Типы и виды поездов, правила нумерации вагонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:09, реферат

Описание

Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много раз меньше чем у других видов транспорта.

Содержание

Введение
1. Теоретическая основа формирования составов
2. Типы и виды поездов, правила нумерации вагонов
3. Расчет тарифов на предоставляемые услуги
4. Процедура продажи обычных билетов
5. Процедура перевозки вещей
6. Процедура регулирования перевозок
7. Пожарная безопасность в поезде
8. Общая техника безопасности

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 66.37 Кб (Скачать документ)

На малодеятельных линиях с незначительным пассажиропотоком и малой пропускной способностью, обращаются грузопассажирские поезда, которые формируются из пассажирских и грузовых вагонов и имеют  вес, соответствующий весу грузового  поезда.

Основой организации пассажирских перевозок является график движения пассажирских поездов, который разрабатывается  по данным о пассажиропотоках и увязывает  технологический процесс всех подразделений  и служб, обеспечивающих эти перевозки.

Нумерация поездов

1. Скорые в дальнем и местном сообщении 1-148, 181-298

2. Скоростные круглогодичного и сезонного обращения в дальнем и местном сообщении 151-168

3. Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения в дальнем и местном сообщении. 171-178

4. Пассажирские в дальнем сообщении:

4.1. круглогодичного обращения301-398

4.2. сезонного сообщения  401-491

4.3. разового назначения 501-598

5. Пассажирские в местном сообщении 601-698

6. Поезда служебного (специального) назначения 701-748

7. Ускоренные в дальнем  и местном сообщении, обслуживаемые  составами дизель- и электросекций:

7.1. повышенной комфортности 801-848

7.2. без предоставления  дополнительных услуг 851-898

8. Почтово-багажные901-948

9. Грузо-пассажирские951-968

10. Туристско-экскурсионные. 971-988

11. Людские 991-998

12. Пригородные 6001-6998

13. Пригородные скоростные 7001-7398

14. Пригородные служебного назначения (ПО билетам) 7481-7498

Поезда, обозначаемые целыми номерами, на протяжении всего маршрута не меняют направления следования, а поезда с дробными номерами меняют направление в зависимости от расположения участков по пути следования. Четный номер присваивается поездам, следующим с севера на юг и с  запада на восток. Нечетные – в обратном направлении.

Формирование пассажирских поездов производится в соответствии с установленной схемой составов, предусматривающей порядок расстановки  в составе вагонов различных  категорий (спальных, купейных, плацкартных, общих, вагонов-ресторанов и т. д.).

Комфортабельность на вокзалах и поездах, высокие скорости сообщения, отправление и прибытие поездов  в соответствии с установленным  расписанием временем составляют необходимый  комплекс требований по обеспечению  высокого уровня обслуживания пассажиров.

На станциях и вокзалах пассажир начинает и заканчивает  пользование железнодорожным транспортом. Технологический процесс их работ  должен предусматривать высокую  культуру обслуживания пассажиров. Для  этого станционная и вокзальная технология должна основываться на научной  организации труда, применении автоматизации  и механизации производственных процессов, значительно сокращающих  затраты времени на обслуживание пассажиров.

Высококачественное обслуживание пассажиров в пути следования должно обеспечиваться соответствующей композицией  составов, оборудованием вагонов  и четкой работой бригады поезда. Высокий уровень обслуживания пассажиров в значительной мере зависит от качества составления графика и расписания движения пассажирских поездов.

 

3. Расчет тарифов на  предоставляемые услуги

 

Общий пассажирский тариф  построен с учетом снижения стоимости  проезда 1 пассажира на 1 км при увеличении расстояния. В основу пассажирского  тарифа для проезда в поездах  прямого и местного сообщения  принят тариф на проезд в жестком  вагоне с местами для сидения. Тариф на проезд в жестких и  мягких вагонах с местами для  лежания включает в себя доплату  за спальное место (плацкарту). Ее размер зависит от расстояния проезда и  рода вагона.

Стоимость проезда в вагонах  различного типа по сравнению с вагонами, взятыми за основу, повышается:

• 22—27% — в жестком  некупейном вагоне с местами для лежания (ПЛ);

• 59—62% — в жестком купейном с четырехместными купе;

• 113—130% — в мягком с  двухместным купе (СВ). Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку,

но и степень комфорта, предоставленного пассажиру. Так, для  ускорения поездки пассажир может  доплатить за скорость. Установлен тариф за проезд детей от 5 до 10 лет, но доплата за спальное место —  в размере взрослого. В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного страхования.

