Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:02, реферат

Описание

Актуальность темы исследования определяется развитием агропромышленного комплекса России, в котором за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой планово-распределительной системы на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной аграрной стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сельскохозяйственного сырья и каналами сбыта готовой продукции.

Содержание

Введение...................................................................................................................
1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики.................................................................................................................
2. Потребительская кооперация в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941-1950 гг.)........................................
3. Особенности потребительской кооперации в года ВОВ...............................
4. Кооперативное движение России в XXI веке................................................
Заключение.............................................................................................................
Список литературы................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 57.09 Кб (Скачать документ)

В обороте продовольственных  товаров уменьшился удельный вес  продажи водки и водочных изделий, и возросла доля хлебопродуктов, сахара, кондитерских изделий, ряда других продовольственных

Изменения в структуре  товарооборота по продовольственным то-варам в послевоенный период ха-рактеризуются данными следующей таблицы.

Источниками роста розничного товарооборота потребитель-ской кооперации служили, во-первых, растущее поступление то-варов из централизованного фон-да, во-вторых, развертывание за-готовительной деятельности и, в третьих, расширение производ-ства товаров на собственных пред-приятиях.

 

Продовольственные товары

1945г.

1946г.

1947г.

1948

 

Хлебопродукты

11,4

17,7

22,3

30,8

 

Сахар

0,9

1,6

1,9

5,5

 

Чай

0,8

0,8

0,8

1,7

 

Кондитерские изделия

1,3

1,9

2,9

5,8

 

Соль

1,6

2,1

3,6

4,2

 

Водка и прочие алкогольные  напитки

76,8

67,6

40,1

24,7

 

Остальные продтовары

7,2

8,3

28,4

27,3

 
 

100,0

100,0

100,0

100,0

 
           

Удельный вес децентрализо-ванных закупок в обороте потре-бительской кооперации за период с 1945 по 1948 гг. возрос с 12,4 до 27,8%.

3. Особенности  потребительской кооперации в года ВОВ

Второй этап (1929-1956 гг.) в  истории советской потребительской  кооперации ученые подразделяют на четыре отрезка: «1929-1933 гг. -связанный с кризисом хлебозаготовок и насильственной коллективизации в стране; 1934-1940 гг. - как время завершения социалистической модернизации сельского хозяйства страны, когда основная задача состояла в создании и укреплении государственно-плановой системы в кооперации; 1941-1945 гг. - связанный с особыми функциями деятельности кооперативных организаций и предприятий в условиях Великой Отечественной войны; 1946-1956 гг. - время послевоенного возрождения и развития кооперации в России, ее участия в восстановлении разрушенного войной хозяйства» [5. С. 41]. На первом отрезке -- это необоснованное свертывание принципов новой экономической политики, постепенная замена торговых форм связей директивным распределением ресурсов, нарушение ценового равновесия свелись, в конечном счете, к утверждению административных методов планового управления предприятиями потребительской кооперацией и всеми другими структурными звеньями экономики. Со страниц печатных изданий исчезли имена экономистов-теоретиков кооперативного движения -М.И. Туган-Барановского, В.Ф. Тотомианца, А.В. Чаянова и др. Стремление А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.А. Маслова, А.Н. Челинцева и других, противостоящих насильственному обобществлению крестьянских хозяйств, лишению их экономической самостоятельности как добровольных членов и хозяев кооператива.

Особенностью кооперативного движения в 30-е годы было то, что предприятия  потребительской кооперации были полностью  подчинены проведению сплошной и  ускоренной коллективизации сельского  хозяйства и индустриализации промышленности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих  и кредитных кооперативов. Как отмечает Макаренко А.П., исследователь кооперативной движения советского периода, «потребительская кооперация на протяжении тридцатых годов и вплоть до середины пятидесятых годов XX века пережила четыре национализации кооперативной собственности» [1. С. 275]. Первая национализация лишила кооперацию своих торговых предприятий, магазинов, столовых, хлебозаводов, пригородных. Вторая национализация относится к 1935 г., когда советское государство окончательно прекратило деятельность городских потребительских кооперативов, национализировав их материально-техническую базу без всякой компенсации паевых взносов членам-пайщикам. Третья национализация - «1949 г. у потребительской кооперации было изъято 12,1 тыс. магазинов и более 6 тыс. предприятий общественного питания» [3, С. 275]. Четвертая национализация - «1957 г., - когда у потребительской кооперации было отобрано около 20 тыс. предприятий бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, бани, прачечные, мастерские по ремонту хозяйственных товаров) и около 1 тыс. гостиниц» [3. С. 276]. В 1957 году окончательно была ликвидирована вся промысловая кооперация.

