Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:02, реферат

Описание

Актуальность темы исследования определяется развитием агропромышленного комплекса России, в котором за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой планово-распределительной системы на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной аграрной стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сельскохозяйственного сырья и каналами сбыта готовой продукции.

Содержание

Введение...................................................................................................................
1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики.................................................................................................................
2. Потребительская кооперация в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941-1950 гг.)........................................
3. Особенности потребительской кооперации в года ВОВ...............................
4. Кооперативное движение России в XXI веке................................................
Заключение.............................................................................................................
Список литературы................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 57.09 Кб (Скачать документ)

Введение...................................................................................................................

1. Сущность потребительской  кооперации и ее роль в развитии экономики.................................................................................................................

2. Потребительская кооперация  в годы Великой отечественной  войны и восстановления народного  хозяйства (1941-1950 гг.)........................................

3. Особенности потребительской  кооперации в года ВОВ...............................

4. Кооперативное движение  России в XXI веке................................................

Заключение.............................................................................................................

Список литературы................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Актуальность темы исследования определяется развитием агропромышленного  комплекса России, в котором за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием  отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой  планово-распределительной системы  на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной аграрной стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сельскохозяйственного сырья и каналами сбыта готовой продукции. Кроме того, отрицательно повлияло ослабление роли государства в регулировании экономических отношений между товаропроизводителями и потребителями сельскохозяйственной продукции. В результате подавляющее большинство сельхозпредприятий оказалось убыточным, что привело к ухудшению качества обеспечения населения продовольствием и обострению многих социально-экономических проблем.

В решении указанных проблем  значительную роль может сыграть  система потребительской кооперации России, функциональное содержание которой  направлено, в основном, на удовлетворение потребностей сельских жителей, что  и определяет ее роль и место в  АПК. Потребительская кооперация концентрирует  значительные по масштабам и разнообразию материальные, финансовые, человеческие и иные ресурсы, благодаря которым  и решаются многие социально-бытовые, экономические и культурные проблемы села (оказание торговых, бытовых услуг, закупка сырья и продукции, создание рабочих мест и др.). Однако реализация социально ориентированных функций  и эффективность использования  ресурсов потребительской кооперации во многом зависит от развития форм ее организации и управления. Поэтому  на современном этапе хозяйствования в потребительской кооперации назрела  необходимость в анализе и  обобщении опыта ее работы в условиях рыночной экономики, определении ее роли в составе АПК и выработке  практических рекомендаций по развитию организационных форм потребительских  кооперативов.

1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики

За последние годы в  экономике агропромышленного комплекса (АПК) осуществлены социально-экономические  преобразования, исходным моментом которых  явилась трансформация отношений  собственности, обусловленная процессами разгосударствления и приватизации ее первичных звеньев сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих  предприятий и их различных объединений. Результатами этих процессов стало создание основ многоукладной аграрной экономики, появление различных типов предприятий: частных, государственных, унитарных, муниципальных, коллективных, кооперативных, акционерных обществ разного типа, крестьянских (фермерские) и подсобных хозяйств. Однако адекватных изменений экономических связей практически не сложилось. На сегодняшний момент сеть предприятий АПК представлена совокупностью многочисленных разрозненных и в большинстве своем экономически слабых предприятий. В современных условиях ни одна из сфер АПК не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. Поэтому одним из возможных путей стабилизации и экономического роста агропромышленного производства является объединение их усилий на основе кооперации как значимого составляющего развития экономики страны.

Кооперация предприятий  представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных  предприятий в целях повышения  надежности обеспечения, более полного  удовлетворения спроса на требуемые  материальные ресурсы и услуги, повышения  эффективности их деятельности.

Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного  института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности  каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации. Наша задача состоит  в синтезировании этих подходов.

В истории кооперации основным ее теоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин «кооперация» в современном его понимании, предложив организовывать «земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации» [3. С. 8].

В настоящее время в  Большом экономическом словаре  кооперация трактуется как «объединение лиц на равноправной основе с целью  совместного производства и сбыта  продукции, закупки и потребления  товаров и услуг» [2. С. 274].

В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России «кооперацию» в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества [4. С. 53]. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И. В. считал, что «кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность» [2. С. 4]. Н.И. Мещеряков, один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как «объединение людей для достижения ими общей цели» [4. С. 14].

В советское время наиболее последовательным сторонником широкого использования в аграрном секторе  кооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значение кооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяя от собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера, кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одно из них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал «кооперацию и кооперативные начала как общую форму социального прогресса» [1. С. 219-222].

На современном этапе  в работах А.П. Макаренко кооперация рассматривается как «совокупность  кооперативов, действующих в разных сферах экономики, например, потребительская, кредитная, производственная, сбытоснабженческая или сельскохозяйственная, в отдельных  странах, в отдельных регионах» [3. С. 6].

К.И. Вахитов содержание кооперации раскрывает в двух определениях [2. С. 3-4]. В самом широком смысле под кооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества; в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативных обществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений).

