Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 04:12, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время качество играет важную, если не главную роль в развитии не только предприятия, но и отрасли и даже государства

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 3
1 Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5
1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7
2 Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1 Стандартизация продукции …………..………………………………..…...…13
2.2 Сертификация продукции………………………………………………………16
Заключение.........................................................................................................................21

Работа состоит из  1 файл

Экономика и организация производства.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

     Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.

     Кружок качества – это небольшая группа рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно собираются и в течение часа обсуждают проблемы, возникающие в их работе. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. В 1970 – х гг.  корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества5. В настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества. С конца 1970-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия, Венгрия и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, организация конференций и семинаров.

     В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества со стороны исполнителей. Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов» или «бездефектного труда», введение определенных организационных мер, а также использование специальных мер материального и морального стимулирования способствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок. Контроль за качеством труда осуществлял сам исполнитель, возникли различные движения: «сдача продукции с первого предъявления», «работа с личным клеймом». 

     Для Соединенных Штатов Америки в 50-60-е  годы серьезной проблемой в промышленности являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества продукции, 20-25% всех текущих затрат на американских предприятиях шли на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами, четвертая часть всех работников предприятий ничего не производили, а лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Кроме того, если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые уже вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составили 30% и более от издержек обращения.

     Низкое  качество продукции являлось причиной невысокой конкурентоспособности американской продукции. Решение проблемы качества в США в те годы сводилось к принятию мер, направленных на защиту американской продукции от конкурентов (тарифы, квоты, пошлины). Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. В начале 80-х годов в США управление качеством сводилось к планированию качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям, - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Позднее, начиная с середины 80-х годов, в США более четко стали представлять проблему качества, к этому времени особенно остро проявилась конкуренция между американскими, японскими и европейскими товарами. К этому времени в США были изданы книги Э. Деминга, в которых излагались новые подходы управления качеством, в том числе и те, которые привели Японию к лидерству в области качества. Совершенствование управления качеством на американских предприятиях предполагало перестройку сознания руководства, пересмотр корпоративной культуры и постоянную активизацию творческих сил на всех уровнях организации, направленных на непрерывное повышение качества американской продукции. Новым явлением в экономическом развитии страны в этот период стало внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции. С 1987 года ежегодно стала присуждаться премия в области М. Болдриджа трем лучшим фирмам, премию вручает президент США. В последние годы конкурс в области качества по модели этой премии в США проводится среди всех типов организаций, включая образование и здравоохранение. В настоящее время на американских предприятиях существует четко оформленные системы управления качеством. Американское общество по контролю качества (АОКК) – ведущее научно-техническое общество, основанное в 1946 году, выполняет большую работу по проведению  различных мер, в том числе и общественных по распространению и поддержанию идеологии качества.

     В Европейских странах особенно активно  вопросам обеспечения качества уделять  в 80-е годы. На основе стандартов ИСО  серии 9000 разработаны и приняты  европейские стандарты ЕН серии 29000. Для ряда предприятий стандарты на системы качества были обязательными, особенно это касалось обеспечения безопасности продукции. Качество для европейских предприятий явилось главным фактором конкурентоспособности продукции предприятий. Для реализации такой стратегии в Европе для стран Европейского Союза приняты единые законодательные требования в виде директив, единые стандарты, единые  процессы проверки соответствия предприятий и фирм требованиям рынка. Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

      • законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;
      • гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;
      • создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных центров, регистрации специалистов по качеству.

     Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора современных форм и методов управления качеством продукции, внедрение их на предприятиях. Системный подход обеспечения качества продукции включает стабильную технологию производства, высокую точность технологического и контрольного оборудования, эффективную систему подготовки кадров, в том числе и в области качества.

     В Европе созданы наиболее известные  организации по качеству - Европейская  организация по качеству (ЕОК) и Европейский  Фонд управления качеством (ЕФУК), которые  выполняют большую работу по распространению идей качества и организации конкурсов в области качества в европейских странах. 

     

  • 2 Специальные подсистемы управления качеством
  •  
      1. Стандартизация  продукции
     

         Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация. Стандарт – в переводе с английского «норма», «мерило», «образец». Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

      • безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества;
      • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
      • качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
      • единства измерений;
      • экономии всех видов ресурсов;
      • безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
      • обороноспособности и мобилизационной готовности страны6

         Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан – предпринимателей) независимо  от их ведомственной принадлежности и формы собственности, а также общественных объединений. Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

         Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов:

      • ГОСТ Р 1.0 - 92 ГСС РФ. Основные положения;
      • ГОСТ Р 1.2 - 92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов;
      • ГОСТ Р 1.4 - 92 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;
      • ГОСТ Р 1.5 - 92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
      • ГОСТ Р 1.8 - 95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;
      • ГОСТ Р 1.9 - 95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;
      • ГОСТ Р 1.10 - 95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации.

         Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности (рис.2) (см. приложение Б).

         Перечень  нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним  закреплены Законом «О стандартизации». Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы и характеристики объектов стандартизации, которые касаются определенных  видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей). К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

      • государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарты, принятые Комитетом РФ по стандартизации, метрологи и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России);
      • международные (региональные) стандарты (ГОСТ Р 1.5 - 92) – стандарты, принятые международной (региональной) организацией по стандартизации. Развитие международной торговли и международного сотрудничества приводит к необходимости разработки и широкому применению международные (региональных) стандартов. ПО решению ООН в 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. В настоящее время ИСО насчитывает около 120 членов, по одному от каждой страны.
      • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
      • стандарты отраслей – стандарты, принятые государственным органом управления в пределах его компетенции;
      • стандарты предприятий – стандарты, утвержденные предприятием;
      • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений – стандарты, принятые научно-техническим инженерным обществом или другим общественным объединением;
      • нормы и правила по стандартизации.

         В зависимости от специфики объекта  стандартизации и содержания устанавливаемых  к нему требований разрабатываются  стандарты следующих видов:

         - основополагающие стандарты;

         - стандарты на продукцию (услуги);

         - стандарты на работы (процессы);

         - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

         На  продукцию (работы, услуги), имеющие  межотраслевое значение, разрабатываются государственные стандарты. Для обеспечения защиты государственных интересов России и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах могут устанавливаться предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

         Глобализация  в области стандартизации открывает  огромные возможности по снижению затрат и повышению эффективности производства за счет использования передового опыта  других стран. Сегодня (2008г.) в России действуют всего два регламента (из 144 намеченных) и 2000 национальных стандартов, что является недостаточным для обеспечения безопасности и качества во всех сферах экономической деятельности7. Процесс стандартизации в России идет медленно. Многие стандарты не пересматривались и не обновлялись по десять и более лет. Для сравнения: в США срок обновления – пять лет, в Германии и Японии – четыре года8. Проблемы в стандартизации приводят к существенным издержкам в конкретных производствах и в экономике страны.  

      1.   Сертификация продукции
     

         В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в России стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие  данного закона. Госстандартом России создана система сертификации ГОСТ Р. В настоящее время в основном создан соответствующий механизм сертификации.

         Сертификация  – это процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона, дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Третья сторона должна быть независимой и от поставщика продукции, и от покупателя. Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям9.

         Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм-потребителей одинаковой продукции в целях  совместного контроля за качеством  продукции поставщиком. Получая поддержку разных органов власти – от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.

         Любая система сертификации использует международные, региональные и национальные стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, инспектирующим органам и другим физическим и юридическим лицам для различных ситуаций, связанных с продуктом.

    Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии