Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия на примере ОАО «Беларуськалий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования - на основании теоретических исследований проблемы и анализа ее состояния на ОАО "Беларуськалий" найти возможные пути повышения эффективности системы управления ВЭД.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
 рассмотреть понятие ВЭД, теоретические основы управления ВЭД, государственное регулирование ВЭД;
 дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования;
 рассмотреть структуру экспорта объекта исследования;
 провести анализ существующей на предприятии системы ВЭД, выявить ее сильные и слабые стороны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях…...4
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий…………………8
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………..14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЭД НА ОАО "БЕЛАРУСЬКАЛИЙ"
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия, анализ результатов деятельности………………………16
2.2 Анализ сбытовой деятельности ОАО "Беларуськалий" на внешних рынках………………….….… 18
2.3 Анализ системы управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий" ………………..…22
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД ……………………………………..…24
Заключение……………………………………………………………..……………… 28
Список использованных источников……………………………………………..….. 30

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая упрвление вэд на предприятии.doc

— 370.00 Кб (Скачать документ)

 

Согласно представленным в аналитической таблице 2.1 данным, можно отметить следующее:

   за рассматриваемый период предприятие значительно увеличились показатели эффективности работы предприятия, так прирост выручки составил в 2008 году - 12,2 %, а в 2009 - 89,9%;

   рентабельность продукции выросла в 2008 году на 8,5% в абсолютных показателях и на 15,9% в относительных, а в 2009 году был достигнут очень высокий прирост 97,21% в абсолютных показателях и 157,8% в относительных;

   в относительных, данный прирост в 2009 году был достигнут за счет того, что цена на минеральные удобрения на внешних рынках в середине 2009 года выросла более чем в два раза;

   средняя цена минеральных удобрений в начале 2009 года составляла около 380 долларов за тонну, то в июле 2009 года по некоторым контрактам она достигала 1000 долларов за тонну, что связано с ростом цен на удобрения на мировых рынках;

   при этом рост выработки и выручки достигнут на фоне сокращения численности промышленно-производственного персонала на 1,3% в 2009 году;

   показатели выработки промышленно-производственного персонала также демонстрируют положительную динамику, так в 2008году выработка увеличилась на 20млн. р. или на 12,0 %, а в 2009 году на 172,4 млн. р. или на 92,8%, основной прирост был достигнут за счет роста выручки от реализации;

   эффективно использовались и основные фонды, несмотря на прирост среднегодовой стоимости основных фондов на 5% в 2008 году и на 13,2 % в 2009 году (высокий прирост связан со строительством пятого рудоуправления, а также обновлением имеющихся у предприятия мощностей);

   рентабельность основных средств выросла на 2,7 % в абсолютных величинах или на 18,3% в относительных в 2008 году и на 29,9% в абсолютных или на 172,9% в относительных, причина роста рентабельности высокий рост прибыли от реализации.

   среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за рассматриваемый период снизилась на 1,2% в 2008 году рост на 0,1%, а в 2009 году снижение в отношении к 2008 году на 1,3 %, в целом сокращение численности составило 205 человек.

Однако несмотря на высокие темпы производства нельзя не отметить негативные моменты в работе предприятия, так за данный период произошел высокий рост остатков готовой продукции на складах, особенно в 2009 году остатки выросли более чем в два раза в сравнении с 2008 годом и в 2.4 раза в сравнении с 2007 годом, кроме того допущен высокий рост кредиторской задолженности в размере 73,7 млрд. р. в 2008 года и на 151192 - в 2009 году. Указанная динамика является следствием мирового финансового кризиса, в результате которого значительно снизилась отгрузка удобрений на экспорт, вместо этого предприятию директивным решением концерна предписано отпускать минеральные удобрения на внутренний рынок, в основном сельскому хозяйству, предприятия которого являются зачастую неплатежеспособными - отсюда рост дебиторской задолженности предприятия.