И.Н. Буздалов считает, что «кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная на демократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений» [2. С. 3-4].

Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что «кооперация представляет собой  синтез трех составляющих, ее элементов» [6. С. 29-30]: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение.

История российской кооперации и кооперативной системы насчитывает 170 лет с момента создания декабристами в 1831 году Большой артели, которую  Международный кооперативный альянс официально признал началом кооперативного движения в России. В настоящее  время процесс формирования и  развития кооперации идет в направлении  расширения и многообразия ее институциональных  элементов и развития социально  ориентированного характера их деятельности. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции  обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения. Традиционно приоритетное место в кооперативной системе  принадлежит потребительской кооперации.

В нашей стране потребительская  кооперация - органичный, структурный  элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической  поддержки сельского населения. Как часть АПК она функционирует  в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как  особенности кооперативной сферы  расширенного воспроизводства, так  и специфические моменты, обусловленные  взаимосвязями в АПК, так как  будучи многоотраслевой хозяйственной  системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации в составе АПК. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы АПК и потребительской кооперации.

Взаимодействие потребительской  кооперации с АПК осуществляется по трем основным направлениям: торговля товарами народного потребления  на селе и, тем самым, с одной стороны - обеспечение потребностей населения, составляющих основу трудовых ресурсов АПК, а с другой - содействие в  реализации продукции АПК и доведение  воспроизведенного цикла комплекса  до завершенности; заготовка и переработка сельхозпродукции и сырья, обеспечивая, таким образом, сохранность и сбыт продукции АПК;

- выполнение функций социальной  инфраструктуры на селе, то есть  оказание услуг производственного  и бытового характера.

В этой связи сущность потребительской  кооперации в АПК состоит в  том, чтобы помочь «сельскохозяйственным  товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности  производства» [3. С. 10]. Она детализируется решением таких вопросов, как закупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, которые требует специальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательных полей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами и т. д. Основным результатом решения данных вопросов становится увязка в единую экономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции. В качестве примера можно привести конгломерат «Содействие» Рыбинского района Ярославской области, где по инициативе молочного завода 33 сельхозпредприятия, 70 предприятий торговли и общественного питания заключили договор о совместной деятельности.

Надо отметить, что на современном этапе развития потребительской  кооперации России классическая ее концепция  в целом подвергается определенной корректировке. Прежде всего, это касается самого изначального процесса - формирования потребительских кооперативов. Происходит это потому, что за годы советской  власти произошла постепенная деформация ее концептуальных основ, прежде всего  кооперативных принципов: демократического управления; открытого добровольного  членства; равенства на основе «один  член - один голос»; справедливого распределения  прибыли и другие. В результате потребительская кооперация превратилась в формально кооперативную организацию, в которой вместо кооперативных  принципов преобладал принцип распределения. Для государства она стала  организацией, осуществляющей распределенческие функции в условиях массового дефицита потребительских товаров.

В настоящее время потребительские  кооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных  постулатах -- кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней сельхозтоваропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников. Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций. Двойственная, социально-экономическая природа кооперации является ее глубоким, основным внутренним противоречием, накладывающим отпечаток на ее хозяйственную деятельность, социальную сущность, возможность устойчивого и стабильного развития. На дуалистический характер природы кооперации указывали многие теоретики, начиная с Р.Оуэна и Ш.Фурье. Профессор М.И. Туган-Барановский писал: «Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооператива вдохнута социалистическим идеалом» [2.С.67] именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. В нашем понимании, организационная форма - есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала - одно -организационно-правовая форма - узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги. Второе -- управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры: а) внутри потребительского общества; б) в системе «потребительское общество -- союз»; в) в системе «союз - союз». Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты: обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия; включает данное производство в систему единого экономического пространства; организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми; определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса; регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления. В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами. При этом мы исходим из того, что потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами. В-третьих, в современных условиях потребительская кооперация рассматривается как своеобразная форма организации производства (форма бизнеса), особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Предпринимательство в потребительской кооперации имеет свои особенности. Первая особенность - предпринимательство является коллективным, так как осуществляется в интересах пайщиков, но неиндивидуально ими, а в рамках кооперативных структур. Вторая особенность- предпринимательская деятельность реализуется преимущественно в сферах обращения и потребления, и лишь частично в сфере производства. Третья особенность - целью предпринимательской деятельности потребительского кооператива является не извлечение прибыли. Хотя данное утверждение совсем не означает, что потребительский кооператив не заботится о ее получении. Скорее, наоборот, в наше время ориентация на прибыль для кооператива как субъекта рынка составляет основу его здоровой конкуренции. Для потребительского кооператива прибыль трансформируется в некую общую экономическую выгоду, которую получают его участники. Поэтому прибыль от кооперативного бизнеса в основном используется для хозяйственного укрепления потребительской кооперации и имеет ярко выраженную социальную направленность. Исходя из выше отмеченного, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов: свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех); справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства. Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.

Информация о работе Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики