Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:32, реферат
Целью работы является исследование понятия трудовые ресурсы, их формирования и использование.
Соответственно задачами работы стали:
исследовать понятие и сущность феномена трудовых ресурсов;
определить место и роль трудовых ресурсов в обществе;
исследовать трудовую миграцию населения и методы её регулирования.
Введение …………………………………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика и структура трудовых ресурсов……….……………………..
1.1. Сущность трудовых ресурсов.……………………………………………..
1.2. Структура трудовых ресурсов……………………….. ……………………
1.3. Количественные и качественные характеристики трудовых
ресурсов…………………………......................................................................
Глава 2. Роль трудовых ресурсов в обществе...………………………….........................
2.1. Сущность экономически активного населения………………………........
2.2. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал»
2.3. Проблемы формирования и использования трудовых ресурсов…………………………………………………………………………..
Глава 3. Миграция трудовых ресурсов и её регулирование…..………………………..
3.1. Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины……………….
3.2. Методы государственного регулирования трудовой миграции……........
Заключение ……………………………………………………………….............................
Используемая литература ………………………………………………………………….
В мировой
практике сложилась следующая
1. По направлениям:
· миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
· миграция между промышленно развитыми странами;
· миграция между развивающимися странами;
· миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
· миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
2. По территориальному охвату:
· межконтинентальная;
· внутриконтинентальная (между государствами; между макрорегионами).
3. По времени:
· безвозвратная;
· временная (краткосрочная, долгосрочная);
· сезонная.
4. По степени законности
· легальная;
· нелегальная.
5. По мотивам
· добровольная;
· вынужденная;
· принудительная.
Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.
Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
· различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;
· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
· состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Одним из
мотивов участия в
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
3.2. Методы государственного
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов9:
Российское
законодательство, регулирующее труд
иностранных работников-
Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
Главными
целями новой миграционной политики
провозглашается обеспечение
В ряду ее основных направлений указываются:
Миграционная
политика должна стать сферой активного
сотрудничества между всеми заинтересованными
сторонами: странами происхождения мигрантов,
странами их назначения и транзитными
государствами. Эффективность такого
сотрудничества непосредственно зависит
от того, насколько будут поняты и учтены
взаимные интересы. Поле, на котором может
развиваться сотрудничество между расширяющимся
Европейским Союзом и его восточными соседями,
обширно и может охватывать различные
аспекты – от технической помощи до линии
на постепенное углубление интеграции
в ЕС.
Заключение
В ходе работы над рефератом были сделаны выводы:
Используемая литература:
1 http://www.hanadeeva.ru/
2 http://manager.by/struktura-
3 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2006): Сборник докладов. Книга IV – Л. М. Низова с.100
4 http://manager.by/struktura-
5 Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, С.П. Спиридонов, Н.И. Саталкина. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, 2008
6 http://www.strategplann.ru/
7 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
8 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник. - М.: Норма, 2009. 464 с. - с. 96
9 Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009
10 Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2009
Информация о работе Трудовые ресурсы: формирование и использование