Структура национальной экономики: сферы, сектора комплексы, отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание

Целью работы является раскрытие сущности структуры национальной экономики региона, выявление направлений ее преобразования и государственного регулирования в современной России.
Данная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1) изучить экономическую сущность национальной экономики, ее понятие, элементы и структуру с помощью теоретических основ;
2) обосновать структуру экономики региона с помощью методических основ;
3) проанализировать структуру экономики региона на примере Калининградской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность национальной экономики…………………………...4
1.1. Понятие и элементы национальной экономики…………………………..4
1.2. Элементы национальной экономики……………………………………...6
1.3. Сферы и подразделения национальной экономики………………………7
2. Методические основы по обоснованию структуры экономики региона…….12
2.1. Характеристика регионального пространства……………………......…12
2.2. Оценка предпринимательского климата региона……………………….13
2.3. Анализ отраслевой структуры экономики региона……………………..18
3. Изучение специфики структуры экономики Калининградской области…….20
2.1. Общая характеристика Калининградской области………………….......20
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности региона….………………23
2.3. Анализ отраслей специализации региона……………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Структура национальной экономики сферы сектора комплексы отрасли.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

 

Доля сельского хозяйства в ВРП является относительно низкой и, скорее всего, не станет расти в будущем. Доля в ВРП снизилась с 8,6 % в 1999 году до 6 % в 2003 году; доля в занятости населения составляет 10,2 %, что указывает на низкую производительность труда в секторе.

Сельское хозяйство  области, сообразуясь с природно-климатическими условиями, специализируется преимущественно  на животноводстве, дающем три четверти всей валовой сельскохозяйственной продукции. Ведущее место занимает разведение крупнорогатого скота мясомолочного направления. Профилирующие отрасли сельского хозяйства — мясомолочное скотоводство, мясное и беконное свиноводство и птицеводство. 

Земледелие в области  носит вспомогательный характер, обеспечивая животноводство кормами, торговую сеть картофелем, овощами и фруктами. В соответствии с животноводческой специализацией более половины посевных площадей заняты под кормовые культуры, 45% посевных площадей используется под зерновые культуры.

 Сельское хозяйство региона может концентрироваться на обслуживании местного рынка, производстве ограниченного количества экспортных культур, таких как рапс, производстве ограниченных объемов продукции для нужд пищевой промышленности региона.

В целом специализация  на производстве сельскохозяйственной продукции не оправдана для Калининградской области — чего не скажешь о России в целом, где сельскохозяйственная специализация возможна.

 

 

 

 

 

Промышленность в структуре  экономики региона

 

Промышленное производство способно остаться основой региональной экономики и локомотивом экономического развития. Удельный вес промышленности в ВРП области составляет больше 58%.

Промышленности необходимо перейти к деятельности с высокой долей добавленной стоимости и секторам с высокой степенью территориальности. Также необходима узкая специализация и кластеризация.

Современное состояние  промышленности Калининградской области характеризуется разделением на две группы: экспортно-ориентированные и импортозамещающие отрасли. Первая группа представлена добычей нефти и целлюлозно-бумажной промышленностью. Вторая группа включает в себя пищевую, машиностроительную и мебельную промышленности, продукция которых поставляется в основном на российский рынок. Импортозамещающие отрасли динамично растут, тогда как экспортно-ориентированные стагнируют или характеризуются медленным ростом.

В настоящее время три обстоятельства делают добычу нефти в Калининградском регионе прибыльным предприятием. Во-первых, ее месторождения расположены близко к экспортному рынку. Нефтяные танкеры могут использоваться для доставки нефти на европейский рынок, расходы по доставке низкие. Во-вторых, нефть, добываемая в регионе, высокого качества. В-третьих, так как калининградская нефть не транспортируется посредством трубопроводов, она не смешивается с нефтью другого качества. Доля топливной промышленности в ВРП составляет 13,2% в 2003 году. Инвестиции, вложенные российскими компаниями в эти терминалы, являются существенными для региона. Тем не менее перспективы нефтяной промышленности в специализации Калининградской области серьезно ограничены по причинам истощения нефтяных ресурсов и  больших затрат на транспортировку российской нефти через Калининградскую область.

Развитие топливной  промышленности региона отражено в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Топливная промышленность Калининградской области

 

Показатель

1991

2000

2001

2002

2003

Доля ВРП

18,7

25,5

20,4

15,7

13,2

Рост, в % к предыдущему году

94,1

105,6

99,1

100,4

101,3


 

Целлюлозно-бумажная промышленность  в Калининградской области представлена пятью предприятиями, из них четыре целлюлозно-бумажных комбината и одна бумажная фабрика. Сырье для них поступает главным образом из северных частей России. Имеющиеся мощности предприятий позволяют выпускать в год около 400 тыс. тонн целлюлозы, 150 тыс. тонн бумаги, 30 тыс. тонн картона, что составляет 11% всей выпускаемой российской целлюлозы. Качество выпускаемой продукции довольно высокое, а потому она перспективна и для внешнего рынка. Кроме того, предприятиями производится технический этиловый спирт, кормовые дрожжи, а также другие товары народного потребления.

Одной из основных отраслей в структуре экономики Калининградской области является пищевая промышленность, она представлена предприятиями молочного, маслосыродельного, мясного, хлебопекарного, кондитерского, маргаринового, плодоконсервного и дрожжевого производства. Доля пищевой промышленности в ВРП Калининградской области в 2003 году составила 34,8%. На рыбную промышленность приходится 60 % производимой  пищевой продукции, 15% - на ликероводочную, 10 % - на молочную и мясную. Главенствующее положение в структуре пищевой промышленности занимает рыбная промышленность.