В результате проведенных  «мероприятий» объем хозяйственной  деятельности к концу 1935 г. после  постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе потребительской кооперации в деревне» в основном закончился процесс вытеснения потребкооперации из городов и сосредоточения ее работы исключительно в сельской местности. В 1939 г. был принят новый примерный устав сельского потребительского общества, согласно которому задачами сельпо являлись «усиление колхозного строя, сближение уровня жизни крестьянства и рабочего класса, развитие экономических отношений между городом и деревней» [4. С. 46].

В этой связи не стала  исключением деятельность Сталинградской кооперации. Она была подчинена общим  закономерностям, характерным для  кооперации в целом по стране. Она  развивается, хотя и утрачивает большинство  своих кооперативных принципов. Потребительская кооперация была привлечена к распределению продуктов по карточкам (введенные с 1928 года). С 1931 г. Сталинградская потребительская кооперация становится «основной торгующей системой на селе» [4. С. 31].

Особый период в истории  потребительской кооперации нашей  страны связан с Великой Отечественной  войной (1941-1945 гг.). Исследователи подразделяют кооперативную работу этого периода  на три вида: [47.]агитационно-пропагандистская или историко-патриотическая, общий  смысл которой можно свести к  формуле «Все для фронта, все для  победы!»; производственно-хозяйственная, связанная с перестройкой деятельности кооперации с мирного на военное  положение, распространением опыта, новаторства, массовых починов по выполнению и  перевыполнению заданий; инструктивно-деловая, - рекомендации, памятки, брошюры по обобщению передового опыта, мобилизации ресурсов кооперации на нужды фронта, помощи эвакуированным жителям, организации заготовительной и других видов деятельности. Это практически означало проявлять инициативу в расширении производственной деятельности по выпуску необходимых селу продуктов и товаров. С этой целью потребительские общества вели встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам-механизаторам и животноводам. Большое значение в годы войны приобрело изыскание собственных источников пополнения товарных ресурсов, то есть производство товаров осуществлялось преимущественно из местного сырья (обувь, мыло, посуда) для населения, колхозам (сани, телеги, деготь и др.), фронтовикам (валенки, трикотажные изделия).

В целом в период Великой  Отечественной войны основные изменения  в потребительской кооперации сводились  к следующему: с начала войны предприятия  потребительской кооперации стали  работать погосударственным заказам; в срочном порядке стали организовываться предприятия общественного питания (столовые, чайные) для эвакуированных жителей; новым направлением, которым пришлось заниматься потребительской кооперации, явилось снабжение армии товарами, необходимыми для боевой деятельности; также потребительская кооперация обеспечивала сотни тысяч рабочих и колхозников, занятых на строительстве оборонительных рубежей; претерпела значительные изменения заготовительная деятельность: за счет использования местных продовольственных ресурсов, децентрализованных закупок сельскохозяйственных продуктов и создания складов и баз в целях резервного накопления продуктов питания [2. С. 16].

Отдельная страница в истории  потребкооперации в годы ВОВ принадлежит  Сталинградской потребкооперации. С  самого начала войны перед Сталинградской кооперацией были поставлены задачи: заботиться об использовании местных  продовольственных ресурсов, увеличить  заготовку сельхозпродуктов, обеспечить снабжение армии и нужды обороны. Но на практике это было сделать  очень сложно. В 1941-1942 гг. из-за оккупации  врагом были захвачены 14 районов области, где были уничтожены все материальные ценности потребкооперации. Однако эти  задачи были выполнены. В 1942 году потребкооперация снабжала сотни тысяч рабочих  и колхозников, занятых на строительстве  оборонительных рубежей города, были организованы за Волгой две продовольственные  базы, районные потребительские союзы  Суровикинский, Городищенский, Иловлинский, Дубовский организовывали общественное питание эвакуированных. В 1943-- 1945 гг. 22 организации потребкооперации Сталинградской области завоевали «первенство во всесоюзном соревновании за расширение поставок Советской Армии и оборонной промышленности продовольствия и сырья» [4. С. 32-33].

4. Кооперативное  движение России в XXI веке

В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению  с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой  значительно возрос уровень жизни  населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.

Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использование  информационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой  стратегии крупными фирмами значительно  сужает поле деятельности потребительской  торговой кооперации, которая основана на массовом спросе или спросе на товары повседневного, массового потребления. Удовлетворение именно этого спроса позволяет им реализовать свои экономические  преимущества перед капиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностей и спроса предъявляет  новые требования к потребительской  кооперации[3, с. 27].

Подтверждением этому  является проблема членства в потребительских  торговых кооперативах, с которой  сталкиваются не только кооперативы  экономически развитых стран, но и России. Ведущую роль в борьбе с недобросовестными  продавцами во все большей степени  играют общественные организации защиты прав потребителей, в меньшей степени  связанные с ассортиментом товаров  и услуг. В этих условиях кооперативные  организации трансформируются в  некие конгломеративные формы, торговые или торгово-производственные корпорации, применяющие часто капиталистические методы работы на рынке. Такая кооперация сейчас просто не нужна.

