Сущность и функции планирования в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Целью работы является: изучить сущность и функции планирования в управлении предприятием.
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие планирования;
2. Раскрыть сущность планирования;
3. Изучить методы, принципы и функции планирования;
4. Рассмотреть систему планирования на примере предприятия ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»;
5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию планирования на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты планирования……………………………………5
1.1. Понятие планирования………………………………………………..5
1.2. Сущность планирования……………………………………………..8
1.3. Методы, принципы и функции планирования…………………..…10
2. Планирование на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»………...14
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………...……14
2.2. Анализ системы планирования на предприятии………………….15
3. Рекомендации по совершенствованию процесса планирования на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»………………...…………..20
Заключение……………………………………………………….…………...…22
Список использованной литературы..……………………….…………………24
Приложение ……………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции планирования в управлении.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

     Для управления  планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.

     Большое  влияние на планирование оказывает  грамотность руководства, квалификация  специалистов, вовлеченных в данный  процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления  процесса (компьютерная техника  и пр.), информативная база.

     Иногда  факторы, оказывающие влияние  на процесс планирования на  предприятии, зависят от специфики  деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного  кадрового состава и компетентного  руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.

 

1.3 Методы, принципы и  функции планирования

 

В понятие "планирование" входит определение целей и путей  их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.

Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:

  • разработка общих целей;
  • определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени
  • определение задач и средств их решения;
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими [6 c 220].

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Объектом планирования на предприятии являются все функциональные процессы, включая развитие производства и совершенствование управления. Вместе с тем важно методологически правильно классифицировать эти процессы.

Сущность системного подхода в планировании:

  1. все сферы деятельности предприятия, например планирование стандартизации, качества, стратегии состоят из функциональных блоков;
  2. существуют отдельные стадии производственного процесса (планирование технической подготовки производства, основного, вспомогательного и обслуживающего производства);
  3. отдельные факторы производства (планирование персонала, сбыта) [9 c 345].

Принципы планирования: все производственные процессы осуществляются в конкретных подразделениях; управленческие процессы на предприятии выполняются на рабочих местах, службах, отделах и т.п.

Примерный перечень функциональных блоков предприятий включает:

  • общее руководство;
  • линейное и оперативное руководство производством;
  • управление экономической деятельностью;
  • управление материальными ресурсами;
  • управление персоналом и социальным развитием;
  • программно-целевое управление [11 c 47].

Принятие плановых решений  всегда связано с использованием ресурсов.

Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями  недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации.

Балансовый метод реализуется  через систему балансов: материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые во временном отношении могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания - аналитическими и рабочими [13 c 120].

Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в  том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (в нашем случае - трудовых) на единицу продукции (в данном случае - рабочего времени, расхода фонда заработной платы и проч.).

К нормам труда относятся нормы выработки, времени, обслуживания, численности.

Третью группу методов  планирования составляют математико-статистические, сводящиеся к оптимизационным расчетам на основе различного рода

     Выделяют  следующие функции планирования:

  1. Обеспечение бесперебойной работы предприятия. Функция осуществляет так деятельность предприятия, что бы всегда были запасы, всегда хватало финансовых ресурсов.
  2. Получение максимальной прибыли. Построение такого плана, что бы он мог покрыть все убытки задействовать всю мощность предприятия сбыть всю реализованную продукцию. Конечная цель получить максимальную прибыль
  3. Удовлетворение материальных потребностей. Функция осуществляет удовлетворения материальных потребностей работников и выплата дивидендов участникам предприятия [1 c 360].

Некоторые авторы выделяют самостоятельный характер теории планирования: наличие конкретных знаний, опыта  и методологии, связанных с решаемой проблемой (например, планирование приобретения корпорацией фирмы, планирование разбивки нового сада или же планирование собственных действий на следующий год). Другие отмечают общий характер теории планирования: использование знаний, опыта и методологии, основанных на общих принципах и процессах планирования, характерных для большинства или всех ситуаций планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Планирование на предприятии ЗАО «Пермь-Восток-Сервис»

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

Закрытое акционерное  общество "Пермь-Восток-Сервис"  
(ЗАО "Пермь-Восток-Сервис") зарегистрировано в Пермском  крае, постановлением Главы администрации. Центральный офис расположен в г. Пермь, ул. Лодыгина, 12

Магазин «Пермь-Восток-Сервис» является структурным подразделением ГК Восток-Сервис и занимается, согласна устава общества, розничной торговлей. На предприятии применяется линейно-функциональная (комбинированная) структура управления. Она построена на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур.

          По данному принципу построены практически все организационные структуры управления в торговле и общественном питании. Производственно-организационную структуру управления магазина "Пермь-Восток-сервис" изобразим в виде схемы (Приложение 2).

Генеральный директор предприятия  осуществляет общее руководство и разрабатывает стратегию развития ЗАО.

Коммерческий директор предприятия осуществляет общее  руководство отделом оптово-розничной  торговли и подчиняется непосредственно  генеральному директору предприятия.