2.2    Анализ  сбытовой деятельности ОАО "Беларуськалий"

                                на внешних рынках

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 398 "О совершенствовании экспорта калийных удобрений": исключительное право внешней торговли (в части экспорта) минеральными или химическими, калийными удобрениями закрепляется за государством и реализуется республиканским унитарным предприятием Производственное объединение "Беларуськалий" и открытым акционерным обществом "Белорусская калийная компания". При этом "Беларуськалий" осуществляет вывоз калийных удобрений за пределы Республики Беларусь и их реализацию только открытому акционерному обществу "Белорусская калийная компания", которое осуществляет продажу приобретенных калийных удобрений за пределами республики.

Закрытое акционерное общество "Белорусская калийная компания" (БКК) было учреждено в апреле 2005 года Республиканским унитарным предприятием Производственное объединение "Беларуськалий" (Республика Беларусь) и открытым акционерным обществом "Уралкалий" (Российская Федерация). При этом акционерам принадлежало по 50% акций компании.

В мае 2008 года состав акционеров изменился, и в настоящее время акции БКК распределяются следующим образом: "Уралкалий" - 50%, " Беларуськалий" - 45% и объединение Белорусская железная дорога - 5%.

Несмотря на эти изменения, главный принцип участия основных акционеров в деятельности компании - паритетность - сохранился.

Основной целью совместной работы двух предприятий в рамках единой торговой компании является удовлетворение спроса потребителей на калийные удобрения, оптимизация структуры экспортных поставок и сохранение стабильности на мировом рынке хлорида калия.

БКК предлагает своим клиентам следующие продукты: стандартный хлорид калия (белый и розовый), гранулированный хлорид калия (бело-розовый), а также все технические (содержание K2O 62%) и сельскохозяйственные разновидности (содержание K2O 60%).

Эффективно удовлетворять потребности клиентов, наращивать присутствие на экспортных рынках, продвигать свою продукцию и контролировать товарные потоки от производителя к потребителю Белорусской калийной компании помогает разветвленная товаропроводящая сеть. Региональные представительства компании расположены в Дели, Пекине, Сингапуре, Сан-Паулу (Бразилия) и Чикаго (США).

На внутренний рынок поступает в среднем около 20% калийных удобрений.

Пищевая каменная соль поставляется на внутренний рынок, а также в Россию, Прибалтику и Молдову. Техническая соль, кроме перечисленных, еще и в ряд стран Восточной и Западной Европы.

Объединением ведутся работы по расширению внедрения более эффективных систем разработки месторождений, направленных на сокращение потерь руды и повышению содержания в ней полезных компонентов.

Удельный вес экспортируемой ПО "Беларуськалий" продукции составляет 5,7% от общего объема экспорта Республики Беларусь, а в объеме её экспорта в страны дальнего зарубежья - 15,9 %. В ближайшем будущем экспортное направление будет оставаться приоритетным. Калийные удобрения, поставляемые на экспорт, имеют высокую положительную рентабельность, тогда как поставки удобрений сельскому хозяйству Беларуси осуществляются по ценам ниже себестоимости.

Структура поставок продукции за рубеж представлена в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 Структура экспорта ОАО "Беларуськалий"за 2008-2009 годы

 

Регион

2008 год

 

2009год

 

Отклонение

(+,-)

 

 

Сумма, млн. дол.

Удельный вес,%

Сумма, млн. дол.

Удельный вес,%

Сумма, млн. дол.

Удельный вес,%

Ближний Восток

21,8

0,62

21,5

1,72

-0,3

1,1

СНГ

161,3

4,58

17,6

1,41

-143,7

-3,175

Северная Америка

347,0

9,85

125,4

10,01

-221,6

0,16

Западная Европа

399,1

11,33

229,2

18,3

-169,9

6,97

Азия

1385,8

39,34

349,5

27,9

-1036,2

-11,44

Восточная Европа

421,3

11,96

186,7

14,9

-234,6

2,94

Африка

57,4

1,63

52,6

4,2

-4,8

2,57

Латинская Америка

728,8

20,69

270,1

21,56

-458,7

0,87

ИТОГО

3522,5

100

1252,7

100,00

-2269,86

0,00

 

На рисунке 2.2 представлена структура экспорта ОАО "Беларуськалий в 2008 году.