Для предприятий рыбной промышленности в Калининградской  области производится специализированное оборудование, существуют различные судостроительные заводы. Комплекс включает в себя добычу, транспортировку и переработку рыбы, портовое хозяйство, судоремонт, проектные организации, учебные заведения. В общей сложности с ним связано 1/4 всего населения области. В данный момент комплекс находится в кризисном состоянии – устаревший флот, снижение улова. Недостаточное финансирование наносит урон состоянию всей отрасли в целом. Несмотря на это, рыболовный комплекс имеет большие перспективы. Они связаны с более глубокой переработкой сырья и выпуском конкурентоспособной готовой продукции. На территории региона работает несколько крупных рыбоконсервных комбинатов, продукция поставляется не только на российский рынок, но и идет на экспорт за рубеж.

На рынке производителей появились монополисты. Это связано с налаживанием новых технологий, расширением ассортимента выпускаемой продукции.

Машиностроение в Калининградской области представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Машиностроительные предприятия  дают стране саморазгружающиеся вагоны - думпкары для перевозки угля и руды, башенные краны, автопогрузчики, дорожно-строительные машины, судовое оборудование. Имеются предприятия по ремонту судов, производству бумагоделательного, торгового и коммунального оборудования. Электротехническая промышленность, специализирующаяся на производстве микродвигателей, светотехнической и электросварочной аппаратуры.

Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого оборудования, а также ростом транспортных издержек.

Отличительными особенностями  машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.

Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.

В качестве основных путей  развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов  продукции, оборудования; повышение  надежности и ее конкурентоспособности  не только на внутреннем, но и на внешнем  рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий.

 Мебельная  промышленность — «история успеха»  особой экономической зоны в Калининградской области. Режим ОЭЗ обеспечивает беспошлинный импорт мебельных промышленных компонентов, особенно из Польши, но

также из Литвы, Германии и Италии. Конкурентоспособность региона поддерживают низкие затраты на рабочую силу по сравнению с конкурентами из европейского союза. Производители мебели подчеркивают и важность низких тарифов на электроэнергию.

Можно с уверенностью утверждать, что за последние годы в Калининграде сложился полноценный  производственный кластер. Близость Запада и исследования зарубежных рынков позволили  калининградским мебельщикам сформировать отличный от других, конкурентоспособный мебельный ряд. Калининградская мебель - европейская, интересная и разнообразная. Стоит отметить значительную глубину переработки используемого сырья. 

Количество фабрик приближается к 200 и экспорт Калининградской области составляет более 6% всего российского рынка мебели. 

Концентрация фабрик обуславливает сильную конкуренцию  не только на внутреннем, но и на внешнем  рынках. Чтобы удерживать рынок и  развивать модельный ряд, стабильные компании периодически обновляют парк техники. 

Динамику развития отрасли сдерживает ряд факторов. Одна из самых существенных проблем - отсутствие в регионе профессионально обученных кадров. Вследствие ограничения бюджета по маркетингу и разработкам новых продуктов, небольшие фабрики не имеют возможности содержать полноценные отделы маркетинга. Быстрое развитие европейского рынка ведет к тому, что смена моделей происходит ускоренными темпами, обусловливая необходимость запуска новых программ. 

Сфера услуг в экономике  региона

 

Доля сферы услуг  в ВРП значительно выросла за время переходного периода. Она не уменьшилась после 1998 года, несмотря на быстрый промышленный рост. Это означает, что развитие сферы услуг сопровождало промышленный рост, а также быстрое увеличение торговых потоков. Несмотря на рост доли услуг в ВРП, их потенциал использован недостаточно полно.

Сфера услуг, распространяющаяся от транспорта до туризма, должна занимать большую долю в валовом региональном продукте.

Транспортный комплекс является становым хребтом региональной экономики. Транспортный комплекс региона включает три главных компонента: железные дороги, порты и автомобильные перевозки. Он поддерживает функционирование региональной экономики Калининградской области в целом и обслуживает европейско-россиийский транзит. Транспортный комплекс производит 8—9 % ВРП с незначительной тенденцией к снижению. Важно то, что наличие относительно развитого транспортного комплекса поддерживает текущую и будущую специализацию всего региона.

Благодаря природно-экологическому потенциалу Калининградская область является перспективным регионом для развития туризма. Развитие сферы туризма области приносит 2 %  ВРП ежегодно. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие курортов федерального значения и большого числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристской сферы и стать существенным фактором конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики.

Необходимо учитывать  острую конкурентную ситуацию в Балтийском макрорегионе. Калининградской области предстоит делать ставку на поиск и разработку уникальных туристических продуктов, привлекательных для серьезных инвесторов, а также на активное продвижение крупных событий международного класса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первой главе курсовой работы мы изучили экономическую сущность национальной экономики с помощью теоретических основ. Мы ознакомились с понятием «национальной экономики» и выявили связь отраслевого и регионального пространств, перечислили элементы национальной экономики и изучили их зависимость, выделили структурные подразделения национальной экономики и условия их возникновений.

Основным выводом теоретической  части можно сделать следующее:

  • Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулиремая институциональной системой.
  • Национальная экономика любого современного государства представляет собой сложную хозяйственную систему, на функционирование которой существенное влияние оказывает ряд взаимосвязанных элементов: людей, благ, инфраструктуры, природы и средств производства.
  • С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
  • Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли- - группы качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.
  • Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта, возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями.
  • В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики - совокупности институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

Информация о работе Структура национальной экономики: сферы, сектора комплексы, отрасли