Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования - на основании теоретических исследований проблемы и анализа ее состояния на ОАО "Беларуськалий" найти возможные пути повышения эффективности системы управления ВЭД.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
рассмотреть понятие ВЭД, теоретические основы управления ВЭД, государственное регулирование ВЭД;
дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования;
рассмотреть структуру экспорта объекта исследования;
провести анализ существующей на предприятии системы ВЭД, выявить ее сильные и слабые стороны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях…...4
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий…………………8
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………..14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЭД НА ОАО "БЕЛАРУСЬКАЛИЙ"
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия, анализ результатов деятельности………………………16
2.2 Анализ сбытовой деятельности ОАО "Беларуськалий" на внешних рынках………………….….… 18
2.3 Анализ системы управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий" ………………..…22
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД ……………………………………..…24
Заключение……………………………………………………………..……………… 28
Список использованных источников……………………………………………..….. 30
Вывоз национального капитала за пределы страны предусматривает такую его форму, как организацию за границей зарубежных предприятий.
В производственной и инвестиционной сфере, кроме традиционно сложившихся форм внешнеэкономической деятельности в виде организации совместных, иностранных предприятий и др., набирают в последнее время силу новые организационные формы внешнеэкономической деятельности в виде свободных экономических зон (СЭЗ), транснациональных (международных) финансово-промышленных групп (ТФПГ, МФПГ) и т.д.
В экономической теории и практике свободные экономические зоны как организационные структуры рассматриваются с двух позиций. В первом случае, под СЭЗ понимается конкретная, определенная территория, с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной и иной деятельности (территориальные СЭЗ). Согласно второй точки зрения, зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества для национальных и иностранных предпринимателей (функциональные, или точечные СЭЗ).
С точки зрения специализации, несмотря на разнообразие, можно условно выделить следующие типы СЭЗ:
Зоны свободной торговли (порты, транзитные зоны, беспошлинные и таможенные склады и т.д.). Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой ограниченную территорию, которая рассматривается вне таможенной территории государства, деятельность которой базируется на смягчении или отмене таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону.
Экспортные промышленные зоны (ЭПЗ). Деятельность данных зон ориентирована на производство экспортной продукции путем привлечения зарубежных инвестиций в экспортные отрасли. ЭПЗ представляют собой часть территории государства, имеющую определенные административные границы и подготовленную для промышленного освоения. Для данного типа зон характерен широкий спектр льгот.
Банковские и страховые зоны (с льготным режимом осуществления этих операций). В этих зонах создаются особые условия для банковского (отмена минимальных резервов, предписаний размера собственного капитала, ставки процента), страхового (отмена ограничений в сфере страхования) капитала, что облегчает доступ к международным финансовым рынкам и ресурсам. Во многих странах эти зоны являются как бы составной частью ЭПЗ. В этом случае на территории последних создаются филиалы иностранных банков и финансовых компаний.
Технологические зоны (технологические парки, технополюсы). Технопарки и технополюсы представляют собой региональную систему совместного предпринимательства, основанную на синтезе капвложений в фундаментальные и прикладные исследования с целью создания новых технологий и образцов промышленной продукции.
Комплексные зоны (свободные города, особые районы и т.д.). Включают в себя элементы всех вышеперечисленных зон и призваны решать целый блок социально-экономических, финансовых и других проблем.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой форму интеграции финансового, промышленного и торгового капитала посредством системы участия в акционерном капитале или долгосрочных соглашений о поставках.
В отличие от других форм интеграции и организации производства (концернов, трестов, холдингов и т.д.), финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной (материнской) компании юридически и хозяйственно-самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики, - банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие финансово-кредитные учреждения, а также промышленные, торговые, строительные и транспортные компании.
Особенностью ФПГ является наличие в их структуре банковского и иного финансового капитала, а также коренное изменение их роли в деятельности группы. В ФПГ финансовый, в т. ч. и банковский капитал, функционально вовлечен в сферу деятельности группы промышленных, торговых и иных предприятий, причем кредитная политика банковского и иного финансового капитала подчинена задачам реализации стратегии развития всей группы.
Финансово-промышленные группы классифицируются по различным признакам: характеру собственности (государственные, частные, смешанные); принадлежности капитала (национальные, транснациональные); главе или материнской компании (финансово-промышленные, промышленно-финансовые); принципу построения (вертикально-интегрируемые, горизонтально-интегрируемые, конгломераты) и т.д.
Особое место в мировой экономике занимают транснациональные ФПГ (ТФПГ). Транснациональные финансово-промышленные группы позволяют обеспечить применение НТП, сохранить устойчивость кооперационных связей, значительно расширить за счет объединения капитала инвестиционные и экспортные возможности, повысить эффективность производства и мировой экономики в целом [6, с.97].
Выделение транснациональных компаний предполагает в мировой практике в качестве определяющих различные признаки: годовой оборот и наличие филиалов в различных странах (соответственно более 100 млн. долларов и филиалы не менее чем в 6 странах); величина процента продаж, реализуемая за пределами страны-резидента и т.д.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность охватывает различные направления ее осуществления. Каждый вид и направление внешнеэкономической деятельности субъектов, участвующих в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений. Особое место среди них отводится валютно-финансовым отношениям.