На перевозки пассажиров в купейных вагонах и вагонах  СВ поездов всех категорий применяется график гибкого регулирования тарифов с учетом среднегодового роста и индекса регулирования тарифов по периодам года. Так, в 2004 г. были предусмотрены коэффициенты на период:

С 15.01 по 29.02 — 0,92; с 01.03 по 25.04 — 0,96; с 26.04 по 30.04 — 1,12; с 01.05 по 09.05 — 0,92; с 10.05 по 10.06— 1,0; с 06.08 по 31.08 — 1,12; с 01.09 по 10.11 — 0,96; с 11.11 по 19.12 — 0,92; с 20.12 по 30.12— 1,12. Пассажир, купивший билет на поезд отправлением 31 декабря, оплатил 56% стоимости билета.

В дальнейшем планируется  дифференцировать стоимость проезда  в зависимости от расположения места  в салоне вагона — боковое, нижнее или верхнее. Сегодня во ВНИИЖТе идет работа над новым Тарифным руководством. Основные его разделы включают в себя тарифные схемы на перевозки пассажиров в дальнем следовании, пригородном сообщении, а также багажа и грузобагажа. В доходной структуре тарифа предусматривается выделение следующих составляющих: инфраструктурной, локомотивной, вагонной и вокзальной. Например, вокзальная составляющая будет учитывать расходы, связанные с содержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и отчетности, АСУ «Экспресс» и других.

Для учета платежеспособного  спроса на качество перевозочных услуг  тарифы дифференцируются по следующим  позициям: тип места; скорость движения поездов; класс обслуживания. В проекте  нового прейскуранта будут предусмотрены  отдельные схемы расчета тарифов: для скоростных, скорых пассажирских поездов; мест спальных и для сидения; расценки разных классов обслуживания пассажиров («люкс», «бизнес», «эконом», второй и третий). Классы будут делиться типом вагона, его внутренним сервисным  оборудованием в салоне, качеством  постельных принадлежностей и съемного оборудования, организацией питания  и других услуг в пути следования, формой продажи билетов и т.д.

На железных дорогах применяются  пассажирские, багажные и прочие тарифы и сборы. В зависимости от вида сообщения различают два вида пассажирских тарифов: общий пассажирский тариф —при проезде во всех поездах прямого и местного сообщений; пригородный — при проезде в поездах пригородного сообщения.

Общий пассажирский тариф  построен так, что с увеличением  расстояния поездки стоимость проезда  одного пассажира на 1 км снижается.

Стоимость проезда пассажиров в поезде устанавливается также  в зависимости от рода вагона (жесткий  общий, жесткий со спальными местами, жесткий купейный, мягкий с четырех- и двухместными купе) и категории  поезда. Такая дифференциация тарифов  связана с затратами, вызываемыми  проездом одного пассажира в вагонах  и поездах разных категорий.

За основу пассажирского  тарифа для проезда в поездах  прямого и местного сообщений  взят тариф на проезд в жестком вагоне с местами для сидения в пассажирском поезде.

Тариф на проезд в жестких  и мягких вагонах с местами  для лежания включает в себя доплату  за спальное место (плацкарту). Размер этой доплаты зависит от расстояния проезда и рода вагона: стоимость  проезда в пассажирских поездах  в жестком вагоне с местами  для лежания повышается на 25%, в  жестком вагоне с четырехместными  купе с местами для лежания  —на 60%, в мягком вагоне с четырехместными купе с местами для лежания — на 88%, в мягком вагоне с двухместными купе с местами для лежания — на 126% стоимости проезда в жестком вагоне с местами для сидения.

Тариф на проезд в скорых поездах включает в себя, кроме того, доплату за скорость, изменяющуюся в зависимости от расстояния проезда.

Тариф на проезд детей от 5 до 10 лет установлен в размере 1/4 стоимости полного билета, а доплата  за спальное место для детей, следующих  по детским билетам, взимается в  том же размере, как и для взрослых пассажиров.

Пассажирские железнодорожные  тарифы (установленные на железной дороге платы и сборы за перевозку  пассажиров, багажа и грузобагажа) делятся на тарифы в дальнем и пригородном сообщении. При построении тарифов в дальнем сообщении их уровень дифференцируется с учетом влияния таких факторов, как скорость перевозки, тип используемых для перевозок вагонов, дальность поездки пассажира.

Пассажирские тарифы построены  для расстояния перевозки от 1 до 12 420 км. Для упрощения расчетов этот интервал дальности перевозок делится  на пояса дальности, причем по мере увеличения расстояния перевозки интервалы поясов дальности возрастают. Это обосновывается тем, что зависимость себестоимости пассажирских перевозок и тарифов от расстояния перевозки является гиперболической: темпы снижения себестоимости по мере увеличения расстояния перевозки снижаются. Установлено ПО тарифных поясов, причем по мере увеличения расстояния перевозки протяженность тарифных поясов увеличивается с 5 до 550 км. Помимо упрощения порядка расчетов, применение поясной системы способствует их автоматизации и ускоряет работу билетных кассиров.

