, 
-Принцип действенности. критерий оценки качества решения, принцип организации контроля. 
-Принцип динамизма —требует обеспечения субъектом управления последовательного движения управляемого объекта к намеченной цели, умения своевременно вскрывать нарушения, быстро, квалифициро­ванно, настойчиво преодолевая препятствия на пути к поставленной цели. 
-Принцип единства системы управления 
-Принцип единства теории и практики 
-Принцип законности 
-Принцип комплексности: 
-Принцип историзма (конкретно-исторического подхода) — принцип оценки обстановки в ее динамике с учетом всех значимых факторов 
-Принцип конкретности 
-Принцип «кнута и пряника» 
-Принципы психологической мотивации 

 

6. Внешняя среда:  сущность, свойства, влияние на стратегию  и тактику работ организации 
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на его деят-ть. 
Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, мо¬гут быть разделены на четыре крупные группы: 
• политические и правовые; 
• экономические; 
• социальные и культурные; 
• технологические. 
микроэк элементы среды – конкурентная среда(рынок, тенденции), поставщики, партнеры посредники. Осн субъект – производитель. В совокупности они огран производство продукта на уровне предприятия. 
макроэкономиеские элементы среды –гос политика, налоговая, ценовая, денежно-кредитная системы, демографическая ситуация, прир условия,международн фактор и т.п.  
особенно чувтвит ценообразование. Учит внешние факторы, затраты,конкуренцию, норму прибыли. 

 

7. Концентрация  и комбинирование производства: сущность, виды, показатели, оценка  уровня, экономическая эффективность 
---Концентрация производства — это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции или услуг в крупных организациях. 
-агрегатная концентрация – рост единичной мощности оборудования 
-технологическая конценрация – укрупнение цехов, как за счет роста мощности единицы, так и увеличением кол-ва оборудования. 
-заводская концентрация – увеличение предприятий, за счает любой их вышеперечисленных или объединением предприятий 
-организационно-хоз – различные виды производств объединений. 
Горизонтальная концентрация – объединяет предприятие в одной сфрере деятелности, Вертикальная – объединение по технологической цепочке. 
рост эффективности, как эфф масштаба, уст-ие барьера входа на рынок, успех на внешн и внутр рынках, стиму научно-техн разв, повышение качества тов, обслужив и т.д, негативное – сложная система упр-ия 
абсолютн концентрация – размером произв единицы(агрегатов, производств) 
относит концентр-ия – удельн вес агрегатов, производств в выпуске, стоим оф и тд. 
---Комбинирование производства заключается в технологическом сочетании взаимосвязанных, но разнородных производств одной или различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия, комбинатов.  
производственно-эконом единство, организационное единство,террит единство. 
Вертикальное — когда осуществляется последовательная переработка сырья в полуфабрикаты или готовые изделия. 
Горизонтальное, когда из одного вида сырья последовательно перерабатывая его, получают основные полуфабрикаты (готовую продукцию, а из образовавшихся отходов — побочные полуфабрикаты или готовую продукцию). 
1) последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции;2) использование отходов в произ-ве3) комплексная переработка сырья (выработка из одного вида сырья различных видов продукции)  
Эффективность в исп-иипрогрессивной технологии, непрерывности технологических процессов, экономии, высок произв-ти труда. 

 

8. Специализация  и кооперирование производства: сущность, виды, показатели оценки  уровня, экономическая эффективность 
----Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции. четыре вида специализации предприятий: предметную; подетальную (иногда называют — узловая); технологическую; 
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей: 
-коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида; 
-коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха; 
-коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха; 
-широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации. 
Преимущества специализации:повышает производительность труда;сокращает длительность производственного цикл, их качество, снижает себестоимость продукции;повышает рентабельность производства. 
Недостатки – зависимость от поставщиков и покупателей. 
----Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции. 
Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика. 
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: 
предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование; 
подетальнее кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.); 
технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).распр в машиностр, пищевой, легкой, древообрабат. Промышленности. 
Уровень кооперации производства характеризуют: 
-коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции;-количество предприятий, копер-ся с данным предприятием;-число заказов, выполняемых в порядке копер-ия других предпр. 