1.3Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Республика Беларусь провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать белорусский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.
Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РБ или указах Президента Республики Беларусь.
В законодательстве сформулированы принципы государственного регулирования:
единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РБ;
единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
единство таможенной территории РБ;
приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация;
защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.
Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания [1].
Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.
Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта - экспорта готовой продукции. Правительство Республики Беларусь принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа белорусских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Республики Беларусь с иностранными государствами.
В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими законами и иными правовыми актами РБ [5, с. 20].
Государство всячески содействует белорусским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, белорусский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
2. Анализ система управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий"
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия, анализ результатов деятельности
Функционируя на базе Старобинского месторождения калийных солей ОАО "Беларуськалий" включает в себя пять рудоуправлений, вспомогательные цеха и обслуживающие подразделения, в которых занято около 20 тысяч человек.
В состав каждого рудоуправления входят рудник для добычи калийной руды и обогатительная фабрика для ее переработки и выпуска минеральных калийных удобрений в форме мелкозернистого, мелкокристаллического и гранулированного концентрата хлористого калия. Кроме того, объединение выпускает техническую, пищевую и кормовую поваренную соль.
Основным продуктом деятельности объединения является мелкозернистый и гранулированный хлористый калий с массовой долей калия в пересчете на К2О не ниже 60%.
В составе предприятия имеются централизованные вспомогательные цехи и службы, энергетические, транспортные, связи, ведомственная охрана.
В состав подразделений социального и культурно-бытового назначения входят: цех подсобного сельского хозяйства; столовые; 19 детских дошкольных учреждений; жилищно-коммунальное хозяйство, обслуживающее общежития, санаторий-профилакторий, базу отдыха, Дворец культуры, спорткомплекс. При ЖКХ созданы и функционируют хозрасчетная стоматологическая служба, хозрасчетный лечебно-оздоровительный центр.
Функционируют редакции многотиражной газеты и радиовещания.
Управление предприятием осуществляет полностью или частично централизованные функции: финансового, инженерного, производственно-технического, юридического, контрольно-ревизионного, геолого-маркшейдерского, механического, энергетического, транспортного, хозяйственного обслуживания, а также бухгалтерского учета, технико-экономического планирования, организации и оплаты труда, формирования и подготовки кадров, охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды, управления движением ценных бумаг, общественного питания и социального развития, капитального строительства, гражданской обороны и т.п.
В таблице 2.1 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2006 - 2008 годы, данные представленные в таблице составлены на основании форм бухгалтерской и статистической отчетности, в частности Формы 1 "Бухгалтерского баланса" (приложения 1,2) и Формы 2 "Отчета о прибылях и убытках" (приложения 3,4).
Таблица 2.1 - Показатели деятельности ОАО "Беларуськалий" за 2007 - 2009 годы
Показатели | 2007 г. | 2008г. | 2009 г. | 2008к 2007 |
| 2009к 2008 |
|
|
|
|
| Абсолютное отклонение | Относительное отклонение, % | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение, % |
Выручка от реализации, без налогов, млн. р. | 2787381 | 3128337 | 5942017 | 340956 | 12,2% | 2813680 | 89,9% |
Себестоимость калийных удобрений, млн. р. | 1 546 736 | 1 657 836 | 1 987 253 | 111 100 | 7,2 | 329 417 | 19,9 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. р. | 5 615 125 | 5 898 241 | 6 677 748 | 283 116 | 5,0 | 779 507 | 13,2 |
Среднесписочная численность промышленно-производств. персонала, чел. | 16 791 | 16 812 | 16 586 | 21 | 0,1 | -226 | -1,3 |
Прибыль от реализации, млн. р. | 821 829 | 1 021 321 | 3 156 058 | 199 492 | 24,3 | 2 134 737 | 209,0 |
Производительность труда, млн. р. | 165,9 | 185,9 | 358,3 | 20,0 | 12,0 | 172,4 | 92,8 |
Фондоотдача, р. | 0,50 | 0,53 | 0,89 | 0,0 | 6,8 | 0,36 | 68,0 |
Рентабельность продукции, % | 53,13 | 61,61 | 158,82 | 8,5 | 15,9 | 97,21 | 157,8 |
Рентабельность основных средств, % | 14,6 | 17,3 | 47,3 | 2,7 | 18,3 | 29,9 | 172,9 |
Затраты на 1 рубль продукции | 0,56 | 0,53 | 0,33 | 0,0 | -4,5 | -0, 20 | -37,0 |
Прибыль на 1 рубль продукции | 0,30 | 0,33 | 0,53 | 3,2 | 10,8 | 20,4 | 62,5 |
Остатки готовой продукции, млн. р. | 39 892 | 47 712 | 95 621 | 7820 | 19,6 | 47 909 | 100,4 |
Дебиторская задолженность, млн. р. | 438 583 | 512 347 | 663 539 | 73 764 | 16,8 | 151 192 | 29,5 |
Среднемесячная заработная плата 1 ППП, р. | 1 452 812 | 1 680 448 | 2 132 258 | 227 636 | 15,7 | 451 810 | 26,9 |