Сущность и функции планирования в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является: изучить сущность и функции планирования в управлении предприятием.
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие планирования;
2. Раскрыть сущность планирования;
3. Изучить методы, принципы и функции планирования;
4. Рассмотреть систему планирования на примере предприятия ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»;
5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию планирования на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты планирования……………………………………5
1.1. Понятие планирования………………………………………………..5
1.2. Сущность планирования……………………………………………..8
1.3. Методы, принципы и функции планирования…………………..…10
2. Планирование на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»………...14
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………...……14
2.2. Анализ системы планирования на предприятии………………….15
3. Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»………………...…………..20
Заключение……………………………………………………….…………...…22
Список использованной литературы..……………………….…………………24
Приложение ……………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции планирования в управлении.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра экономического анализа и статистики

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика предприятия» на  тему:    

 

Сущность и  функции планирования в управлении предприятием.

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса, группы ЭП – 31

Специальность «Экономика и управление

на предприятии»

Кутовая Ксения Александровна

«_____»____________________ 200__ г.

_________________ (подпись студента)

Оценка ___________________________

___________________Исламиев Р.Р.

 

 

 

Пермь  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты планирования……………………………………5
    1. Понятие планирования………………………………………………..5
    2. Сущность планирования……………………………………………..8
    3. Методы, принципы и функции планирования…………………..…10

 

  1. Планирование на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»………...14
    1. Краткая характеристика предприятия………………………...……14
    2. Анализ системы планирования на предприятии………………….15

 

  1. Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»………………...…………..20

 

Заключение……………………………………………………….…………...…22

Список использованной литературы..……………………….…………………24

Приложение ……………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в  условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Значение планирования для предприятия очень велико: с помощью детально разработанных планов, основанных на реальных фактах хозяйственной деятельности предприятия, анализа деятельности в предыдущих годах, руководитель сможет эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия и влиять на результаты по итогам финансового года.

Планирование на предприятии позволяет в полной мере учитывать влияние изменений внешней среды, разрабатывать программы противодействия негативным факторам и программы использования благоприятных возможностей для предприятия, а также программы альтернативных стратегий в случае наступления или ненаступления определенных рисков. Все это делается для минимизации негативных факторов и максимального использования благоприятных обстоятельств.

Поэтому можно сказать, что планирование на предприятии сегодня никак не потеряло своего значения, а видоизменило его. В условиях активной конкуренции и сложной внешней среды эффективное управление компанией возможно только благодаря использованию планов хозяйственной деятельности на основе системы планирования на предприятии. Планы ориентируют работу всех подразделений и отделов предприятия на совместную целенаправленную работу для достижения поставленной перед предприятием цели.

Планирование на предприятии также позволяет, учитывая деятельность конкурентов, разрабатывать эффективные приемы противодействия, для того, чтобы добиться новых конкурентных преимуществ. При правильном использовании современных и актуальных методов планирования любая компания может упрочить свое положение на рынке.

Целью работы являеться: изучить сущность и функции планирования в управлении предприятием. Для достижения цнли мной были выделены следующие  задачи:

    1. Раскрыть понятие планирования;
    2. Раскрыть сущность планирования;
    3. Изучить методы, принципы и функции планирования;
    4. Рассмотреть систему планирования на примере предприятия ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»;
    5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию планирования на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»

Структура работы: данная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Глава 1 отражает теоретические аспекты, во второй главе рассматриваеться планирование на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис», в третьей главе рассматривается совершенствование системы планирования на предприятии.

Предметом изучения является система планирования на предприятии.

Объектам изучения стала  ЗАО «Пермь-Восток-Сервис».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты планирования

 

1.1 Понятие планирования

 

Планирование — это  вид деятельности, связанный с  постановкой целей (задач) и действий в будущем [14]. В широком смысле планирование представляет собой принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями. С этой точки зрения планирование охватывает процесс составления и принятия планов. В узком смысле планирование есть выявление будущих событий. На этой основе разрабатывается стратегия предприятия. Планирование означает систематическую подготовку к формированию будущего предприятия. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

- Постановка целей  и задач

- Составление программы  действий  явление необходимых  ресурсов и их источников

- Определение непосредственных  исполнителей и доведение планов  до них[1 c26].

Практически вся  система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы  строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать  все этапы производственного  процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.

Планирования  в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:

1. оперативно  – календарный;

2. текущий;

3. среднесрочный;

4. долгосрочный;

5. стратегический [8 c 5].

     Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере   носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов.

Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с  этим каждый вид планирования имеет  характерные отличия. Они заключаются  в:

  1. точности устанавливаемого интервала планирования;
  2. степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
  3. степени точности расчетов затрат и результатов производства;
  4. порядки распределения обязанностей между исполнителями плана [2 c 86].

 Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и срок и  получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.

  В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календароное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.( Приложение 1)

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности предприятия и ориентировано  на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств  и способов достижения поставленных целей  и обеспечения необходимыми ресурсами [5 c 247]. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет,  имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах [12 c 209].

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач,  использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и  в отношении распределении ресурсов [3c 47]. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы [13 c 111]. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию

Оперативно-календарное  планирование является развернутым  продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

  1. детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;
  2. организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;
  3. обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

 

1.2 Сущность  планирования

 

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности. Выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров. Выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов [10 c 34]. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей [7 c  90].

Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

     Планирование  представляет собой функцию управления [11 c 167]. Сущность планирования заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации. Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния. Таким образом, можно сказать, что планирование управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования [14]. Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

Информация о работе Сущность и функции планирования в управлении