Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования - на основании теоретических исследований проблемы и анализа ее состояния на ОАО "Беларуськалий" найти возможные пути повышения эффективности системы управления ВЭД.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
рассмотреть понятие ВЭД, теоретические основы управления ВЭД, государственное регулирование ВЭД;
дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования;
рассмотреть структуру экспорта объекта исследования;
провести анализ существующей на предприятии системы ВЭД, выявить ее сильные и слабые стороны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях…...4
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий…………………8
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………..14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЭД НА ОАО "БЕЛАРУСЬКАЛИЙ"
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия, анализ результатов деятельности………………………16
2.2 Анализ сбытовой деятельности ОАО "Беларуськалий" на внешних рынках………………….….… 18
2.3 Анализ системы управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий" ………………..…22
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД ……………………………………..…24
Заключение……………………………………………………………..……………… 28
Список использованных источников……………………………………………..….. 30
Управление деятельностью предприятия в условиях рыночной экономики требует четкой и целенаправленной его организации. Центральное место в организации управления на уровне промышленного предприятия занимает организационная структура управления, в том числе организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью [12, с.44].
Одну из таких сфер очень важных и, вместе с тем, специфических представляет сфера ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность, будучи составной частью хозяйственной деятельности предприятия в целом, имеет свои специфические черты. Она связана с выходом предприятия на внешние рынки, осуществлением внешнеторговых операций, других форм экономического сотрудничества и выступает как очень важный внешний фактор его социально-экономического развития в условиях глобализации мировой экономики.
Соответственно организационная структура управления ВЭД на уровне промышленного предприятия должна рассматриваться как органическая составная часть, как подсистема, организационной структуры предприятия в целом, но имеющая свои специфические особенности.
Итак, организационная структура управления ВЭД представляет подсистему общей организационной системы управления предприятием. Ее создание и функционирование должно быть тесно связано с созданием и функционированием всех других звеньев системы. Вместе с тем, оргструктура управления ВЭД внутри своей подсистемы имеет свои звенья (элементы), свое разделение труда и специализацию, свои правила формирования и функционирования.
Однако при формировании (совершенствовании) организационной структуры ВЭД предприятия важно учитывать следующие общие и специфические подходы и принципы:
1. организационная структура управления ВЭД, прежде всего, должна формироваться с учетом общей стратегии предприятия. Ее функционирование должно быть направлено на достижение главных целей предприятия, т.е. служить средством достижения этих целей. Вместе с тем оргструктура управления ВЭД должна создаваться с учетом целей и задач, стоящих перед предприятием в области его внешнеэкономической деятельности и направлена на более полное использование ВЭД как фактора экономического роста;
2. при формировании данной оргструктуры важно учитывать сложившийся тип оргструктуры управления предприятием в целом. Это может быть линейный, функциональный, дивизиональный, матричный или другой какой либо тип оргструктуры. Однако, следует выбирать такой тип, который является наиболее подходящим для эффективного управления ВЭД на данном предприятии в данной среде. Могут создаваться смешанные типы оргструктуры [11, с. 20].
Важно учитывать также общий порядок формирования (создания) оргструктуры управления ВЭД, который сложился в мировой практике. Считается, что при создании оргструктуры на предприятии, которое только начинает выходить на внешние рынки, необходимо в начале, исходя из общей стратегии предприятия, определить его цели и задачи в области ВЭД, затем - сформулировать функции, которые были бы направлены на выполнение этих задач. Далее, в соответствии с проделанной работой, осуществить выбор формы оргструктуры управления ВЭД, определить ее звенья (элементы), построить схему (модель) будущего аппарата управлении, расписать и конкретизировать намеченные функции по конкретным структурам (отделам, подотделам, секторам, бюро и (или) ответственным лицам, обеспечить эффективное функционирование.
Таким образом, выбор форм и систем управления ВЭД во многом зависит от степени участия предприятия в международной экономической деятельности, от масштабов этой деятельности. На практике в организации управления ВЭД на предприятиях Республики Беларусь сегодня преимущественно используются такие формы как Отдел внешнеэкономических связей, Внешнеторговая фирма предприятия, Отдел экспорта и др. По мере развития ВЭД они совершенствуются и приобретают новые формы.
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий
Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.
Классификация международных коммерческих (торговых) операций приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Классификация внешнеторговых операций
Признак классификации | Виды внешнеторговых операций |
По направлениям | Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные |
По объекту | Купля-продажа товаров, купля-продажа услуг, купля-продажа научно-технической продукции |
По методу торговли | Прямые, косвенные (через посредников) |
По форме расчетов | Денежная форма, встречная компенсационная торговля |
Внешнеторговые операции, прежде всего, классифицируются на экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт.
Экспорт - это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ, услуг иностранным покупателям (контрагентам);
Импорт - это покупка и ввоз иностранных товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков для последующей реализации их на внутреннем рынке или потреблении предприятием - импортером.
Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране никакой переработке.
Реимпорт предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке.
Исходя, из объекта внешнеторговых операций выделяют: операции купли - продажи товаров; операции купли-продажи услуг; операции купли - продажи научно-технической продукции.
Купля - продажа товаров при более детальном рассмотрении включает в себя куплю - продажу продовольственных и непродовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д. По степени готовности товаров к продаже; поставку готовой продукции, комплектующих, сырья и т.п.
Купля-продажа услуг включает в себя широкий круг услуг: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе, лизинг), оказание социальных услуг (в том числе, международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые, по управлению и администрированию и т.д.), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские и т.д.[7, с.94].
Внешнеторговые операции купли - продажи научно-технической продукции представляют собой куплю-продажу прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау и т.д. По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование посреднических фирм.
В качестве посредников могут выступать комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и т.д.
Суть деятельности комиссионеров сводится к тому, что они обязуются по поручению другой стороны (комитента) совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры не отвечают за выполнение условий контракта продавцами и покупателями, если это не предусмотрено договором. В договоре комиссии оговариваются цены, территория реализации, условия платежей и расчетов, порядок выплаты вознаграждения.
Разновидностью комиссии является консигнация, когда экспортеры, именуемые консигнантами, поставляют товары на склад импортерам (консигнаторам) для реализации в течение определенного времени. Консигнатор рассчитывается с владельцем товаров по мере их реализации, но не проданные к указанному сроку товары должны быть возвращены консигнанту или же частично выкуплены консигнатором.
Дистрибьюторы по сравнению с другими посредниками занимаются продажей товаров от своего имени и за свой счет.
Посреднической деятельностью занимаются также и простые агенты, которые способствуют заключению договоров или оформляют их сами от имени экспортеров и импортеров. Деятельность агентов основывается на агентских соглашениях между торговыми агентами и заказчиками, именуемыми принципалами [7, с.102].
С брокерами заключается простое соглашение, по которому он не выступает стороной сделок. На ряд посреднических услуг брокеров требуется специальное разрешение, или лицензия (операции с ценными бумагами).
Широкое распространение получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также торговлей через посредников. Формами международной торговли состязательного типа выступают аукционная торговля и международные торги.
Наряду с обычными экспортно-импортными операциями по реализации товаров, работ, услуг, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике внешнеэкономической деятельности широкое распространение получила встречная компенсационная торговля.
Встречная торговля - это внешнеторговые операции, при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товаров.
Встречные внешнеторговые операции подразделяются в свою очередь на:
1) товарообменные операции на безвалютной основе - предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, когда продажа товара одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме, не производятся;
2) торговые компенсационные операции на денежной основе - предполагают участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером на денежной основе;
3) промышленные компенсационные операции - при данной форме встречная торговля является частью промышленного сотрудничества и предполагает, в частности, что поставки оборудования для сооружения объектов будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с его помощью.
В свою очередь товарообменные операции на безвалютной основе делятся на:
a) бартерные операции (когда производится обмен двух товаров, оформленный одним контрактом, на основе мировых цен);
b) прямую компенсацию (предполагающую обмен не двумя, а несколькими товарами в течение определенного периода времени).
Исходя из времени осуществления, товарообменные сделки могут быть краткосрочными и с длительными сроками исполнения.
Встречные компенсационные операции на денежной основе делятся на: краткосрочную компенсацию; встречные закупки; операции типа "офсет"; операции типа "свитч"; авансовые закупки.
При встречных закупках экспортер обязуется закупить товары у импортера, составляющие по стоимости определенный процент от его собственной поставки. При этом основное отличие данной операции от краткосрочной торговой компенсации на денежной основе в том, что при встречных закупках платежи по первоначальной и встречной поставкам производятся независимо друг от друга.
При операциях типа "офсет" предусматривается добровольное, джентльменское соглашение закупить товары у импортера на сумму, составляющую определенную долю от экспортной поставки, причем эта сумма часто превышает сумму поставки.
При сделках "свитч" происходит передача экспортером своих финансовых обязательств по встречной закупке товара третьей стороне.
При авансовых закупках экспортер, заинтересованный в продаже своих товаров определенному партнеру, сначала закупает у него какую-либо продукцию, т.е. экспортная и импортные операции здесь меняются как бы местами.
Внешнеэкономическая деятельность включает в себя также вывоз капитала в различных формах. Под вывозом капитала понимается перемещение за границу стоимости в денежной или товарной формах в целях по лучения прибылей или достижения иных целей. Вывоз капитала может осуществляться: в форме ссудного капитала; в предпринимательской (производительной) форме.
Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде внешних займов, кредитования внешнеторговых поставок, вкладов в иностранные банки и т.д.
Предпринимательский капитал в свою очередь может выступать в виде:
портфельных инвестиций - капиталовложений, которые не связаны с прямым контролем над зарубежными предприятиями, а реализуются путем покупки ценных бумаг (обычно не более 25 % акционерного капитала) иностранными компаниями;
прямых инвестиций - образование собственных компаний, а также вложения в иностранные предприятия, составляющие не менее 25 % уставного капитала.
Предпринимательский капитал означает организацию за границей филиалов, совместных предприятий (СП) с участием местного капитала.
Совместные предприятия во ВЭД - это, прежде всего, предприятия с участием иностранного капитала.
Кроме предприятий с участием иностранного капитала вывоз капитала в инвестиционной сфере может осуществляться в форме иностранных предприятий на территории принимающей страны без участия национального капитала.