Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:02, реферат
Актуальность темы исследования определяется развитием агропромышленного комплекса России, в котором за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, заменой планово-распределительной системы на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной аграрной стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сельскохозяйственного сырья и каналами сбыта готовой продукции.
Введение...................................................................................................................
1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики.................................................................................................................
2. Потребительская кооперация в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941-1950 гг.)........................................
3. Особенности потребительской кооперации в года ВОВ...............................
4. Кооперативное движение России в XXI веке................................................
Заключение.............................................................................................................
Список литературы................................................................................................
Следовательно, роль потребительской кооперации в аграрном секторе состоит: в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение; в развитии кооперативного предпринимательства; в формировании интегрированных структур, так как кооперация вовлекает индивидуальных и ассоциированных сельхозтоваропроизводителей; в реализации социальной функции через создание рабочих мест, гарантированный уровень доходов; в способствовании к расширению кооперативной деятельности, развивая сбытоснабженческую, кредитную и иные виды кооперативов; в защите сельхозтоваропроизводителей от монопольных структур; в предоставлении сельским жителям возможности покупки качественных и относительно дешевых товаров и разнообразных услуг. Тем самым потребительская кооперация выступает как один из стабилизаторов рыночной экономики, поддерживая социальное равновесие в обществе, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства. Поэтому необходимость потребительской кооперации в развитии аграрной сферы состоит в том, что она, во-первых, представляет собой альтернативную форму организации аграрной сферы экономики в интересах одновременно производителей и потребителей, которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства. Во-вторых, потребительская кооперация выполняет часть функций государства -- социальную защиту населения, а поэтому вправе рассчитывать на государственную поддержку в своей социально-экономической деятельности. В-третьих, потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Можно сказать, что кооперативная форма в наибольшей степени соответствует менталитету сельского жителя, сложившемуся хозяйственному укладу и традициям; В-четвертых, система потребительской кооперации выступает как готовая структура и надежный партнер для реального сотрудничества с аграрно-промышленным комплексом по решению различных проблем, среди которых наиболее перспективной являются развитие национальных и местных рынков, прежде всего сельского рынка. Потребительская кооперация может активно включаться в процесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок, встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья на давальческих основах. При этом основными задачами потребительской кооперации в агропромышленном комплексе являются:
- создание и развитие
организаций торговли для
- закупка у граждан
и юридических лиц
- производство пищевых
продуктов и
- оказание членам
- совершенствование переработки,
- поддержание сохранившихся
крупных сельскохозяйственных
Таким образом, активизация деятельности российской потребительской кооперации на современном этапе связана, с одной стороны, с началом процесса возрождения традиций кооперативного хозяйствования с учетом современных экономических реалий, а с другой, с новыми возможностями реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях.
2. Потребительская
кооперация в годы Великой
отечественной войны и
22 июня 1941 г. началась Вели-кая отечественная война. Из-за тяжелых материальных потерь резко ухудшилось экономическое положение е стране. Поэтому вновь, как и во время первой ми-ровой и гражданской войны, было введено нормированное снабже-ние городского населения продук-тами и товарами первой необхо-димости[3, с. 22].
В июле 1941 г. появились кар-точки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928-1935 годах, устанавлива-лись разные нормы. Рабочие обо-ронных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий - по второй категории - 500 гр. хлеба, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300-400 гр. хлеба в сутки. Приви-легированная часть советского об-щества (руководящие партийные и советские работники, партийный аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительно отличалась в количественном и ка-чественном отношении от общегражданской.
В отличие от периода 1928-35гг. по распределению продо-вольствия и товаров первой необходимости во время Отечественной оказались для потребитель-ской кооперации намного сложнее. Во-первых, надо было снабжать ог-ромную армию и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих оборон-ной промышленности, других пред-приятий, совхозов, сельскую интел-лигенцию, школы, больницы, детс-кие сады и т.д. Сюда еще добавля-лось большая масса эвакуирован-ных. Общее число граждан, получав-ших во время войны продукты пита-ния по карточкам, доходило до 77 млн. человек.
