Управление проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2011 лето.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

     К числу факторов внешней среды относят:

     - Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)

     - Ресурсообеспеченность (наличие,  доступ.)

     - Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги)

     - Ограничения государственного сектора  (лицензирование, законотворчество)

     - Социальные (уровень безработицы,  традиции, вкусы, пол, возраст) 

     - Политические (внешняя, внутренняя, экономическая) 

     - Экологические (уровень загрязнения, мероприятия)

     - Конкуренты (количество, размеры, сила)

     Внутренняя  среда включает:

     - Целевые рынки (ниша, в которой  работает фирма, круг ее потребителей)

     - Маркетинговые исследования (наличие  специалистов, бюджет маркетинга)

     - Сбыт (объема продаж, скидки)

     - Каналы распределения (как, через  кого продается) 

     - Производство (оборудование, технология, площади) 

     - Персонал (квалификация, мотивация,  корпоративная культура)

     - Снабжение (поставщики, условия и  системы поставки)

     - Исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет)

     - Финансы (структура капитала, оборачиваемость,  ликвидность, финансовое состояние) 

     - Номенклатура продукции (степень  диверсификации)

     - Исходя из миссии, целей организации,  на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

     Разработка  и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

     - корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).

     - деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке.10 Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:

    1. Стратегия лидерства в издержках
    2. Стратегия дифференциации (уникальности по какому-либо направлению)
    3. Стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта)

     - Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

     Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: 11

     - географическое местоположение, в  котором будет действовать проект;

     - выбор корпоративной стратегии; 

     - выбор позиции на рынке (доли  рынка) и расчет времени, требуемого  для достижения данной цели;

     - установка основного соотношения  "продукт — рынок" для  разработки концепции маркетинга;

     - функциональное назначение и  область применения планируемой  к выпуску продукции; 

     - выбор оптимальной группы клиентов;

     - основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

     - использование исключительно собственных  средств для обеспечения усиления  положения на рынке либо объединение  усилий с другими компаниями.

     Реализация  стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.12

     Существенным  элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий:

     - Видение (философия) организации 

     - Господствующие ценности 

     - Нормы и правила поведения 

     - Ожидания предстоящих изменений 

     - Процедуры и поведенческие ритуалы.

    1. Результат проекта

     Под результатом проекта понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости  от типа / цели проекта, могут выступать: научная разработка, новый технологический процесс, программное средство, строительный объект, реализованная учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная система качества и т.д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным / доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

    1. Управляемые параметры проекта

     Управляемыми  параметрами проекта являются: 13

     - объемы и виды работ по проекту; 

     - стоимость, издержки, расходы по  проекту; 

     - временные параметры, включающие  сроки, продолжительности и резервы  выполнения работ, этапов, фаз  проекта; а также взаимосвязи  работ; 

     - ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые ресурсы, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам;

     - качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и прочее.

     Проект  и процесс его реализации, осуществления  являются сложной системой, в которой  сам проект выступает как управляемая  подсистема, а управляющей подсистемой  является управление проектом.

    1. Окружение проектов

     Проект  имеет ряд свойств, о которых  целесообразно помнить, так как  это помогает методически правильно  организовать работу по его реализации: 14

     - проект возникает, существует  и развивается в определенном  окружении, называемом внешней  средой;

     - состав проекта не остается  неизменным в процессе его  реализации и развития: в нем  могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава  могут удаляться некоторые его  элементы;

     - проект, как и всякая система,  может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.

     Разделение  всей сферы деятельности, в которой  появляется и развивается проект, на собственно "проект" и "внешнюю  среду" в определенной степени  условно.15 Причины этого заключаются в следующем:

  1. Проект не является жестким стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять свое местоположение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно.
  2. Ряд элементов проекта могут использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением какого-то другого проекта).

     В практике бизнес-планирования обычно подлежат изучению три аспекта окружения  проекта:

     а) политический, а именно - отношение  властей к проекту,

     б) территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке  аналогичной продукции,

     в) экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.

  1. Проектный цикл

     Промежуток  времени между моментом появления  проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также - "жизненным циклом проекта").

     Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

     Каждый  проект независимо от его сложности  и объема работ, необходимых для  его выполнения, проходит в своем  развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет".

     Для деловых людей начало проекта  связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств  в его выполнение.16

     Окончанием  существования проекта может быть:

     - ввод в действие объектов, начало  их эксплуатации и использования  результатов выполнения проекта; 

     - перевод персонала, выполнявшего  проект, на другую работу;

     - достижение проектом заданных  результатов; 

     - прекращение финансирования проекта;

     - начало работ по внесению в  проект серьезных изменений, не  предусмотренных первоначальным  замыслом (модернизация);

     - вывод объектов проекта из  эксплуатации.

     Обычно  как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются  официальными документами.17

     Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

     Универсального  подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая  для себя такую задачу, участники  проекта должны руководствоваться  своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. 18

     В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.

     Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и  т.п. количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено.19

     Выделение дополнительных этапов в крупных  проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10-15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций - участников проекта.

     Вся деятельность по проекту протекает  взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.

 

    1. Структуризация проектов

     Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.

     Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать  или произвести и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить - как между собой, так и с конечной целью проекта.20

Информация о работе Управление проектами