Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 05:47, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
· изучить суть понятия себестоимость продукции;
· проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
· наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.
При изменении норм расхода материалов, относительно нормируемых, затраты на превышение нормативных расходов относятся на себестоимость продукции, но при расчете налога на прибыль сверхнормативные расходы увеличивают налогооблагаемую прибыль. Если фактический расход материалов меньше нормативного - учет себестоимости и налогообложение по налогу на прибыль производится исходя из фактически произведенных затрат.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
1.3. Экономическая
оценка себестоимости
Задачами определения
себестоимости продукции
- оценка обоснованности
и напряженности плана по
продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения
затрат;
- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей
себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений
фактических затрат от плановых;
- анализ себестоимости отдельных видов продукции;
- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной
деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости
связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени,
сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.
Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию.
Систематическое снижение себестоимости и определение прибыльности продукции
– одно из основных условий повышения эффективности производства. Она
оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень
рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет.
Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное
значение для
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной
форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов ,природного и
промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых
непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также
для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по
статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования -
самими предприятиями.
Анализ и оценка себестоимости продукции и направлен на выявление возможностей
повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных
ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение
себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню
показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
В рамках оценки себестоимости продукции прежде всего определяется фактическое
изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится факторная
оценка анализ динамики затрат на один рубль продукции.
Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции проводится
способом цепной подстановки. Для этого проводится последовательная подстановка
данных анализируемого периода в формулу базисного периода.
Оказание услуг, предполагает
соответствующее ресурсное обеспечение,
величина которого оказывает существенное
влияние на уровень развития экономики
предприятия. Поэтому каждое предприятие
или производственное звено должны знать,
во что обходиться производство продукции
(работ, услуг). Данный фактор особенно
важен в условиях рыночных отношений,
так как уровень затрат на производство
продукции влияет на конкурентоспособность
предприятия, его экономику.
Для того чтобы знать, во что обходиться
изготовление продукта, предприятие должно
производить его стоимостную оценку по
вещественному и количественному составу
(средства и предметы труда), а также по
составу и количеству затрат труда, требуемых
для его изготовления.
Издержки1 (себестоимость) - это денежное
выражение затрат производственных факторов,
необходимых для осуществления предприятием
производственной и коммерческой деятельности,
связанной с выпуском и реализацией продукции
и оказанием услуг, то есть все то, во что
обходиться предприятию производство
и реализация продукта. В соответствии
с определением издержек (себестоимости)
производства следует различать себестоимость
производства и реализации, выпуска продукции
и продаж. Себестоимость выпуска (производства)
продукции характеризует в денежном измерении
все материальные затраты и затраты на
оплату труда, которые в том или ином производстве
падают на единицу и на весь объем выпускаемой
продукции.
Приступая к рассмотрению сложных вопросов
формирования себестоимости по производству
и реализации продукции (работ, услуг),
необходимо рассмотреть основные положения
себестоимости как экономико-правовой
категории.
Хозяйственно-производственная деятельность
на любом предприятии связана с потреблением
сырья, материалов, топлива, энергии, с
выплатой заработной платы, отчислением
платежей на социальное и пенсионное страхование
работников, начислением амортизации,
а также с рядом других необходимых затрат.
Посредством процесса обращения эти затраты
постоянно возмещаются из выручки предприятия
от реализации продукции (работ, услуг),
что обеспечивает непрерывность производственного
процесса. Для подсчета суммы всех расходов
предприятия их приводят к единому показателю,
представляя для этого в денежном выражении.
Таким показателем и является себестоимость.
Фирмы, занимающиеся производственной
деятельностью, определяют издержки производства,
а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую,
торгово-посредническую деятельность,
- издержки обращения.
Конкретный состав затрат, которые могут
быть отнесены на издержки производства
и обращения, регулируются законодательно
практически во всех странах. Это связано
с особенностями налоговой системы и необходимостью
различать затраты фирмы по источникам
их возмещения (включаемые в себестоимость
продукции и, следовательно, возмещаемые
за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли,
остающейся в распоряжении фирмы после
уплаты налогов и других обязательных
платежей), а методы калькулирования определяются
самими предприятиями.
В соответствии с п.1 Положения о составе
затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость,
и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 01.07.95 №661 (Положение о составе затрат),
себестоимость продукции (работ, услуг)
представляет собой стоимостную оценку
используемых в процессе производства
продукции (работ, услуг) природных ресурсов,
сырья, материалов, топлива, энергии, основных
фондов, трудовых ресурсов, а также других
затрат на ее производство и реализацию.
