Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 04:12, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время качество играет важную, если не главную роль в развитии не только предприятия, но и отрасли и даже государства
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1 Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5
1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7
2 Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1 Стандартизация продукции …………..………………………………..…...…13
2.2 Сертификация продукции………………………………………………………16
Заключение.........................................................................................................................21
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1.1 Характеристика
и основные группы показателей качества
продукции…………………………..………………………
2 Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1 Стандартизация продукции …………..………………………………..…...…13
2.2
Сертификация продукции………………………………………………………
Заключение....................
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время качество играет важную, если не главную роль в развитии не только предприятия, но и отрасли и даже государства.
Понятие качества отражает экономическое значение, так как управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта - получение прибыли. Успешная экономическая деятельность организации обеспечивает выпуском такой продукции, которая: соответствует определенным потребностям, области применения, функциональному назначению; удовлетворяет требованиям потребителей и общества в целом, действующим стандартам; не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; является экономически выгодной и позволяет получить прибыль.
Движение
за повышение уровня качества возникло
десятилетия тому назад во многих
странах. Однако именно американские ученые
и специалисты разработали
В
настоящее время сложилось современное
концептуальное видение качества как
одной из фундаментальных категорий, определяющих
образ жизни, социальную и экономическую
основу для успешного развития человека
и общества. Такое влияние качества представляется
достаточно емким и более четко определяет
значение повышения качества. Проблема
качества является важнейшим фактором
повышения уровня жизни, экономической,
социальной и экологической безопасности.
Качество – комплексное понятие, характеризующее
эффективность всех сторон деятельности
предприятия: разработка стратегии, организация
производства, маркетинговые исследования,
проектирование и производство новых
видов продукции, послепродажное обслуживание
потребителей. Решить проблему повышения
качества продукции, не затрагивая другие
процессы и стороны деятельности предприятия,
практически невозможно, так как продукция
или услуга являются результатом деятельности
предприятия в целом. Поэтому становится
понятно, что проблема качества не ограничивается
только проблемой повышения качества
продукции, а касается также и проблемы
обеспечения качества производства, управления
и организации работы в целом предприятий
и организаций.
Основная часть
1.1
Характеристика и основные
группы показателей
качества продукции
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует достаточно большое количество. В частности американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда него возникает потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он себе предполагает1.
Понятие
качества продукции имеет очень
важное значение в практической деятельности,
потому регламентировано ГОСТом 15467-79
«Управление качеством
Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как «характеристика», «свойство» и «качество». Характеристика - это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления2.
В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели (рис.1) (см. приложение А). Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в идее различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции это показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации, Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.
Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности и эстетичности.
Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления.
Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопасность и экологичность.
По способу выражения показатели качества продукции могут быть натуральными (метры, килограммы), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы) и стоимостными.
По стадии определения выделяют прогнозируемые, проектные, нормативные, фактическиt показатели качества.
По
характеризуемым свойствам
В современных условиях в развитых государствах, в том числе и в России, накоплен достаточно большой опыт управления качеством. Отечественный опыт управления качеством на российских предприятиях в настоящее время свидетельствует о применении принципов всеобщего управления качеством и стандартов ИСО серии 9000 для повышения качества и конкурентоспособности продукции и в целом предприятий.
Началом системного подхода обеспечения качества в России считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области системы бездефектного изготовления продукции. В основу этой системы была положена количественная оценка качества труда непосредственных изготовителей продукции с помощью показателя – процент сдачи продукции с первого предъявления. Таким образом, в саратовской системе управление качеством продукции осуществлялось посредством управления качеством труда. На основе саратовской системы на передовых предприятиях других регионов была разработана более универсальная система управления качеством труда – система бездефектного труда (СБТ). Она позволяла определять показатели качества труда не только непосредственных изготовителей продукции, но и инженерно-технических работников, служащих, обслуживающего персонала. За высшую оценку приняли коэффициент, равный единице. При наличии ошибок у работников оценку снижали на доли единицы. Суммарное снижение определяли по заранее составленной таблице, где указывались виды ошибок или недостатков в работе и величина снижения исходного коэффициента. По итоговому коэффициенту качества труда определяли меры морального и материального стимулирования. Система СБТ получила применение не только на отечественных предприятиях, но нашла широкое распространение и в других странах, особенно в США – там ее назвали программой «нуль дефектов». Использовавшиеся на большинстве предприятий руководящие документы – приказы, положения, инструкции, распоряжения были плохо увязаны между собой, разрабатывались различными инстанциями и в разное время.
Затем последовали другие системы, а вершиной развития отечественных систем управления качеством стали комплексные системы управления качеством – КС УКП, разработанные в середине 1970-х гг. Эти системы создавались на основе обобщения опыта управления качеством как у нас в стране, так и за рубежом. КС УКП – это первая система, в которой организационно-технической основой стали стандарты предприятия3. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных: Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция, Швейцария и др.
В настоящее время многие российские предприятия стали применять в своей деятельности принципы Всеобщего управления качеством, разрабатывают системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, принимают участие в конкурсе Правительства РФ в области качества. Однако таких предприятий пока в российской экономике немного. Так, количество предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества всего лишь около 3500, а количество предприятий, которые принимают участие в ежегодных конкурсах в области качества, в среднем не превышает 100-150. Сдерживающим фактором более широкого распространения на российских предприятиях современных подходов и принципов всеобщего управления качеством является отсутствие системы стимулирования и поддержки со стороны государства таких предприятий, которые обеспечивают стабильное качество продукции и услуг.
Зарубежный опыт управления качеством может быть представлен опытом таких стран, как Япония, Соединенные Штаты Америки, Европейские государства, которые в последние годы стали обращать еще большее внимание вопросам управления качеством, так как конкуренция между развитыми странами постоянно усиливается. За рубежом система качества была введена в Германии в 1932 г., во Франции и Великобритании в 1938 г., в Японии в 1949-м4.
Лидером в применении и развитии систем управления качеством была и остается Япония. Поиск путей повышения эффективности производства и качества продукции после второй мировой войны, изучение опыта по обеспечению качества по всему миру, когда все рациональное переносилось на национальную почву, позволили Японии не только достичь огромных успехов в своем развитии, но и существенно обогатить науку и практику управления качеством. Именно в Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества – комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и одна из первых среди стран перешла к всеобщему управлению качеством. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется, усиливается воздействие запросов потребителей на качество продукции. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.
Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии