Управление активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Работа состоит из  1 файл

Управление активами предприятия.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования.

    Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

    Финансовое  состояние  –  важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

    Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I .Сущность управления активами. Их классификация.

    1. Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

    Выделяют  управление  текущими активами, управление оборотными средствами, превращение  ликвидных активов  в факторы  производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

    Главная цель системы  управления активами -  добиться наивысших  конечных результатов  при рациональном использовании  всех видов активов.

    Основные  задачи и принципы управления активами предприятия:

    - Увеличение активов. Любое увеличение  активов означает использование фондов.

    -    Уменьшение пассивов. Пассив предприятия  включает все, что оно должно  другим: банковские займы, выплата  поставщикам и налоги. Фонды, получаемые  предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат  банковских займов.

    -  Текущие активы используются  в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве  оборотного капитала, проходят определенный  цикл. Ликвидные активы используются  для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую  продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

     -   Эффективное использование  оборотного капитала. Любые фонды,  не используемые для нужд оборотного  капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством: планирования закупок необходимых материалов; введения жестких производственных систем; использования современных складов; совершенствования прогнозирования спроса; быстрой доставки.

    Второй  путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

    Третий  путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

    - Одной из основных обязанностей  финансового менеджера предприятия  является выбор варианта использования  имеющихся фондов: на приобретение  основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью. 

    Капитал в денежной форме представляет собой  пассивы фирмы, а  в производственной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

    2. Классификация активов  предприятия.

    1. По форме функционирования:

    - материальные

    - нематериальные 

    - финансовые

    2. По характеру участия  в производственном  процессе:

    - оборотные (текущие)

    - внеоборотные

    3.В  зависимости от  источников формирования:

    - валовые 

    - чистые

    4. В зависимости  от права собственности:

    - собственные

    - арендуемые (лизинг)

    5. по степени ликвидности:

    - абсолютно ликвидные (денежные  активы фирмы)

    -высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность)

    - среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность)

    - слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения)

    - неликвидные (безнадежная дебиторская  задолженность, убытки). 

    Капитал фирмы  существует в двух основных формах:  основного капитала и  оборотного  капитала. Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В состав  внеоборотных активов входят:

    -нематериальные  активы

    -основные  средства

    - незавершенное строительство

    -доходные  вложения в материальные ценности

    -долгосрочные  финансовые вложения

    - прочие нематериальные активы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Характеристика активов

    2.1. Нематериальные активы -  активы предприятия, не имеющие вещественной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности. К данному виду активов относятся:

    - деловая  репутация фирмы – «гудвилл» (Разница  между рыночной  стоимостью предприятия  как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения более  высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, применения новых технологий и т.п.) Гудвилл – это в широком смысле преимущества, которые получает компания при покупке уже существующего предприятия. Эти преимущества могут быть связаны с наличием постоянной клиентуры, выгодным географическим положением, квалифицированной командой менеджеров и т.д. Гудвилл возникает в момент покупки и появляется только в балансе покупателя как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой его отдельных активов за вычетом обязательств. Расчет величины гудвилла часто представляет собой известную проблему, так как в качестве стоимости отдельных активов, как правило, используется их рыночная (а не балансовая) стоимость.

    -  патенты, авторские права и  торговые марки,

    - права собственности на арендованное  имущество и его усовершенствование,

    - права  на разработку и затраты  на разработку природных ресурсов,

    - формулы, технологии и образцы (например, программное обеспечение),

    - ноу-хау – совокупность технических,  технологических, управленческих, коммерческих  и других знаний, оформленных   в виде технической документации,  описания. Накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных.

    - товарный знак – эмблема, рисунок,  символ, зарегистрированные в установленном  порядке, служащие для отличия  товаров данного изготовления  от других аналогичных  товаров,

    - лицензии,

    - другие аналогичные виды имущественных ценностей организации.

           В последнее время для предприятия  все больше значение приобретает  такой вид имущества как нематериальные  активы. Это обусловлено бурно  развивающимися процессами поглощения  одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.

        Использование нематериальных активов  в экономическом обороте дает  возможность современному предприятию  изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.

    2.2. Основные средства

    Это часть имущества предпринимательской фирмы, используемая в  качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

    Основные  средства отражаются в бухгалтерском  учете по их первоначальной стоимости, т.е. по сумму затрат на их изготовление или приобретение, на транспортировку, монтаж и других затрат, связанных  с вводом в действие основных фондов. Первоначальная стоимость основных средств определяется по формуле:

    Сп = Зоб + Зт + Зм,

    где , Зоб – стоимость приобретаемого объекта;

    Зт - затраты на транспортировку;

    Зм – затраты по монтажу или на строительные работы. 

    К основным средствам как совокупности  материально-вещественных  ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве  продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся   здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и  продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие основные средства.

Информация о работе Управление активами предприятия