Пассажиры железнодорожного транспорта, следующие во внутреннем сообщении, подлежат обязательному  личному страхованию от несчастных случаев на время поездки или  пребывания на станции, вокзале. Страховые  тарифы на железнодорожные билеты установлены  в размере 2 руб. 30 коп., независимо от стоимости проездных документов. Пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала станции назначения.

 

4. Процедура продажи обычных  билетов

 

Билет — документ установленной  формы на право проезда по железным дорогам (в прямом, местном, пригородном  или международном сообщении). На билете обычно указываются его название, номер, серия, наименование станции  и дороги отправления и назначения, путь следования при поездке с  пересадками, число пассажиров, стоимость, срок годности, номер поезда, номер  и тип вагона, место, время отправления  поезда и служебные отметки. Билеты по виду и способу оформления, выдачи бывают нескольких разновидностей.

Бланковый билет из цветной узорной бумаги с водяными знаками состоит из трех частей. Правая часть является собственно билетом, левая — корешком билета, средняя часть разрезается кассиром в зависимости от дальности поездки по соответствующей границе билета, выдается на каждого пассажира, заполняется вручную. Номер поезда и дата отправления указываются в компостере.

На станциях малодеятельных участков железных дорог, где нет  терминалов системы «Экспресс», проездные  документы оформляются вручную. Эти операции проводятся по бланковым билетам во время технологических перерывов в работе системы на основе информации о наличии мест, получаемой по телефону с диспетчерского терминала системы «Экспресс».

Бланковый билет выдается для проезда в вагонах любых  категорий пассажирского и скорого  поездов. Он изготовлен из цветной узорчатой  бумаги с водяными знаками и состоит  из трех частей:

• правая сторона содержит наименование станции и дороги отправления  и назначения, пункты следования, стоимость  проезда, номер вагона и места, страховой  сбор, время отправления и является проездным документом;

• левая сторона является корешком и остается в кассе;

• в средней части, которая  является контрольным талоном, указывается  перечень категорий вагонов и  набор сумм, необходимых для взимания стоимости проезда. В средней  части кассир производит резку таким  образом, чтобы на части контрольного купона, остающегося с проездным  документом, по границе резки оставались условия и стоимость проезда.

При оформлении билета кассир должен отметить направление поездки  пассажира («туда» или «обратно»). На группу пассажиров кассир может оформить групповой проездной документ, в  котором на контрольном талоне, кроме  обычных данных, будут напечатаны числа от 1 до 20, обозначающие число  едущих. При оформлении групповой  поездки кассир разрежет бланк так, что при проездном документе  останется число, соответствующее  количеству пассажиров, совершающих  поездку.

Никакие исправления, подчистки  или поправки на бланках проездных  документов не допускаются. В случае ошибки при заполнении, резке или  компостировании бланк признается испорченным, а пассажиру в этом случае выдается новый проездной  документ.

Все бланковые билеты отличаются между собой цветом сетки: полный — розовый; детский — синий. Цвет сетки на групповом билете — сиреневый. Льготный билет—проездной документ, стоимость которого рассчитана со скидкой. Для получения льготного билета в кассу должны быть предъявлены  соответствующие документы, дающие право на получение скидки (например, удостоверение инвалида Великой  Отечественной войны, пенсионное удостоверение, целевая справка учащегося общеобразовательной  школы и др.). На льготном билете цвет сетки оранжевый.

Заполняются бланковые проездные  документы от руки чернилами либо с помощью шариковой ручки. Могут  применяться мастичные штемпели с готовым текстом. В бланк  должны быть внесены фамилия, имя  и отчество пассажира, номер документа, удостоверяющего личность, и служебная  строка. На выдаваемые пассажирам проездные  документы должен быть наложен компостер.

Он может быть как игольчатый, так и мастичный. Игольчатый компостер  накладывается на бланковых билетах, квитанциях доплат, льготных или бесплатных разовых билетах. Компостирование  бланковых билетов проводится одновременно с корешками на перегибе после  складывания их вдвое по горизонтальной линии с захватом первой части, причем корешок вкладывают внутрь бланка. Компостер должен быть отчетливым, при этом сведения должны быть размещены  в следующем порядке: номер поезда, число, месяц, год. Месяц обозначается римской цифрой, все остальные  данные указываются арабскими цифрами, год обозначается только одной последней  цифрой.

Информация о работе Типы и виды поездов, правила нумерации вагонов