Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.
К числу факторов внешней среды относят:
-
Технологические (уровень
-
Ресурсообеспеченность (
- Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги)
-
Ограничения государственного
- Социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст)
- Политические (внешняя, внутренняя, экономическая)
- Экологические (уровень загрязнения, мероприятия)
- Конкуренты (количество, размеры, сила)
Внутренняя среда включает:
-
Целевые рынки (ниша, в которой
работает фирма, круг ее
- Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)
- Сбыт (объема продаж, скидки)
-
Каналы распределения (как,
- Производство (оборудование, технология, площади)
- Персонал (квалификация, мотивация, корпоративная культура)
- Снабжение (поставщики, условия и системы поставки)
- Исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет)
-
Финансы (структура капитала, оборачиваемость,
ликвидность, финансовое
-
Номенклатура продукции (
-
Исходя из миссии, целей организации,
на основе результатов SWOT-
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:
- корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).
- деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке.10 Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:
- Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: 11
-
географическое местоположение, в
котором будет действовать
-
выбор корпоративной стратегии;
-
выбор позиции на рынке (доли
рынка) и расчет времени,
-
установка основного
-
функциональное назначение и
область применения
-
выбор оптимальной группы
- основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
-
использование исключительно
Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.12
Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий:
-
Видение (философия)
- Господствующие ценности
- Нормы и правила поведения
-
Ожидания предстоящих
-
Процедуры и поведенческие
Под результатом проекта понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости от типа / цели проекта, могут выступать: научная разработка, новый технологический процесс, программное средство, строительный объект, реализованная учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная система качества и т.д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным / доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.
Управляемыми параметрами проекта являются: 13
-
объемы и виды работ по
- стоимость, издержки, расходы по проекту;
-
временные параметры,
- ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые ресурсы, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам;
- качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и прочее.
Проект и процесс его реализации, осуществления являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.
Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации: 14
- проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;
-
состав проекта не остается
неизменным в процессе его
реализации и развития: в нем
могут появляться новые
-
проект, как и всякая система,
может быть разделен на
Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно "проект" и "внешнюю среду" в определенной степени условно.15 Причины этого заключаются в следующем:
В практике бизнес-планирования обычно подлежат изучению три аспекта окружения проекта:
а) политический, а именно - отношение властей к проекту,
б) территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции,
в) экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.
Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также - "жизненным циклом проекта").
Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет".
Для
деловых людей начало проекта
связано с началом его
Окончанием существования проекта может быть:
-
ввод в действие объектов, начало
их эксплуатации и
-
перевод персонала,
- достижение проектом заданных результатов;
-
прекращение финансирования
-
начало работ по внесению в
проект серьезных изменений,
- вывод объектов проекта из эксплуатации.
Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.17
Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).
Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. 18
В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.
Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т.п. количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено.19
Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10-15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций - участников проекта.
Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.
Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить - как между собой, так и с конечной целью проекта.20