Система цен и порядок ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы цен и порядка ценообразования.
Основными задачами работы являются следующие:
- рассмотрение основных теоретических подходов к определению сущности цены;

Содержание

Введение 3
1 Цена как экономическая категория 5
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены 5
1.2 Функции цены в экономике 7
1.3 Виды цен 11
2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной
конкуренции 17
2.1 Методика расчёта цен 17
2.2 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции 26
2.3 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции 28
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Система цен (курсовая).docx

— 72.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                   3                                                                                   

1 Цена  как экономическая категория                                                                    5

1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены            5

1.2 Функции  цены в экономике                                                                              7

1.3 Виды цен                                                                                                           11

2 Ценообразование  в условиях совершенной и несовершенной 

конкуренции                                                                                                           17

2.1 Методика  расчёта цен                                                                                     17

2.2 Ценообразование  в условиях совершенной конкуренции                           26

2.3 Ценообразование  в условиях несовершенной конкуренции                       28

Заключение                                                                                                             31

Список  использованной литературы                                                                   34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Динамичный  характер современной российской экономики  и недостаток опыта хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений вызывают значительные трудности  у предприятий. Для них оказалось  очень непростым делом приспособиться к новому рыночному механизму  хозяйствования. Одной из наиболее сложных и болезненных проблем  стало свободное ценообразование  после либерализации цен. Возникла необходимость должным образом  ориентироваться в ценовой конъюнктуре  рынка и проводить собственную, эффективную для предприятия ценовую политику. И тут предприятия столкнулись с отсутствием практических навыков и знаний в области маркетинга и, в частности, рыночного ценообразования.

     Ценообразование является одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Успех деятельности любой компании или фирмы во многом зависит от правильно выбранной ими стратегии и тактики ценообразования на товары или услуги.

     Сложность процесса ценообразования состоит  в том, что цена — категория  конъюнктурная. На ее уровень и динамику существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

     Вопросы цен и ценообразования изучаются  в разных дисциплинах: экономической  теории, маркетинге, экономике, каждая из которых рассматривает свои, специфические аспекты цены. Это обусловлено широким спектром ее действия – цена является одной из сложных экономических категорий, элементом управления и маркетинговой деятельности, влияет на экономические показатели.

     Актуальность  данной темы выражена в том, что цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

     Предметом данной курсовой работы являются финансы  и экономика предприятия.

     Объектом  данной курсовой работы является система  цен и порядок ценообразования.

     Целью данной курсовой работы является изучение системы цен и порядка ценообразования.

     Основными задачами работы являются следующие:

     - рассмотрение основных теоретических  подходов к определению сущности  цены;

     - рассмотрение функций цен;

     - рассмотрение видов цен;

     - изучение методики расчёта цен;

     - описание ценообразования в условиях  совершенной конкуренции;

     - описание ценообразования в условиях несовершенной конкуренции. 
 
 
 

     1 Цена как экономическая категория

     1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены

     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

     Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить  за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

     Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

     На  основе цен осуществляется оборот общественного  продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального  производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с  различными формами собственности, а также производится перераспределение  национального дохода путём формирования системы налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные  виды детских и других товаров.

     Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой  были Вильям Петти, Адам Смит и Давид  Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

     Наиболее  последовательным сторонником стоимостной  теории цены является К. Маркс с его  учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

     Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

     Таким образом, отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

     Что касается цены товара, то она представляет собой денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отличаться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

     Таким образом, теория Маркса усматривает  в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость  и цену.

     Стоимостной подход к определению цены имеет ряд недостатков:

     - все затраты признаются необходимыми уже на стадии производства товаров;

     - не учитывается ценность товара для потребителей;

     - невозможно определить цену товаров, продукции, не являющихся предметами труда;

     - категории стоимости и труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара.1

     Другая  концепция – это концепция, основанная на определении цены товара как суммы денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Можно сказать, что цена «освобождается» от стоимости.

     Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.

     Однако  бесспорным является положение о  том, что количественное определение  затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

     Фирмы, не обеспечивающие эти условия, разоряются и гибнут. Их место занимают предприятия с более низкими затратами на производство и реализацию товаров. У них более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нормального процесса воспроизводства.2

     1.2 Функции цены в экономике

     Выделяют  такие функции цены, как:

  • учетно-измерительная;
  • регулирующая;
  • стимулирующая;
  • распределения и перераспределения;
  • сбалансированности спроса и предложения;
  • социальная;
  • рационального размещения производства.

     Учётно-измерительная  функция. Измерительная составляющая цены - ее первичная функция. С помощью цены можно определить (измерить) количество денег, которые покупатель платит, а продавец получает за проданный товар (работу, услугу). Измерительная функция позволяет измерять, сопоставлять и оценивать товары (работы, услуги) по их стоимости, дает возможность сравнивать различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена выявляет, сколько затрачено труда, сырья, материалов на производство и реализацию товара.

     Цена  также устанавливает величину издержек производства и обращения, размер прибыли. Таким образом, учетная составляющая учетно-измерительной функции позволяет оценить объем получаемой прибыли, т. е. учесть объем производства продукции в денежном выражении.

     В рыночных условиях цена обычно значительно  отклоняется от издержек. Для того чтобы быть конкурентоспособным, производителю следует постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Удержаться в конкурентной борьбе возможно лишь снижая затраты и постоянно улучшая качество товара (работ, услуг). Учетно-измерительная функция приобретает особое значение при разработке системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

     Регулирующая  функция цены проявляется в том, что она выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

     Цена  оказывает регулирующее воздействие  на участников рынка, поскольку побуждает:

Информация о работе Система цен и порядок ценообразования