Заместитель коммерческого  директора осуществляет общее руководство  отделом оптово-розничной торговли в отсутствие коммерческого директора, заключает договора с поставщиками, контролирует работу магазина "Пермь-Восток-Сервис".

Директор магазина " Пермь-Восток-Сервис " осуществляет общее руководство магазином, ведет табельный учет рабочего времени работников магазина.

Бухгалтер осуществляет учет реализованных товаров, ежемесячно готовит товарный отчет для центральной  бухгалтерии.

Товароведы осуществляют составление заявок на товар, производят приемку товара, отслеживают правильность оформления получаемых продуктов, достоверность сертификации товаров.

Продавцы участвуют  в процессе розничной продажи  товаров.

Магазин обслуживает  городских жителей, расположен в  жилой зоне  
. По форме товарной специализации это специализированный магазин, а по методу продажи товаров – магазин самообслуживания.

По ценовому уровню реализуемых  товаров он относится к магазинам  среднего уровня цен.

Товары в магазине размещены по следующим принципам: покупателям предоставлена возможность быстро ориентироваться в ассортименте товаров; созданы условия комфортности пребывания в магазине: имеются столики для укладывания товаров покупателем; предоставляется информация о новых товарах; торговые площади используются достаточно оптимально; обеспечивается сохранность материальных ценностей.

 

                       2.2 Анализ системы планирования  на предприятии

Планирование сбыта товара сети магазинов "Пермь-Восток-Сервис" проводится на основании работы отдела сбыта. Основными задачами отделами сбыта является определение:

- количества продукции  к реализации;

- потребителей продукции;

- способов сбыта;

- способов продвижения  продукции на рынке.

Первым шагом для  составления плана сбыта является сбор исходной информации, которая дает наиболее полное представление о положении на рынке.

Исходя из имеющихся  оценок продаж руководство отдела сбыта  определяет максимально возможную  емкость рынка для продукции, а также возможности организации  распределения продукции на рынках.

На основании оптимальной  продуктовой программы, дифференцированной по видам и ценам на продукцию, в отделе сбыта разрабатывают  детальный план сбыта. Он содержит целевые  натуральные и стоимостные показатели по отдельным группам товаров, рынкам, группам потребителей и каналам сбыта на весь планируемый период и его отдельные временные отрезки.

Одновременно с разработкой  сбытовой программы, планируется и  складской запас товара (его оптимальные  размеры).

В процессе планирования осуществляется разбивка показателей сбыта по группам покупателей, что позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка, приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики товара к запросам покупателей.

Данные по количеству и частоте заказов являются ориентирами для ценообразования и применения рекламных средств.

Также проводится оценка каналов сбыта, которая необходима для того, чтобы достичь оптимальных  возможностей распределения продукции  и продвижения ее потребителю.

Если поставщик не способен осуществить поставку товара к назначенному сроку, покупатель может без каких-либо штрафных санкций отказаться от приема товара в более поздний срок.

Расчетной базой оперативно-сбытового  планирования служат календарно-плановые нормативы: размеры партий, длительность реализации партии и др.

На основании применяемой  системы планирования и рассчитанных календарно-плановых нормативов сбытовые подразделения разрабатывают для  отдельных подразделений предприятия  программы по реализации продукции  на квартал с разбивкой по месяцам.

В соответствии с выбранной  планово-учетной единицей устанавливается  количественное задание по реализации продукции отдельным подразделением, которое может конкретизироваться по участкам с доведением до каждого  рабочего места.

План экономического и социального развития рассматриваемого торгового предприятия состоит в из пяти разделов:

- розничный и оптовый  товарооборот и товарное обеспечение; 

- финансовый план;

- развитие материально-технической  базы;

- социально развитие  коллективов;

- план по труду.

Планы разрабатываются  в виде долгосрочных – до 10 лет, среднесрочных  – от трех до пяти лет, текущих –  до одного месяца.

В основе планирования –  товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров.

Оптовый и розничный  товарооборот прогнозируется в следующей последовательности:

  1. оценивают ожидаемое выполнение плана за текущий год;
  2. исчисляют среднегодовые темпы товарооборота за два-три года, предшествовавших периоду прогноза;
  3. на основании анализа первых двух позиций экспертным методом устанавливают в процентах темпы роста (снижения) продажи отдельных товаров (товарных групп на прогнозируемый период).

Умножением объема ожидаемого товарооборота за текущий год  на прогнозируемый темп роста продажи  рассчитывают возможный товарооборот в прогнозируемом периоде.

Необходимые товарные ресурсы  состоят из ожидаемого товарооборота  и товарных запасов.

Товарные запасы могут  измеряться в натуральном и денежном выражении или в днях оборота.

Товарные запасы планируют  на основе экстраполяции данных по четвертому кварталу за ряд лет.

Товарное обеспечение  определяют путем сравнения потребности  в необходимых товарных ресурсах и их источников.

Информация о работе Сущность и функции планирования в управлении