Рисунок 2.2-Структура экспорта ОАО "Беларуськалий" в 2008 году в процентах

 

На рисунке 2.3 представлена структура экспорта ОАО "Беларуськалий в 2008 году.

Рисунок 2.3- Структура экспорта ОАО "Беларуськалий" в 2009 году в процентах

 

Согласно представленным данным можно сделать следующие выводы:

   структура экспорта в 2009 году изменилась в сторону снижения удельного веса экспорта в страны Азии (Китай и Индия) на 11,4 %, а также значительным снижением экспорта в страны СНГ - на 3,17%;

   предприятие в 2009 году имело значительное в 2,8 раз снижение экспортной выручки, которое связано в первую очередь со значительным снижением цен на калийные удобрения ОАО "Беларуськалий", а во вторую со снижением спроса на калийные удобрения в странах Азии, вызванное последствиями мирового финансового кризиса.

   наибольший удельный вес в структуре экспорта калийных удобрений в году представляют страны Азии и Латинской Америки, большое место занимает также Европа (восточная и западная), поэтому расширение деятельности и налаживание торговых связей в этих регионах представляет собой важную задачу в развитии экспортного потенциала предприятия.

Важным аспектом маркетинговой и сбытовой деятельности компании является изучение текущих тенденций внешнего рынка, осуществляемое на постоянной основе аналитиками компании.

Вопросами популяризации калия в сельскохозяйственной отрасли и мониторинга меняющихся потребностей промежуточных и конечных потребителей в целях оптимизации поставок и повышения эффективности применения удобрений занимается агрономическая служба компании.

Благодаря своей уникальной позиции БКК имеет возможность оказывать существенное влияние на рынок и добиваться большей эффективности продаж.

2.3 Анализ системы управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий"

 

Система управления ВЭД на ОАО Беларуськалий (приложение 5) представлена следующим образом: непосредственную ответственность за осуществление внешнеэкономической деятельности несет заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и логистике; в его подчинении находится Управление внешнеэкономической деятельности, которое делится на два отдела Отдел поставок в страны СНГ и Отдел поставок в страны дальнего зарубежья.

Одной из методик анализа сильных и слабых сторон предприятия, его внешних, благоприятных возможностей и угроз является SWOT-анализ.

Одним из наиболее распространенных методов стратегического анализа является SWOT - анализ. SWOT - это акроним английских слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. [9, с.119].

В таблице 2.2 представлены основные факторы в SWOT-анализе структуры системы управления ВЭД ОАО "Беларуськалий".

Таблица 2.2 Основные факторы организационной среды ОАО "Беларуськалий" в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости (W):

Высокий уровень знаний у работников управления ВЭД

Недостаточная автоматизация управленческого труда

Высокая финансовая устойчивость предприятия

Необоснованный рост аппарата управления

Конкурентная оплата труда в Республике Беларусь

Отсутствие единой информационной базы управления ВЭД

Постоянное повышение квалификации работников управления ВЭД

Отсутствие четкого распределения обязанностей

Готовность руководства к изменениям текущего положения в ВЭД

Устаревшие должностные инструкции

Высокий уровень исполнительской дисциплины

Недостаточная проработка маркетингового плана по работе на внешних рынках

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда

Активизация конкурентов в борьбе за внешние рынки ("Уралкалий" "Potash Corp. ")

Благоприятная ситуация на мировом рынке наличие дефицита удобрений

Рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда

Получение внешних инвестиций связанных с оптимизацией управления

Изменения в трудовом законодательстве

Содействие государственных органов во внешнеэкономических связях

Нестабильность внешней политики Республики Беларусь

Открытие новых рынков

Эмбарго на торговлю с республикой

Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия на примере ОАО «Беларуськалий»