Одновременно потребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозам про-мышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с прода-жей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бри-гадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны уве-личилась на миллионы гектаров.
В условиях нормированного снабжения возросло значение об-щественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей[1, с. 102].
Кооператоры вносили свои лич-ные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги, драгоценно-сти теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колон-ны «Потребительская кооперация» работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсо-юза, 170 тыс. руб. отдали на строи-тельство танков кооператоры Буря-тии.
Хотя товарооборот потребитель-ской кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он состав-лял только 30% от довоенного обо-рота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и про-мышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.
Много сип приложила коопера-ция, чтобы организовать снабже-ние и питание эвакуированного на-селения из западных районов и жи-телей городов и сел, освобожден-ных от противника, военных госпи-талей (в том числе и в прифронто-вых районах), больниц, детских са-дов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в ос-новном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыно-вей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных ра-ботников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчи-тывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяй-ства, собирать дикорастущие пло-ды и ягоды, лекарственные расте-ния. Кроме того, кооператоры уча-ствовали в строительстве оборон-ных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной оборо-ны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных шта-нов и курток, заготовленных и изго-товленных потребительской коопе-рацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй.
Военные действия на огромной территории страны нанесли колос-сальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской коо-перации. На временно оккупирован-ной территории находилось более половины предприятий потреби-тельской кооперации. Их оборот со-ставлял около 48% общего рознич-ного кооперативного товарооборо-та.
В ходе боевых действий в окку-пированных районах было полнос-тью разрушено 44,4 процента торго-вой сети - 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены - 24,6 тыс. торговых предприятий, разграбле-ны и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, постро-енные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудова-нием. Общая сумма ущерба потре-бительской кооперации превысила 6 млрд.руб. Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Крое-ной Армией оккупированнных районов. Первым делом они налажи-вали работу пека-рен, столовых и магазинов. Осо-бенно большие трудности возни-кали из-за острой нехватки складс-кого хозяйства и транспорта. Уце-левших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у коо-ператоров.
Восстановление частично разру-шенных и строительство новых ма-газинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериа-лов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребитель-ской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоен-ного уровня.
Поскольку фонды промышлен-ных товаров потребительской коо-перации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, не-хватка торговых площадей ощуща-лась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восста-новить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Уз-бекской и других союзных респуб-лик" направляли в восстанавливающиеся районы опытных руководите-лей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял потребсою-зам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорус-ским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людс-кие и материальные потери[2, с. 90].
Хотя позади уже был славный день Победы, о хорошей жизни при-ходилось лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение с про-довольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Совет министров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торгов-ли в городах и поселках продоволь-ственными и промышленными това-рами и об увеличении производства продовольствия и товаров широко-го потребления кооперативными предприятиями».
Итак, после депортации потре-бительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 году советское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации в город, позволив ей, однако, в городах только торговать. Создавать городские потреби-тельские общества не разрешалось. Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсоюзы оперативно развернули в горо-дах сети своих магазинов, столовых, ресторанов, которые скоро стали весьма популярными у горожан.
Только через 2 года и 8 месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некото-рый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным По-становлением «О проведении де-нежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промыш-ленные товары» ликвидировали карточную систему. Однако для пе-рехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резер-вы товаров, сблизить высокие ком-мерческие цены с низкими пайко-выми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребитель-ская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть ком-мерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской коо-перации стали активно открывать коммерческие чайные. Важно отме-тить, что кооперативные чайные го-товили обеды из продуктов, закупа-емых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля обо-рота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного об-щественного питания составила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торгов-ле строительными материалами, хозяйственными товарами, кероси-ном и бензином[1, с. 113].
Главной задачей государствен-ной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2-3 раза пре-вышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта зада-ча была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и про-мышленные товары возрастал. На-бирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную ре-форму, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сокра-тить товарный дефицит и устано-вить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и про-мышленные товары.
Вместе со всем народным хозяй-ством деятельность потребительс-ки снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть. Объем сельского розничного товарооборота потребительс-кой кооперации в 1946 году по срав-нению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947г. - на84,7, в 1948 - на99,4%.
Информация о работе Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики