Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа
Данная тема является актуальной, т.к. на данный момент главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требуют кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
1. Введение____________________________________________________стр.1
2. Роль и задачи предприятия как хозяйствующего субъекта рыночной экономики._______________________________________________стр.2-стр.3
3. Основные понятия организации (предприятия), основные признаки, цели функционирования________________________________________стр.3-стр.5
4. Правовые, экономические и социальные основы создания предприятия______
5. ________________________________________________________стр.5-стр.5
6. Фирма и её роль в рыночной экономике______________________стр.5-стр.7
7. Предприятия торговли, и их функционирование и организационно-правовые формы__________________________________________________стр.6-стр.7
8. Классификация предприятий по различным признакам____________стр.8
9. Структура предприятий, её элементы________________________стр.8-стр.10
10. Методика планирования (прогнозирования) основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности_____________________стр.11-стр.12
11. Обобщить материал дать оценку деятельности предприятия____стр.13-стр.14
12. Разработать мероприятия по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия_______________________стр.14-стр.15
13. Литература_________________________________________________стр.16
торгового предприятия, т.е. для организации торгового процесса требуется наличие
3
материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию.
Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что участники или собственники его имущества не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами каждое предприятие самостоятельно несёт гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Основой для такой ответственности является наличие у торгового предприятия обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами.
Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, а так же выступать истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства, через свои органы управления оно может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и одновременно несколько органов (например, директор и дирекция, правление и председатель правления) управления, которые могут быть единоличными и коллегиальными.
Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих субъектов отрасли.
Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:
1) реализация потребительной стоимости, т.е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение и т.д.
2) реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли - продажи, т.е. выполнение расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.
В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции
связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, приём заказов на товары отсутствующие в продаже и т.д.
Все торговые предприятия можно классифицировать по следующим признакам:
а) с позиции гражданско-правовых норм, принятых государством для регулирования деятельности всех субъектов предпринимательства, т.е. правового положения предприятия;
б) с позиций количественных критериев;
в) с отраслевых позиций, т.е. по виду и характеру торгово-хозяйственной
4
деятельности;
Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами.
К числу основных признаков предприятия относятся и его право быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случаях нарушения законодательства или условий договора.
Предприятие –это техническая, социальная, экономическая и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск.
Вид организации –это фирмы, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги, т.е. они создаются в сфере обращения.
Исходя из основных понятий предприятия (организации) можно определить основы (правовые, экономические, социальные) создания предприятия.
3. Правовые, экономические, социальные основы создания предприятия.
К числу важнейших условий обеспечения устойчивого развития экономики организации, относится и устойчивость производственно-технической базы, поддержание её в состоянии, которое позволит успешно конкурировать с другими организациями.
При экономическом подходе во внимание принимается слишком узкий спектор целей. Максимализация долгосрочной эффективности или капиталоотдачи является не единственной задачей интернациализации компании. Кроме того, во многих случаях очень трудно с достаточной точностью определить эти показатели по различным моделям из-за высокой степени неопределенности информации.
Из этого следует, что предприятие может различно воздействовать на рыночную экономику, как и положительно, так и отрицательно.
4. Фирма и её роль в рыночной экономике.
В экономической системе основанной на рыночных отношениях, проблемы «что», «как» и «для кого» решаются через систему цен, спроса и предложения, прибылей и убытков. В этом случае производят товары, которые приносят наибольшую прибыль («что»), используют средства производства, которые требуют меньше затрат («как»), продажа произведенных товаров и их потребление определяется доходами социально-экономических групп населения («для кого»). Такой тип экономики является рыночным, следовательно, под рыночной экономикой понимается такую
5
форму фирм, при которых взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей продуктов, а значит, и решение трёх основных проблем экономики «что» - «как» - «для кого» осуществляется через посредство рынка и рыночного механизма.
Развитие рынка – это органически взаимосвязанный процесс, имеющий единую материальную и экономическую основу формирования, расширения и углубления. Такой основой являются, прежде всего, разделение труда и специализация производителей, а также наличие относительной фирмы, являющихся собственниками результатов труда.
Фирма – самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или титульного владельца распоряжается имуществом и доходами фирмы, и использует в процессе производства распределения, присвоения и инвестирования прибыли и других благ организационно-плановые методы.
По роли на рынке фирмы могут быть конкурирующими, доминирующими, или монопольными. В первом случае чаще всего имеет место -«чистая конкуренция» - состязательность большого числа покупателей и продавцов, ни один из которых не может контролировать рыночный спрос; во втором «олигополия» - соперничество крупных производителей, ограничивающее доступ на рынок новых предпринимателей и создающее возможность его раздела, установление заранее согласованных цен, но стимулирующее конкуренцию по качеству товаров и уровню сервиса; в третьем – «монополия», пи которой предприятие может навязать покупателям высокие цены, ассортимент и условия поставок, не испытывая необходимости в обновлении продукции и технологии.
В рыночной экономике можно выделить организационно-правовые формы предприятия, а так же функционирование предприятий.
5. Предприятия торговли, и их функционирование и организационно-правовые формы.
Основными организационно-правовыми формами предприятия показаны на схеме 1.2.
Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внешние и внутренние отношения, порядок устройства деятельности предприятия.
Хозяйственные товарищества – это договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим названием.
Хозяйственные общества – это организации, созданные одним или несколькими лицами путём объединения (обособления) их имущества (капитала)
6
для ведения предпринимательской деятельности.
Схема 1.2 Организационно-правовые формы предприятия.
Из различных функций предприятий торговли можно вывести классификацию по различным признакам, т.е. полностью раскрыть его отдельные стороны (положительные, а так же отрицательные).
7
6. Классификация предприятий по различным признакам.
Предприятие – это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельно хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, созданное для производства продукции, выполнение работ и услуг в целях удовлетворения потребителей рынка, получение прибыли или осуществление специально социально значимых функций.
Данное определение относится к любому предприятию независимо от формы собственности предприятия, целей его создания и видов деятельности.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные признаки предприятия. При отсутствии одного из этих признаков предприятие таковым не является. Итак, рассмотрим признаки предприятия:
Признак предприятия, вытекающий из определения, - предприятие имеет обособленное имущество, которым самостоятельно распоряжается и использует по своему усмотрению.
Следующий признак предприятия, тесно связан с первым, заключается в имущественной ответственности предприятия за свои действия и обязательства.
Собственное имя (наименование) – этот, казалось бы, чисто внешний, формальный признак, является весьма существенным. Под присвоенным ему именем предприятие осуществляет свои функции, внешние связи и сделки и выступает в судебных органах в качестве истца и ответчика.
Предприятие можно классифицировать по розничным признака. Организации продажи товаров населению в розничной торговле может осуществляться через сеть магазинов. Среди магазинов выделяют предприятия с традиционной формой обслуживания (через прилавок), с самообслуживанием, с применением открытой выкладки, по образцам и т.д., в каждой форме обслуживания, применяемой на розничных торговых предприятиях, соответствуют свои экономические особенности, касающиеся структуры расходов и доходов, т/об и т.д.
Для розничной торговли предприятия характерно сравнительно высокая форма прибыли при относительно не высокой массе прибыли, более высокий уровень валового дохода характерно более высокие торговые надбавки, а также строго определённая структура издержек обращения.
Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам:
1. признак стационарности
2. признак товарно-ассортиментного профиля
В структуре предприятия можно выделить отдельные элементы, которые характеризуют его (предприятие) с различных сторон.
7. Структура предприятий, её элементы.
Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий
8
субъект, с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получение прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям.
Структура торгового предприятия.
Коммерческо-
Раскрывается сущность предприятия торговли, необходимо рассматривать его в трёх аспектах:
юридический
хозяйственный
отраслевой
Наиболее общий характер присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект, с правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:
1. позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель.
2. является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов, без чего невозможна крупномасштабная предпринимательская деятельность.
3. позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия.
4. создает основания для гибкого управления капиталом.
9
Торговое предприятие имеет чётко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структуры.
Информация о работе Торговая фирма (предприятие) в условиях рынка