 

9. Диверсификация производства: сущность, виды, показатели, эффективность 
диверсификация - это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг. 
Все причины диверсификации вызваны одним - повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. 
Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная. Связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в более известной обстановке и меньше рискует 
Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса 
Связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. 
Горизонтальная – производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. 
Диверсификация может осуществляться следующими путями: 
- через внутренний рынок капиталов;- реструктурированием 
- разделением функций или ресурсов. 
---способствует технологическому прогрессу ---увеличивает охват сегментов «военных» рынков.---увеличивает процент продаж ---стабилизирует реализацию продукции в случае экономического спада. 
--- распределении ресурсов 
 

10. Персонал организации:  сущность, состав, структура 
Профессия, специальность, квалификация. 
Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. 
Трудовые ресурсы предприятия - это часть трудовых ресурсов страны, занятых на данном предприятии. Все работники, занятые на постоянной, сезонной и временной (более одного дня) работе, представляют собой персонал предприятия. 
промышленно-произв персонал, непроизводственный персонал. 
ППП делится на две группы: рабочие и служащие. 
среди служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты,др служащие. 
-Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции( инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи). 
Технические исполнители] - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное  
Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п.  
списочная, явочная, среднесписочная, среднеявочная чиленности работников. 

 

11. Сущность и значение роста производительности труда для экономики организации 
Производительность труда — это показатель эффективности трудового про­цесса, выражаемый отношением результатов производства к соответствую­щим затратам непосредственного, живого труда. 
Главной производительной силой является работник, обладающий общими и профессиональными знаниями, производственным опытом, трудовыми навыками, трудолюбием, человек во всем богатстве его способностей и творческих сил. 
Важнейший фактор, стимулирующий рост общественной производительности труда, — обеспечение государством открытости рынка, Существенным фактором динамики производительности наемного труда является организация его оплаты 
Основной причиной снижения производительности труда в годы экономических преобразований представляется снижение заинтересованности 
Суть закона повышения производительности труда заключается в создании максимума продукта при минимуме труда, и поэтому повышение общественной производительности труда объективно способствует прогрессу человечества, что выражается в росте материального производства, в развитии науки, культуры, искусства, всех сторон цивилизации 

 

12. Показатели  и методы оценки производительности  труда 
показатели --Валовой национальный продукт (ВНП) — совокупная стоимость конечных товаров, произведенных факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны.Национальный доход — это суммарный доход, получаемый владельцами факторов (ресурсов) производства за их вклад в производство 
Фондоотдача — это отношение результатов производства к стоимости основ­ных фондов. фондоемкость — отношение средней стоимости основных производственных фондов к объему реализованной продукции. 
Выработка продукции, работ и услуг при измерении ее в натуральных или условно-натуральных единицах рассчитывается по формуле: 
Выр. = Прод/ Затр, 
При натуральном методе исчисления выработки объем выполненных работ выражается в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах). Этот метод наиболее наглядно характеризует уровень производительности труда, однако он применим только для однородной продукции. 
При условно-натуральном методе исчисления выработки объем выполненных работ выражается в условно-натуральных единицах (в тоннах условного топлива). Условно-натуральный метод применим для расчета показателя уровня производительности труда при выпуске неоднородной, но аналогичной продукции. 
Трудовой метод измерения производительности труда предполагает, что объем выполненных работ, измеряется в отработанных нормо-часах.  
трудоемкость: t = Затр вр/ прод 
 
 
 
Динамика производительности труда в зависимости от метода измерения ее уровня анализируется при помощи статистических индексов: натуральных, трудовых  и стоимостных . Оценивают с помощ оценки рентаб-ти пр-ва 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"