Снижение себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 05:47, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
· изучить суть понятия себестоимость продукции;
· проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
· наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая оценка......docx

— 47.39 Кб (Скачать документ)

Введение.

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости  продукции.

Непосредственной задачей  анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности  норм затрат; оценка выполнения плана  и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление  резервов снижения себестоимости; изыскание  путей их мобилизации.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного  труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно  сохраняются различия между общественными  издержками производства и издержками предприятия.Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. Таким образом, актуальность темы исследования путей снижения себестоимости продукции на сегодня трудно переоценить.

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

· изучить суть понятия  себестоимость продукции;

· проанализировать особенности  формирования себестоимости продукции  предприятия;

· наработать возможные пути снижения себестоимости продукции  предприятия.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения, которые возникают в процессе формирования себестоимости продукции предприятия.

В качестве объекта курсовой работы выступает себестоимость продукции и пути ее снижения.

Курсовая работа состоит  из вступления, основной части и  заключения. Во вступлении сформулированы актуальность темы, цель, задачи, предмет  и объект исследования. В основной части анализируется поставленная проблема. В заключении приведены  основные результаты курсового исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая оценка и сущность себестоимости продукции.

 

    1. Понятие и сущность себестоимости продукции .

 

 

Себестоимость продукции - это  совокупность текущих затрат предприятия  на производство и реализацию продукции, выраженных в денежной форме. В себестоимости  продукции находят отражение  все произведенные предприятием затраты живого и овеществленного  труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы  на управление и обслуживание производства. Таким образом, в себестоимости  продукции, как в зеркале, отражаются рачительность и бесхозяйственность, уровень техники и технологии, организации производства, труда  и управления. Чем лучше поставлено дело на предприятии, чем выше техническая  оснащенность производства, организация  производства и труда, тем ниже себестоимость  продукции и наоборот.  
Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость включает затраты данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.

Систематическое снижение себестоимости  продукции дает государству дополнительные средства как для дальнейшего  развития общественного производства, так и для повышения материального  благосостояния трудящихся. Снижение себестоимости продукции - важнейший  источник роста прибыли предприятий.

Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются  по первичным экономическим элементам  и статьям расходов.

Себестоимость продукции  является самостоятельной экономической  категорией экономики переходного  периода. Она количественно и  качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена  количественно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотационных отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в условиях рынка. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше – предприятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже – стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных.  
Различают индивидуальную и отраслевую (среднеотраслевую) себестоимость. В индивидуальную входят затрат на производство и сбыт продукции на конкретном предприятии при имеющихся условиях его работы. Отраслевая себестоимость включает затраты по производству и сбыту одинаковой продукции в среднем по отрасли. Ее находят как средневзвешенное значение индивидуальных себестоимостей продукции на предприятиях отрасли.

 

Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические  факторы производства. Это влияние  проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре  и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. 

 

 

Себестоимость продукции  является сводным и одним из основных качественных и количественных показателей  работы предприятия. В нем находят  отражение все стороны его  работы: уровень техники, механизации  и автоматизации производственных процессов; организации производства, использования материальных и трудовых ресурсов и др. 
 
По времени определения следует различать плановую и отчетную себестоимость продукции. Плановая себестоимость определяется до начала планового периода на основе существующих норм и нормативов с учетом предполагаемого снижения себестоимости. Отчетная себестоимость базируется на отчетных данных предприятия и отображает размер произведенных затрат. 
 

Таким образом, себестоимость  является частью цены товара, причем она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях. 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формирование себестоимости  продукции.

 

Производство продукции  является одним из наиболее важных моментов. Для бухгалтера же процесс  производства имеет определенные сложности. Наиболее актуальная проблема - определение  себестоимости произведенной продукции. Что включается в себестоимость?

В первую очередь важно  определить, какие затраты относятся  к прямым, а какие к косвенным. Прямые затраты - это те расходы, которые  напрямую связаны с изготовлением  продукции. В первую очередь к  ним относятся стоимость использованных в производстве материалов, расходы  на оплату труда рабочих, амортизация  оборудования, с использованием которого изготовлена продукция, стоимость  использованной электроэнергии и т.п. расходы. Что же касается расходов на содержание управленческого персонала, расходов на участие в выставках, представительских расходах и т.п., то данные затраты не связаны напрямую с производством продукции и  относятся к косвенным.

В целях бухгалтерского учета  определение себестоимости продукции  производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99. Отметим, что после введения в действие гл. 25 Налогового кодекса себестоимость  для бухгалтерского и налогового учета определяется по-разному. И  в первую очередь это относится  к классификации прямых и косвенных  расходов. Так, например, расходы по привлечению субподрядной организации  для бухучета относились к прямым, а для налогового - к косвенным. При определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы  учитывались сразу, в то время  как в бухучете - по мере продажи  продукции. Результат - параллельное ведение  налогового и бухгалтерского учета. Неоправданная сложность внутренней отчетности.

Перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 Налогового кодекса, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в  своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого  Кодексом.

Отметим, что согласно п. 1 ст. 318 Налогового кодекса для целей  гл. 25 Налогового кодекса расходы  на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут  быть отнесены, в частности:

- материальные затраты,  определяемые в соответствии  с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Налогового  кодекса РФ;

- расходы на оплату  труда персонала, участвующего  в процессе производства товаров,  выполнения работ, оказания услуг,  а также суммы единого социального  налога и расходы на обязательное  пенсионное страхование, идущие  на финансирование страховой  и накопительной частей трудовой  пенсии, начисленные на указанные  суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации  по основным средствам, используемым  при производстве товаров, работ,  услуг.

По сути, себестоимость  продукции (работ, услуг) выражает в  денежной форме затраты предприятия  на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Все расходы, относящиеся  к производственной деятельности, а  также расходы по обеспечению  производства, продвижению продукции (работ, услуг) относятся на себестоимость. В то же время некоторые расходы  при налогообложении прибыли  предприятия берутся не в полном объеме, то есть нормируются. К таким  расходам, в частности, относятся  некоторые виды затрат на рекламу, суточные при командировках, представительские  и некоторые другие расходы.

Себестоимость определяется исходя из прямых и косвенных затрат.

К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с  процессом производства продукции. Например, стоимость материалов, списанных  в производство; расходы по содержанию производственного оборудования; заработная плата рабочих основного и  вспомогательного производств и  т.п. Прямые расходы учитываются  на счете 20 "Основное производство".

Косвенные расходы не связаны  непосредственно с выпуском продукции, но необходимы для стабильной работы производства. К таким расходам можно  отнести заработную плату бухгалтерии  организации, стоимость канцелярских товаров, услуги связи, представительские  расходы, информационно-консультационное обслуживание и т.п. Также к косвенным  расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Косвенные расходы, связанные  с обслуживанием основного и  вспомогательного производств, учитываются  на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Здесь можно учесть расходы по обеспечению производства теплом, электроэнергией, водой и другие аналогичные расходы. Например:

Дебет 25 "Общепроизводственные расходы"

Кредит 02 "Амортизация  основных средств"

- начислена амортизация  по оборудованию, обеспечивающему  производство теплом.

На счете 26 "Общехозяйственные  расходы" можно учесть расходы, непосредственно  не связанные с производственным процессом. Например, заработную плату  административного персонала, расходы  на подготовку и переподготовку кадров:

Дебет 26 "Общехозяйственные  расходы"

Кредит 70 "Расчеты с  персоналом по оплате труда"

- начислена заработная  плата административно-хозяйственным  работникам.

Порядок расчета себестоимости  продукции определяется в соответствии с видом продукции, а следовательно, видом деятельности организации.

Для большинства видов  экономической деятельности разработаны  и утверждены методические рекомендации по формированию себестоимости продукции.

Важно отметить, что при  производстве продукции существуют определенные нормы расхода материальных запасов. Так, для производства струнных музыкальных инструментов на каждое изделие предполагается использование  одного комплекта струн. Для лакировки  и полировки деревянных изделий  существуют нормы расхода лака в  пересчете на 1 кв. м, для проявки  фотопленки определено количество проявляющего и фиксирующего растворов, необходимых  для качественной работы. Обусловленные  технологией конкретного производства расходы, осуществленные в пределах установленных норм, являются экономически обоснованными.

Информация о работе Снижение себестоимости продукции