Как экономическая категория себестоимость
продукции выполняет ряд важнейших функций:
1. учёт и контроль всех затрат на выпуск
и реализацию продукции;
2. база для формирования оптовой цены
на продукцию предприятия и определения
прибыли и рентабельности;
3. экономическое обоснование целесообразности
вложения реальных инвестиций на реконструкцию,
техническое перевооружение и расширение
действующего предприятия;
4. определение оптимальных размеров предприятия;
5. экономическое обоснование и принятие
любых управленческих решений и др.
1.4.Виды себестоимости продукции.
Предприятие в процессе своей деятельности
совершает материальные и денежные
затраты на простое и расширенное
воспроизводство основных фондов и
оборотных средств, производство и
реализацию продукции, социальное развитие
своих коллективов и др.
По объему учитываемых затрат различаются
три вида себестоимости:
- цеховая себестоимость, включающая в
себя затраты на производство продукции
в пределах цеха, в частности прямые материальные
затраты на производство продукции, амортизация
цехового оборудования, заработная плата
основных производственных рабочих цеха,
социальные отчисления, расходы по содержанию
и эксплуатация цехового оборудования,
общецеховые расходы;
- производственная себестоимость (себестоимость
готовой продукции), кроме цеховой себестоимости,
включает в себя общезаводские расходы
(административно-
- полная себестоимость, или себестоимость
реализованной (отгруженной) продукции,
- показатель, объединяющий производственную
себестоимость продукции (работ, услуг)
и расходы по ее реализации (коммерческие
затраты, внепроизводственные затраты).
Её реальное определение на предприятии
необходимо для:
- маркетинговых исследований и принятия
на их основе решений о начале производства
нового изделия (оказания нового вида
услуг) с наименьшими затратами;
- определение степени влияния отдельных
статей затрат на себестоимость продукции
(работ, услуг);
- ценообразования;
- правильного определения финансовых
результатов работы, а соответственно
и налогообложения прибыли.
Кроме того, различают плановую и фактическую
себестоимость. Плановая
себестоимость определяется в начале
планируемого года исходя из плановых
норм расходов и иных плановых показателей
на этот период. Фактическая себестоимость
определяется в конце отчетного периода
на основании данных бухгалтерского учета
о фактических затратах на производство.
Плановая себестоимость и фактическая
себестоимость определяются по одной
методике и по одним и тем же калькуляционным
статьям, что необходимо для сравнения
и анализа показателей себестоимости.
Таким образом, изучение
себестоимости продукции позволяет дать
более правильную оценку уровню показателей
прибыли и рентабельности, достигнутому
на предприятиях. Но для правильной оценки
и анализа себестоимости продукции недостаточно
знать лишь определение этого показателя.
Очень важной стороной в этом вопросе
является рассмотрение и изучение статей
затрат предприятия, включаемых в себестоимость.
Естественно в рамках курсовой работы
невозможно осветить все статьи затрат
промышленного предприятия, поэтому необходимо
выделить наиболее основные.
Глава 2. Снижение себестоимости продукции.
2.1 Цели снижения себестоимости продукции.
Основной целью планирования себестоимости является:
Снижение себестоимости
Плановая себестоимость
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Систематическое снижение издержек - основное средство повышения
Прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда
Финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а
Исключением, как это было при административно-командной системе,
Исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка
Рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней всей
Экономической теории.
можно выделить следующие основные направления снижения издержек
Производства во всех сферах национальной экономики:
-использование достижений нтп;
-совершенствование
-государственное
прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек,
Необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том что сама
Деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем
Большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по
Экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых
Разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии.
Естественно, что возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек
На производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет
Снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным
Является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в
Расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя
Характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как,
Например, снижение стоимости единицы производственной мощности
Оборудования.
реализация
достижений нтп заключается, с
Полном использовании
Числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых
Эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов. Наиболее
Характерная черта нтп второй половины xx столетия - переход к принципиально
Новому технологическому способу производства. Его преимущество не только в
Более высокой экономической
Качественно новые материальные блага, услуги, которые существенно изменяют
Весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.
что касается совершенствования организации производства и труда, то
Этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь,
Практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности
Труда, т.е. экономию затрат живого труда. На нынешнем этапе экономического
Развития экономия живого труда
в сравнении с экономией
Дает более весомые результаты, о чем свидетельствуют исследования
Экономического роста на основе использования производственной функции.
2.2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ .
Постановка проблемы. Одним
из приоритетных показателей, характеризующим
работу современныхпромышленных