Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:02, реферат
Актуальность темы исследования определяется развитием агропромышленного комплекса России, в котором за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой планово-распределительной системы на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной аграрной стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сельскохозяйственного сырья и каналами сбыта готовой продукции.
Введение...................................................................................................................
1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики.................................................................................................................
2. Потребительская кооперация в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941-1950 гг.)........................................
3. Особенности потребительской кооперации в года ВОВ...............................
4. Кооперативное движение России в XXI веке................................................
Заключение.............................................................................................................
Список литературы................................................................................................
В обороте продовольственных товаров уменьшился удельный вес продажи водки и водочных изделий, и возросла доля хлебопродуктов, сахара, кондитерских изделий, ряда других продовольственных
Изменения в структуре товарооборота по продовольственным то-варам в послевоенный период ха-рактеризуются данными следующей таблицы.
Источниками роста розничного товарооборота потребитель-ской кооперации служили, во-первых, растущее поступление то-варов из централизованного фон-да, во-вторых, развертывание за-готовительной деятельности и, в третьих, расширение производ-ства товаров на собственных пред-приятиях.
Продовольственные товары |
1945г. |
1946г. |
1947г. |
1948 |
|
Хлебопродукты |
11,4 |
17,7 |
22,3 |
30,8 |
|
Сахар |
0,9 |
1,6 |
1,9 |
5,5 |
|
Чай |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
1,7 |
|
Кондитерские изделия |
1,3 |
1,9 |
2,9 |
5,8 |
|
Соль |
1,6 |
2,1 |
3,6 |
4,2 |
|
Водка и прочие алкогольные напитки |
76,8 |
67,6 |
40,1 |
24,7 |
|
Остальные продтовары |
7,2 |
8,3 |
28,4 |
27,3 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
Удельный вес децентрализо-
3. Особенности потребительской кооперации в года ВОВ
Второй этап (1929-1956 гг.) в
истории советской
Особенностью кооперативного движения в 30-е годы было то, что предприятия потребительской кооперации были полностью подчинены проведению сплошной и ускоренной коллективизации сельского хозяйства и индустриализации промышленности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих и кредитных кооперативов. Как отмечает Макаренко А.П., исследователь кооперативной движения советского периода, «потребительская кооперация на протяжении тридцатых годов и вплоть до середины пятидесятых годов XX века пережила четыре национализации кооперативной собственности» [1. С. 275]. Первая национализация лишила кооперацию своих торговых предприятий, магазинов, столовых, хлебозаводов, пригородных. Вторая национализация относится к 1935 г., когда советское государство окончательно прекратило деятельность городских потребительских кооперативов, национализировав их материально-техническую базу без всякой компенсации паевых взносов членам-пайщикам. Третья национализация - «1949 г. у потребительской кооперации было изъято 12,1 тыс. магазинов и более 6 тыс. предприятий общественного питания» [3, С. 275]. Четвертая национализация - «1957 г., - когда у потребительской кооперации было отобрано около 20 тыс. предприятий бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, бани, прачечные, мастерские по ремонту хозяйственных товаров) и около 1 тыс. гостиниц» [3. С. 276]. В 1957 году окончательно была ликвидирована вся промысловая кооперация.
В результате проведенных
«мероприятий» объем
В этой связи не стала исключением деятельность Сталинградской кооперации. Она была подчинена общим закономерностям, характерным для кооперации в целом по стране. Она развивается, хотя и утрачивает большинство своих кооперативных принципов. Потребительская кооперация была привлечена к распределению продуктов по карточкам (введенные с 1928 года). С 1931 г. Сталинградская потребительская кооперация становится «основной торгующей системой на селе» [4. С. 31].
Особый период в истории
потребительской кооперации нашей
страны связан с Великой Отечественной
войной (1941-1945 гг.). Исследователи подразделяют
кооперативную работу этого периода
на три вида: [47.]агитационно-
В целом в период Великой Отечественной войны основные изменения в потребительской кооперации сводились к следующему: с начала войны предприятия потребительской кооперации стали работать погосударственным заказам; в срочном порядке стали организовываться предприятия общественного питания (столовые, чайные) для эвакуированных жителей; новым направлением, которым пришлось заниматься потребительской кооперации, явилось снабжение армии товарами, необходимыми для боевой деятельности; также потребительская кооперация обеспечивала сотни тысяч рабочих и колхозников, занятых на строительстве оборонительных рубежей; претерпела значительные изменения заготовительная деятельность: за счет использования местных продовольственных ресурсов, децентрализованных закупок сельскохозяйственных продуктов и создания складов и баз в целях резервного накопления продуктов питания [2. С. 16].
Отдельная страница в истории
потребкооперации в годы ВОВ принадлежит
Сталинградской потребкооперации. С
самого начала войны перед Сталинградской
кооперацией были поставлены задачи:
заботиться об использовании местных
продовольственных ресурсов, увеличить
заготовку сельхозпродуктов, обеспечить
снабжение армии и нужды
4. Кооперативное движение России в XXI веке
В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.
Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использование информационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой стратегии крупными фирмами значительно сужает поле деятельности потребительской торговой кооперации, которая основана на массовом спросе или спросе на товары повседневного, массового потребления. Удовлетворение именно этого спроса позволяет им реализовать свои экономические преимущества перед капиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностей и спроса предъявляет новые требования к потребительской кооперации[3, с. 27].
Подтверждением этому
является проблема членства в потребительских
торговых кооперативах, с которой
сталкиваются не только кооперативы
экономически развитых стран, но и России.
Ведущую роль в борьбе с недобросовестными
продавцами во все большей степени
играют общественные организации защиты
прав потребителей, в меньшей степени
связанные с ассортиментом
В то же время индивидуализация потребления становится не столько благом, сколько злом для людей, поскольку они попадает под влияние продавцов, формирующих выгодные им стандарты потребления для различных по уровню дохода групп населения.
Несмотря на разобщение потребителей,
формирование у различного уровня потребления
товаров и услуг, роль кооперативного
движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает
значение как фактор мирового экономического
развития и формирования национальных
и мировой экономической
Одной из глобальных проблем
мирового развития в XXI веке является проблема
формирования и распределения жизненных
ресурсов между населением различных
по уровню своего экономического развития
стран. Она вызвана противоречием
между ростом численности человечества
и обострившимися задачами обеспечения
населения энергией, продовольствием
и иными жизненными ресурсами. Эта
проблема оказывает все более
заметное влияние на жизнь населения
планеты, на всю систему международных
отношений. Достигнутый уровень
развития рыночной экономической системы
позволяет решать эту проблему в
пользу экономически развитых стран
за счет населения других стран. В
то же время перспективы
отвечает характеру
Одним из вариантов противодействия
экономической глобализации, успешного
развития научно-технической революции
является кооперативная форма
Кооперативное движение способно
сыграть основную роль и в формировании
социально-ориентированной
Анализ практики кооперативного
движения позволяет сделать вывод
о том, что в основе стратегии
его развития должна лежать трансформация
кооперации в сфере потребления
в кооперацию в сфере производства
и обращения с целью
Информация о работе Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики