Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:05, реферат
Страхование повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации, позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.
Важность страховой деятельности трудно переоценить, поэтому государство берет на себя функции регламентации и контроля, создает институты обязательного и добровольного страхования, правовой основой для которых служит Конституция РФ и российское законодательство, а также ряд межгосударственных соглашений, участником которых является Россия.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность страхования 5
1.1. Экономические и исторические предпосылки возникновения
страхования.
5
1.2. Становление страхового рынка в России. 9
Глава II. Антиинфляционная политика в РФ 17
2.1. Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ 17
2.2. Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией на 2010 год……………………………………………………….………………23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.
Глава II. Антиинфляционная политика в РФ.
2.1. Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ.
Есть два взгляда на современную российскую экономику. Согласно первому взгляду, российская экономика - это обычная экономика, такая же, как рыночные экономики, но с иными начальными условиями. Согласно другому взгляду, у России настолько много особенностей, что для решения ее проблем нужна если не новая экономическая теория, то, по крайней мере, значительная модификация стандартных точек зрения.
В основе современной антиинфляционной
политики России лежит идея сдерживания
бюджетного дефицита и денежной массы.
Это отражает не только взгляды руководства
страны, его иностранных и отечественных
советников, но и позицию Международного
валютного фонда.
Какие же причины породили российскую
галопирующую инфляцию в начале реформ
и поддерживают рост цен и по настоящее
время? Первая из действительных причин,
называемая многими экономистами, - это
монопольное положение на рынке тех или
иных товаров и услуг немалого количества
предприятий, их союзов и объединений,
а также государственных ведомств, получивших
право устанавливать цены на продукцию,
производимую подведомственными им предприятиями.
Это органы управления отраслей, относящихся
к числу естественных монополий (Министерство
путей сообщения, Министерство связи и
др.).
О состоянии монополизации промышленности
накануне массовой либерализации цен
можно судить последующим данным. По подсчетам
Госкомстата, около 1/3 из 340 групп товаров,
выпускавшихся промышленностью в последние
годы существования СССР, а по расчетам
ЦЭМИ АН СССР (1989 г.), 87 % продукции машиностроительного
комплекса изготавливалось на предприятиях,
являвшихся единственным производителем
данного товара в стране. Большинство
этих монополий были расположены на территории
России.
Либерализация создала в монополизированных отраслях классические условия, при которых цены обязательно должны пойти вверх, что и было подтверждено еще раз российской практикой. К тому же обстановка свободной конкуренции, препятствующая росту цен в мелком бизнесе, сложилась далеко не везде. Важной причиной российской инфляции является также претворение в жизнь идеи подтягивания цен на нефть, природный газ и некоторые другие продукты добывающей промышленности до уровня мировых.
Искусственно взвинчиваемый государством рост цен на топливо тянул за собой вверх цены всех товаров, производимых в России, что стало одной из причин инфляции.
Какие же меры принимала
Так согласно Указу Президента РФ
от 3 июня 1993 г. N 842 "О некоторых мерах
по сдерживанию инфляции" В целях сдерживания
инфляции:
«Признать необходимым с 1 июля 1993 г. и
до конца текущего года не принимать федеральными
органами государственной власти и управления
Российской Федерации решений, приводящих
к увеличению расходов бюджетов всех уровней
и государственных внебюджетных фондов.
Правительству Российской Федерации:
в двухнедельный срок внести предложения
об отмене принятых в 1993 году федеральными
органами государственной власти и управления
Российской Федерации решений, приводящих
к увеличению бюджетных расходов; предусмотреть,
что социально значимые расходы государства,
а также расходы, обеспечивающие функционирование
важнейших секторов экономики, индексируются
Министерством финансов Российской Федерации
в установленном порядке при уточнении
республиканского бюджета Российской
Федерации на 1993 год; в двухнедельный срок
внести предложения о возможном увеличении
доходов республиканского бюджета Российской
Федерации».
То есть власть шла по пути сдерживания
расходной части бюджета.
Во второй половине 1995 г. появились признаки
того, что Правительство освобождается
от веры в жесткую бюджетную экономию
как единственное средство от инфляции.
Это выразилось в решении о замораживании
цен на природный газ для производственных
нужд, тарифов на электрическую и тепловую
энергию, на перевозку грузов по железной
дороге в период с 1 октября 1995 г. по 1 января
1996 г., а также о запрещении ведомствам,
действующим в сфере естественных монополий,
повышать цены более чем на 70% их прироста
во всей экономике. Наверное, благодаря
этому впервые за последние годы в конце
1995 г. не было значительного прироста цен.
В немонополизированных отраслях
главная причина роста цен заключается
в разбухании затрат на производство каждой
единицы продукции (инфляция издержек).
Следует отметить отсутствие одного из
основных стимулов для развития отечественной
экономики – т. е. активной работоспособности
нашей производственной сферы (реального
сектора экономики).
К числу факторов, обусловливающих
рост цен в России, относится также долгосрочное
занижение курса рубля по отношению к
доллару и ряду других валют. По мнению
аналитиков, этому в большой степени способствовал
искусственно созданный «валютный коридор»,
благодаря которому цены на отечественные
изделия в некоторых случаях превысили
цены импортных аналогов. Курс национальной
валюты может быть стабилен только в том
случае, когда он поддерживается крепко
стоящими на ногах производственными
предприятиями, выпускающими конкурентоспособную
продукцию и успешно реализующую ее на
внутреннем рынке.
Эти причины и повлекли за собой
резкое и обвальное падение курса рубля
по отношению к доллару в августе 1998 года.
1998 г. оказался тяжелейшим годом. Объем
промышленного производства сократился
на 5,2%, инвестиции в основной капитал –
на 6,7%, продукция сельского хозяйства
– на 12,3%, экспорт – на 17%, реальные денежные
доходы населения – на 16,3 процента. Федеральная
инвестиционная программа 1998 г. полностью
провалена. Из предусмотренных к вводу
267 объектов введено лишь 15 (менее 6%). Ухудшение
общеэкономического положения страны
характеризуется резкой девальвацией
рубля и всплеском инфляции, достигшей
по итогам 1998 г. 84,4%; спадом ВВП и промышленного
производства более чем на 5%. Рост потребительских
цен в первом полугодии 1999 г. составил
24,5% (за аналогичный период 1998 г. – 3,5%) -
в годовом выражении это соответствует
уровню инфляции примерно в 60-70%. За первые
пять месяцев года цены выросли на 22,2%,
в том числе на продовольственные товары
- на 23,8%, непродовольственные товары -
на 21,8%, платные услуги населению - на 15,3%,
что вполне естественно в условиях резкого
падения доходов населения. Рост цен производителей
опережал темпы увеличения потребительских
цен, что обусловлено доминированием инфляции
издержек, вызванной ростом обменного
курса рубля и увеличением экспортных
поступлений, а также оживлением производства
товаров промежуточного потребления.
По итогам года ожидания роста цен производителей
составили 60-65% при росте потребительских
цен на 50-60%.
Реальные
располагаемые доходы населения
сократились в январе-мае 1999 г. на
26,2% по сравнению с аналогичным
периодом 1998 года. В большей степени
сократились такие составляющие
денежных доходов граждан, как оплата
труда и социальные трансферты. В
частности, средняя реальная начисленная
заработная плата за первые пять месяцев
текущего года составила лишь 61,9% от
уровня того же периода 1998 года, а реальный
размер начисленной пенсии – 50,4%. Соответственно,
если в первом квартале 1998 г. численность
населения с доходами ниже величины
прожиточного минимума составляла 33 млн.
человек (22,5% от общей численности
населения), то в первом квартале 1999
г. - уже 55.2 млн. человек (37,7%).
В условиях кризиса возросла составляющая
доходов физических лиц от собственности
и предпринимательской деятельности.
В то же время это естественным образом
обусловило тенденцию к усилению дифференциации
населения по доходам: соотношение доходов
10% наиболее и 10% наименее обеспеченного
населения увеличилось с 13,2 раза в первые
три месяца 1998 г. до 15,0 раз в 1999 г. Сохранялась
динамика роста доли расходов на потребление
за счет сокращения прироста сбережений.
Доля частного потребления в январе-мае
1999 года возросла до 81,9% от совокупных
доходов населения, тогда как в январе-мае
1998 г. она составляла 75,6%. Одновременно
сократился оборот розничной торговли
– в сопоставимых ценах на 14,3% по сравнению
с январем-маем 1998 года. При снижении темпов
инфляции и девальвации можно ожидать
некоторого роста конечного спроса и товарооборота,
однако по итогам 1999 года их снижение составило
8-10%.
