Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации".
32 Производственная программа: понятие, содержание и характеристика разделов.
Произв программа разраб-ся на всех предпри-ях, выпуска-х прод-ию для реали-ции потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Произв программа вкл расчеты объема про-ва прод (работ и услуг) и обоснование произв мощнастями, матер-ми и труд рес-ами. Различные виды товаров и услуг называ-ся наменклатурой произв-ой про-мы. Ассортимент – соотнош удельных весов отдельных видов изделий в производственной програме. Произв прогр пред-ия – перечень прод-ии, работ и услуг по заказам и договорам потребителей. При разр учитывается 4-ре фазы жизненного цикла товара (начало, развитие, зрелость, старение) При разраб прогр учитывае-ся основн цель предпри-я – рост объемов продаж при роите прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для того чтобы обеспечить сбалансированность финансов на перспективу, необходимо критерии оценки всех фаз жизненного цикла товара и управлять этим процессом.
Для обоснования производственной программы разрабатываются балансы производственных областей по отраслям, по предприятиям, ассоциациям. В примерный баланс ПМ отрасли входят след. показатели: 1. Мощность на нач. года; 2. Прирост мощностей. В том числе за счет: а) тех. перевооружения и организационно-техн. Мероприятий; б) за счет реконструкции действующих предприятий; в) за счет строительства новых и расширения действующих предприятий; 3. Выбытие ПМ; 4. Мощность на конец года; 5. Ср.год. мощность; 6. Выпуск пр-ции; 7. Коэф. использования ср.год. ПМ-ей (в %).
33 Сущность и виды планирования на предприятиях РБ.
Сущность пл-ния заключается в научной разработке и реализации комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития пр-ва, обеспечивающих его соответствие общественным потребностям, а также роста V продаж и прибыли. Процесс пл-ния на пр-тии состоит из разработки 1. Стратегических, 2. Текущих и 3. Оперативных планов.
1. Стратегическое пл-ния может осуществляться в виде среднесрочного (от 2 до 5 лет) и долгосрочного (от 5 до 15 лет); 2. Текущие планы разрабатываются в основном на 1 год, а 3. Оперативные на период до одного года, т.е. сутки, декада, месяц, квартал. Используется индикативное пл-ние, кот. носит рекомендательный хар-р. Бизнес пл-ние не привязывается по времени, касается какого-то определенного проекта, но изредка охватывает и всю бизнес сферу. 1. Стратегическое пл-ние состоит из 4 разделов: 1) программа деятельности предприятий; 2) задачи и цели пр-тия; 3) план развития хоз. портфеля. Здесь отмечаются V-мы, номенклатура (укрепленный перечень производимой продукции) и ассортимент (детализированный перечень производимой пр-ции). 4) стратегия роста предприятия. Она разрабатывается по 3 направлениям: 1. Интенсивный. Возможности интенсивного роста имеются в том случае, если у пр-тия есть резервы расширения сбыта производимых изделий; 2. Интеграционный рост планируется в случае возможности интеграции с поставщиками, с розничными и оптовыми, торгово-сбытовыми организациями, с конкурентами; 3. Диверсификационный рост планируется за счет освоения новых видов изделий, имеющих высокую доходность. Результатом разработки всех разделов стратегического плана явл. составление плана соц.-эк. развития предп-тия, кот. включ. 11 разделов: 1. План пр-ва и реализации пр-ции (производственная программа); 2. Техническое развитие и организация производства; 3. Нормы и нормативы; 4.план капитального строительства; 5. Труд и зарплата; 6. Себестоимость, прибыль и рентабельность; 7. План материально-технического обеспечения пр-ва; 8. Фонды эк. стимулирования; 9. Финансовый план; 10. План соц. развития труд. Коллектива; 11. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
План-е
выступает важнейшей ф-цией управления,
кот., так же как и упр-е, видоизм-ся
в процессе развития эк-ки. Различают:
*по содержанию и форме проявления:
1-с точки зрения обязат-ти плановых
заданий *директивное-процесс принятия
решений, им-х обяз-й хар-р для объектов
план-я; *индикативное-наиб-е распростр-е.,
индик-й план не носит обяз-го хар-ра. 2-
от срока, на кот. сост-ся план и степени
детализ-ии плановых расчетов: *перспективное-
составл-ся более чем на 5 лет (10,15,20)определяет
соц-ое, эконом-е, научно-техническое развитие.
*среднесрочное- от 1года до 5 лет.*текущее-
до года. 3- по содер-ю плановых решений:
*стратег-е-определяет осн-е направ-я развития.
*тактическое-сост-ся план экон-го и соц-го
развития на период. *оперативно-календарное-
36 Стратегическое планир-е:
а)среднесрочн (2-5 лет) б)долгосрочн (5-10 лет)
Состоит из 4-х разделов: 1) программа деят-ти пр-тий. Даётся сфера деят-ти пр-тий, ориентация на высокую мобильность.2) задачи и цели пр-я – иерархич сис-ма задач, решение кот. обеспеч достижение целей. 3) планир-е развития хоз портфеля – анализир входящ в состав пр-я произ-в, оценив рентаб-ть, интенсивность конкуренции и т.д. 4)Стратегия роста пр-я. Виды стратегий роста: 1.- Интенсивный, 2.-Интеграционный, 3.- Диверсификационный рост за счёт освоения нов видов пр-ции, предусм значит доход
Рез-том разработки стратегич плана явл составление комплекса планов по конкр направл-ям деят-ти пр-я, т.е. предусм разраб-ка плана соц и экон разв-я пр-я. Этот вид планов вкл 11 разделов:1.-план пр-ва и реализ прод (произв программа), 2.-план технич развития и организации пр-ва,. 3.-нормы и нормативы, 4.-план капит строит-ва, 5.-труд и зарплата, 6.- себестоимость, прибыль и рентабельность, 7.-мат-технич обеспечение пр-ва, 8.-фонды экон стимулир-я, 9.-финансовый план, 10.-план соц развития трудового коллектива, 11.-план охраны природы и рацион исп-я природн рес-сов
37 Конк-сть(К.)
