Трудовые ресурсы: формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:32, реферат

Описание

Целью работы является исследование понятия трудовые ресурсы, их формирования и использование.
Соответственно задачами работы стали:
исследовать понятие и сущность феномена трудовых ресурсов;
определить место и роль трудовых ресурсов в обществе;
исследовать трудовую миграцию населения и методы её регулирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика и структура трудовых ресурсов……….……………………..
1.1. Сущность трудовых ресурсов.……………………………………………..
1.2. Структура трудовых ресурсов……………………….. ……………………
1.3. Количественные и качественные характеристики трудовых
ресурсов…………………………......................................................................
Глава 2. Роль трудовых ресурсов в обществе...………………………….........................
2.1. Сущность экономически активного населения………………………........

2.2. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал»

2.3. Проблемы формирования и использования трудовых ресурсов…………………………………………………………………………..
Глава 3. Миграция трудовых ресурсов и её регулирование…..………………………..
3.1. Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины……………….
3.2. Методы государственного регулирования трудовой миграции……........
Заключение ……………………………………………………………….............................
Используемая литература ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

реферат - Трудовые ресурсы - готовый.docx

— 70.79 Кб (Скачать документ)

В мировой  практике сложилась следующая классификация  форм миграции рабочей.

1.  По  направлениям:

·  миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

·  миграция между промышленно развитыми  странами;

·  миграция между развивающимися странами;

·  миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся  страны;

·  миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.

2.  По  территориальному охвату:

·  межконтинентальная;

·  внутриконтинентальная (между государствами; между макрорегионами).

3.  По  времени:

·  безвозвратная;

·  временная (краткосрочная, долгосрочная);

·  сезонная.

4.  По  степени законности

·  легальная;

·  нелегальная.

5.  По  мотивам

·  добровольная;

·  вынужденная;

·  принудительная.

Причины международной трудовой миграции делятся  на экономические и неэкономические.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным  экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие  органической безработицы в некоторых  странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

К экономическим  причинам миграции рабочей силы в  мировой экономике относятся:

·  различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях  заработной платы, жизни, социального  обеспечения;

·  различия в уровне обеспеченности различных  стран трудовыми ресурсами;

·  несоответствие количественных и качественных характеристик  трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

·  состояние  национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Одним из мотивов участия в международной  трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не  умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

В промышленно  развитых странах важным мотивом  миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

В настоящее  время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

 

3.2. Методы государственного регулирования  трудовой миграции

 Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов9:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

Российское  законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов состоит из:

  • Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
  • Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
  • Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
  • Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
  • Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
  • Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены  чрезвычайно важные для бывших советских  граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.

Концепция регулирования миграционных процессов  представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.

Главными  целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ10 .

В ряду ее основных направлений указываются:

  • обеспечение контроля над иммиграционными процессами в РФ;
  • создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
  • создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
  • поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
  • содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.

Миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.  

Заключение

В ходе работы над рефератом были сделаны выводы:

  • Сущность трудовых ресурсов заключается в том, что они выражают общественные отношения, складывающиеся по поводу их формирования, распределения и использования в общественном производстве.
  • Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, необходимых для выполнения каждой должностной группой, выраженным в затратах времени.
  • Главной особенностью показателя экономически активного населения заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично.
  • Понятия «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал» не являются синонимами.
  • Трудовые ресурсы как главная производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает повышение экономической эффективности. В современном обществе роль трудовых ресурсов исключительно велика. За период реформирования в стране существенно ухудшились демографические и социально-экономические показатели. Обострились проблемы формирования квалифицированных кадров и эффективности использования трудовых ресурсов.
  • Миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы.

 

Используемая  литература:

  1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник. - М.: Норма, 2009. 464 с.
  2. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Спиридонов С.П., Саталкина Н.И.. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, 2008
  3. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С.  Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2009
  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  5. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2006): Сборник докладов. Книга IV – Л. М. Низова.
  6. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009
  7. http://www.hanadeeva.ru/economica_predpriatia/coctav_trydovix_recyrcov/index.html - Информационно-образовательный портал
  8. http://manager.by/struktura-truda.htm - Электронный учебник
  9. http://www.strategplann.ru/personal-predprijatija/trudovye-resursy-predprijatija.html - Стратегия и управление. ру

1 http://www.hanadeeva.ru/economica_predpriatia/coctav_trydovix_recyrcov/index.html

2 http://manager.by/struktura-truda.htm

3 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России (2006): Сборник докладов. Книга IV – Л. М. Низова с.100

4 http://manager.by/struktura-truda.htm

5 Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, С.П. Спиридонов, Н.И. Саталкина. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, 2008

6 http://www.strategplann.ru/personal-predprijatija/trudovye-resursy-predprijatija.html

7 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

8 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник. - М.: Норма, 2009. 464 с. - с. 96

9 Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2009

10 Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С.  Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2009

 


Информация о работе Трудовые ресурсы: формирование и использование