Существенно сократились в 1999 г. сбережения
населения. Объем купленной частными лицами
наличной иностранной валюты (при среднегодовом
обменном курсе в 27 руб./долл.) превысил
8 млрд. долл., что составило 8,2-8,4% от доходов
населения (в 1998 году – 12,6%). Рост депозитныхвкладов
граждан не более 25% - этот предельный уровень
соответствует ситуации, при которой будет
хотя бы частично восстановлено доверие
населения к банковской системе и будет
проводиться гибкая политика процентных
вкладов, позволяющая, как минимум, сохранить
реальные рублевые сбережения (в пересчете
на инфляцию или обменный курс).
В 2000 году ситуация с инфляционными
процессами протекала схоже с 1999 годом.
Большим доверием у народа стали пользоваться
валютные вклады, однако на несколько
процентов увеличились и рублевые вклады
населения. Более того, 2000 год можно назвать
для России в этом плане наиболее успешным.
В стране увеличился золотой запас, увеличилось
оборот ВВП. В целом показатели инфляции
в 2000 году были стабильны.
Все эти процессы на протяжении 1990-2000
года сказались на экономике России, оставив
как негативные, так и позитивные последствия.
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. Еще одним фактором к снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.
С середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были намного ниже показателей прошлых лет. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров. Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточается тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ был снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки был установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, был также более умеренным, чем в 2005 году. Но практически все достижения прошлых двух лет свелись на нет в 2007 году в условиях сложившегося дисбаланса спроса и предложения на потребительском рынке. Данная ситуация сложилась в связи с повышением темпов роста социальных расходов бюджета, номинальным приростом доходов населения в 2,5-3 раза, что опережает прирост предложения потребительских товаров (а предложение отечественных товаров в 9-10 раз), значительным повышением мировых цен на энергоносители, мировым повышением цен на сельхозпродукцию в связи с поиском альтернативных источников энергии.
Ниже представлена динамика роста индекса потребительских цен в РФ в период с 2005 по 2009 года.
Источник: Росстат
2.2. Ситуация и перспективы
по борьбе с инфляцией
на 2010 год.
Правительство РФ продолжит «жесткий антиинфляционный курс», заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на 11 съезде партии "Единая Россия". Премьер добавил, что, судя по текущей ситуации, инфляция в 2009 году составит не более 10%, что станет одним из лучших показателей, начиная с 1992 года. По его словам, «спад ВВП по итогам года будет не таким большим, как ожидалось». «Думали, считали 10%, может быть, больше, но все-таки он будет меньше - где-то 8-8,5%. Но и это очень много, больше, чем в некоторых других странах», - подчеркнул Путин «Отечественная экономика демонстрирует первые признаки восстановления, и, тем не менее, еще рано говорить об окончании кризиса. В ряде отраслей сохраняются трудности - и серьезные», - отметил премьер.
Источник: Росстат
Правительство
РФ в 2010 году выделит на поддержку
высокотехнологичных отраслей и
исследовательские разработки более
400 миллиардов рублей, добавил Путин.
По его словам, только на гражданские
космические программы
Большое внимание уделяют власти и программе содействия занятости. Так, в следующем году на реализацию программы будет направлено 36 миллиардов рублей. В 2009 году затраты на эту сферу составили 43,4 миллиарда. Путин отметил, что безработица в России снижается уже несколько месяцев: с 7,1 миллиона человек в феврале до 6 миллионов в октябре. Однако, по его словам, ситуация на рынке труда по-прежнему напряженная. Путин также отметил, что в бюджете предусмотрен специальный антикризисный фонд в объеме 195 миллиардов рублей, который «при необходимости будет использован для оперативного реагирования на возникающие проблемы».
Также Путин заявил о постепенном выздоровлении российской кредитной системы, признаком чего может служить, по его словам, намерение банков вновь бороться за клиентов. «Банки стабильно осуществляли расчеты между предприятиями, не возникло финансовых тромбов и эпидемий с неплатежами. Конечно, в разгар кризиса процентные ставки по кредитам стали заметно высокими... Они и сейчас еще очень велики, но все же уже имеют тенденцию к снижению», - заявил премьер. Обращаясь к бизнесменам, глава правительства призвал их избавиться от "психологии временщиков", которые выжимают последнее из предприятий в надежде на будущую помощь государства, считают аналитики издания «Ведомости» [9].