-спос-сть
выдерживать конкуренцию, т.е.
Показа-ли:
тех-ие, пок-ли назнач-я, п-ли надеж-сти,
п-ли технол-сти, п-ли стандартизации и
унификации,эргономические, эстетичес-е,
п-ли транспортабельности, патенто-правовые,экол-ие,
п-ли без-сти. Все пок-ли дел-ся на: а) планируемые,
б)нормат-ые, в)факт-ие. Методы:1)критерием
для опр-я К. явл-я цена потребления (Цп=Цприобр-я+Ипотреб-я)
Все рас-ы дел-я на: -пост.з-ты(единоврем.-покупн.
2-опред.пок-ли конкур-сти (Пкi=Кпi/Цi;Пк.б.=Кпб/Цб). Относит. пок-ль К.=Пк/Пк.б. Недостат. 2 м-да: не учит-ет цену потр-я,а лишь продажн. 4)Ур-нь К. опред.сопост-ем технич и эк. парам-в. Рассчит.-ся: ед-е (срав-е по 1-му парам-у:(Иеi= Пiб/П ;Иеi= Пi/Пiб ) ,Иеi - ед. параметрич. индекс, Пi,Пiб – значение i-го параметра; групп-й пок-ль хар-ет группу однор-х св-в изд-я (Иcq=Σаi*Иei, где ai-вес i-того пар-а); Интегральн. Индекс опред-ся как отнош-е сумм-ного ползного эффекта от эксплуатации или потребления тов. К сумм-ным з-там на его приобрет-е и исп-ние( И=Э/Зпр+Зэ). 5)разнов-ть 4 м-да,особ-ти:1.наиб. сущес-е пок-ли предлаг-ся исп-ть как единичн. 2.второстеп.п-ли д.б. сведены в гр-ы, для к-й из к-х необх-мо опред-ть груп-й пок-ль 3.на основе получ-й совок-ти пок-лей опред-ся Ур-нь К.
38 Качество прод.
Кач-во
– сов-ть потребит.св-в и хар-
Все пок-ли кач-ва деляться на 2 гр: 1. дифференцированные, отражающие кол-во конкр. вида прод. 2. обобщающие ,хар-щие кач-во в целом (V и уд.вес прод., соотв.мир.ур-ню; V и уд.вес новой прод., экспортируемой и сертифицируемой)
Вся система
диф.пок-лей на 2 подгр.: а) единичные
пок-ли ,отражают одно св-во конкр.вида
прод. Их в 10 групп: пок-ли назначения (определяют
обл.применения прод.); пок-ли надежности
(ремонтопригодность ,долговечность);
пок-ли технологичности (отраж.эф-ть конструкторско-технич.реш.);
пок-ли стандартизации и унификации (опр-ют
насыщеннось прод.стандарт.,унифицир.
Ур-нь кач-ва прод.-относит.хар-ка, основан.на сравнении значений пок-ля кач-ва оцениваемой прод с баз.знач.соотв.пок-лей.Эк-ки оптим.кач-ва – это соотн-ние кол-ва и затрат или цена 1-цы кач-ва (Копт=Кпрогн./Зп). Интегр. Пок-ль кач-ва – тот, который отраж. Соотнош-е суммарного полезн.эфф-та и сумарн.затрат на его создание, потребление, экспл. (Ик=Ээкспл / (Зс+Зп)
39 ..Понятие и виды систем качества.
Управление качеством- это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации.
1.Мониторинг,
поиск и изучение п.2.
Обеспечение качества-сов-ть планируемых и систематически проводимых мероприятий,создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества».
42 Сертификация
- это
докум-е подтв-е соотве-я
43 Стандартизация
– дея-сть, напр--я на обесп-ие оптим-й степени упоряд-сти по средством установ-ия положений для всеобщего и многокр-о использ-ия.Стандарт- норма-ый док-т по стандар-м. Разработ-й на основе согласия по сущест-м вопросам кач-ва у больш-ва заинтересованных сторон и утверж-й признаным органом.Станд-я предполагает выбор и разработку наи>ее оптим-х решений, учит-щих тенденции и направл-я технического прогресса.Она м.б.: нац-ой, регион-й, междунар-й.Все нормат-ые док-ты по стандарт-и подразд-ся на 5 уровней: 1.Гос. Стандарт; 2. Отраслевые стандарты; 3.Технические условия; 4.Стандарты пред-я и объед-я; 5.Стандарты науч-техн. и инжен-х общ-в. В завис-сти от специфики объекта, специа-ции и содержания устанавл-о к нему требов-й устанавл-ся 4 гр-пы стандартов:-Основополагающие страндарты; - Стан-ты на прод-ю и услуги; - Стандарты на проц-сы; - Ст-ы на методы контроля. Вопросами стандар-и занимается более 450 всемир-х и регио-ых орг-ции, кот. можно разд. на 3 гр.: а) Всемирные специализированные (ИСО); б) Региональные специализ-е (СЕН, ИНСТА, КОПАНТ); в) Неспциализ-е всемирные и региональные(ЭКОСОС, ЭКА, ФАО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ИКАО, ЕОУС, ВОИС).
44 Методы:
1)критерием
для опр-я К. явл-я цена потребления
(Цп=Цприобр-я+Ипотреб-я) Все рас-ы дел-я
на: -пост.з-ты(единоврем.-покупн.
2-опред.пок-ли
конкур-сти (Пкi=Кпi/Цi;Пк.б.=