В то же время индивидуализация потребления становится не столько  благом, сколько злом для людей, поскольку  они попадает под влияние продавцов, формирующих выгодные им стандарты потребления для различных по уровню дохода групп населения.

Несмотря на разобщение потребителей, формирование у различного уровня потребления  товаров и услуг, роль кооперативного движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает  значение как фактор мирового экономического развития и формирования национальных и мировой экономической системы, альтернативной системе, утверждаемой транснациональными корпорациями, преследующими  цель установления нового мирового порядка, основанного на несправедливом распределении  жизненных ресурсов. В этих условиях ведущим направлением кооперативного движения становится кооперация в сфере  обращения, занимающая промежуточное  положение между производством  и потреблением товаров и услуг, что позволяет ей активно воздействовать и на производство и на потребление  путем реализации определенной маркетинговой  стратегии[5, с. 43].

Одной из глобальных проблем  мирового развития в XXI веке является проблема формирования и распределения жизненных  ресурсов между населением различных  по уровню своего экономического развития стран. Она вызвана противоречием  между ростом численности человечества и обострившимися задачами обеспечения  населения энергией, продовольствием  и иными жизненными ресурсами. Эта  проблема оказывает все более  заметное влияние на жизнь населения  планеты, на всю систему международных  отношений. Достигнутый уровень  развития рыночной экономической системы  позволяет решать эту проблему в  пользу экономически развитых стран  за счет населения других стран. В  то же время перспективы экономического развития характеризуются неопределенностью  и возможностью многовариантности. Поэтому страны с постиндустриальной рыночной экономикой стремятся закрепить свое господствующее положение в мире и сложившееся неравенство в распределении ресурсов. С этой целью активизируется процесс глобализации экономики и формирования неоэкономической системы, в которой подавляющему большинству стран мира, к которым сегодня относится и Россия, отведена роль сырьевых придатков, ресурсной базы развитых постиндустриальных стран. Процесс глобализации вызывает неприятие большинства населения планеты и вынуждает искать альтернативные формы общественного устройства. Современное мировое развитие базируется на научно-технической революции, требующей постоянного обновления техники и технологии, что, в свою очередь, требует творческой самоотдачи работников. Такое отношение к работе невозможно традиционными методами управления наемным персоналом, внешним контролем над работниками. Отчуждение работников от собственности и управления не

отвечает характеру современных  производительных сил и потребностям их дальнейшего развития.

Одним из вариантов противодействия  экономической глобализации, успешного  развития научно-технической революции  является кооперативная форма самоорганизации  людей. Именно кооперация может сыграть  важную роль в решении этой глобальной проблемы посредством формирования национальных и мирового сектора  экономики, направленного на удовлетворение жизненных потребностей населения  планеты.

Кооперативное движение способно сыграть основную роль и в формировании социально-ориентированной экономики  в России. Для этого необходима разработка стратегии развития кооперативного движения страны. В основе разработки такой стратегии должна лежать основополагающая истина: сохранение кооперации не самоцель, кооперативная форма организации - лишь средство достижения цели, используемое людьми для улучшения своего социально-экономического положения. Кооперативные формы  самоорганизации людей возникают  там и тогда, где и когда  появляется жизненная необходимость  в ней, когда люди не могут решить проблемы своей жизнедеятельности  самостоятельно или при помощи государства. Выявление этой необходимости является основополагающим при разработке стратегии  развития национального и мирового кооперативного движения. Кооперативные  формы организации имманентно присущи  рыночной экономической системе  и могут эффективно действовать  именно в рыночной экономической  среде. При этом следует помнить  о том, что хозяйственная деятельность кооперативов достигает наибольшей эффективности в случае объединения  людей с целью решения жизненно важных проблем, которые иначе решить крайне затруднительно. Поэтому принципиальным вопросом успешного развития кооперативного движения является поиск и выявление  именно этих проблем[4, с. 11].

Анализ практики кооперативного движения позволяет сделать вывод  о том, что в основе стратегии  его развития должна лежать трансформация  кооперации в сфере потребления  в кооперацию в сфере производства и обращения с целью обеспечения  справедливого распределения жизненных  ресурсов и на основе практической реализации преимуществ кооперативной  формы организации жизнедеятельности  способствовать повышению уровня жизни  населения. Одним из направлений стратегического развития кооперации может быть применение кооперативных форм для преодоления кризиса агропромышленного комплекса и на этой основе решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства и продовольственной проблемы в целом. Решению продовольственной проблемы может способствовать деятельность кооперативов, производящих сельскохозяйственную продукцию, развивающих закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, расширяющих производство продуктов питания, а также развертывающих торговлю ими. Именно в агропромышленном секторе сосредоточены главные противоречия национального экономического развития.

Информация о работе Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики